Глава 3. Пиренейский полуостров 4 глава




25 ноября 1380 г. в Париже толпа разграбила дома евреев и силой начала крестить детей. Обрио потребовал возвращения детей их родителям. 21 января 1381 г. Обрио был вызван к епископу и инквизитору и был отлучен от Церкви за неявку. Это заставило его подчиниться; но когда он в феврале предстал перед инквизитором, его заключили в епископскую тюрьму и начали суд. В вину ему ставили дело о еврейских детях и освобождение из тюрьмы одного осужденного инквизитором за ересь. Несмотря на слабость обвинения, Обрио был тут же осужден на костер, причем ему не разрешили даже принести раскаяние и отречься от заблуждений; но светские князья настояли, чтобы ему дана была эта возможность спасти свою жизнь. 17 мая состоялось торжественное аутодафе, и Обрио смиренно покаялся и отрекся от ересей, в которых его обвинили. Смерть на костре заменили ему пожизненным тюремным заключением и конфискацией имущества. В тюрьме он просидел до 1382 г.; в это время вспыхнуло восстание и народ освободил Обрио и поставил во главе восставших. Но в тот же вечер Обрио бежал в свою родную Бургундию, где жизнь его окончилась в полной безвестности.

После этого события нет почти ни одного упоминания о парижской инквизиции, хотя она и продолжала существовать. В 1388 г. Фома Апулийский утверждал, что он послан Св. Духом для преобразования мира. Университет и епископ судили этого еретика-реформатора и постановили сжечь его сочинения; он был приговорен к пожизненной тюрьме, так как его признали сумасшедшим.

К ограничению значения инквизиции во Франции повело то, что она прекратила прилив конфискаций в государственное казначейство и более ничего не делала для упрочения королевской власти. Даже и во время высшего расцвета инквизиции старались представить королевский суд верховной судебной властью. Инквизитор Генрих де Шамэ, обеспокоенный усилиями Филиппа Валуа взять под свой контроль и ограничить духовную юрисдикцию, добился в ноябре 1329 г. от короля указа, которым подтверждались все привилегии инквизиции; все светские чиновники снова предоставлялись в распоряжение святого трибунала; признавались не имеющими значения все грамоты от королевского трибунала, которые могли бы мешать инквизиторам. Но сам Генрих де Шамэ, однако, был в 1328 г. назначен инквизитором уже не папой, а королем. В 1334 г. Филипп приказал восстановить все старинные привилегии инквизиторов, отожествляя их с королевскими чиновниками. Теперь инквизиция уже зависила вполне от короля и была поставлена под контроль парламента.

Инквизитор, как чиновник королевства, получал жалованье от государства или, в крайнем случае, от города. Юрисдикция королевского трибунала – парламента – была тогда уже признана высшей даже в религиозных вопросах. В 1385 г. в Реймсе возник спор между городским муниципалитетом и архиепископом по вопросу о преступлении богохульства. Стороны согласились подсудность богохульства оставить за архиепископом. Но через двадцать лет дело о богохульстве уже было передано в парламент, который вынес приговор, благоприятный для архиепископа; притом не было даже упомянуто о праве на вмешательство инквизиции. Великий Раскол и последовавшие Костанцский и Базельский соборы сильно пошатнули папскую власть, на которой основывался авторитет инквизиции. Карл VII в отношении Рима всегда проявлял непослушание. В опубликованной в 1438 г. Прагматической Санкции Карл VII предоставлял Галликанской Церкви независимость и усиливал юрисдикцию парламента. Когда в 1461 г. Людовик XI отменил этот акт, то парламент обратился к королю с увещеваниями и продолжал применять отмененный закон. Только Франциск I своим конкордатом 1516 г. уничтожил его совсем.

Парижский университет много содействовал падению влияния инквизиции. Он заменял последнюю в вопросах исследования учений и в определении преступлений ереси. Университет давал экспертов епископам и инквизиторам при разрешении спорных вопросов. После того как на место старых угасших ересей нарождались новые, подвергалось обсуждению университета все, что не сходствовало с учением католической Церкви, и решение ученой корпорации считалось окончательным.

Однако инквизиция не перестала существовать. Папы были заинтересованы в поддержании инквизиции; должность инквизитора пользовалась еще влиянием и иногда приносила доходы; и поэтому ее горячо домогались. В 1414 г. два кандидата спорили о месте в Тулузе; в 1424 г. в Каркассоне разыгралась позорная ссора между двумя соискателями. Женевская епархия была также предметом спора. Еще Николай IV в 1290 г. присоединил женевский кантон вместе с другими французскими кантонами к доминиканскому инквизитору Безансонской провинции. Женева в церковном отношении зависела от Виеннской архиепископии, которая находилась тогда в ведении францисканской инквизиции Прованса, и папа Григории XI в 1375 г. отнес Женеву к провансальской инквизиции. Это подтверждалось в 1409 и 1418 гг. Мартин вернул доминиканцам Женеву в 1419 г. Однако в 1434 г. Евгений IV снова отдал Женеву францисканской инквизиции. Но в 1472 г. при Сиксте IV в Женеву и Лозанну были назначены доминиканцы, в 1491 г. – также.

Однако пост инквизитора, хотя его и упорно домогались, не давал никаких законных доходов. Во время смут XV в. корона прекратила отпуск денег инквизиторам. В 1409 г. Александр V предписал своему легату изыскать средства для покрытия расходов инквизитора, его помощника, нотариуса и служителей. Легат предложил, чтобы или евреи Авиньона уплачивали триста марок золотом, или каждый епископ уплачивал расходы инквизитора за все время пребывания его в епархии, или каждый епископ давал ежегодно по десять флоринов за счет духовных завещаний, сделанных с благотворительной целью. В 1418 г. Мартин V также писал нарбоннскому архиепископу, чтобы он изыскал средства на покрытие неотложных нужд инквизиции.

Несмотря на материальные затруднения и падение влияния, инквизиция продолжала деятельность. В 1430 г. инквизитор вместе с епископом Турнэ сжег несколько еретиков в Лилле. В 1431 г. Филипп Добрый приказал своим чиновникам приводить в исполнение все приговоры инквизитора в Лилле и Камбрэ. Однако указом Филиппа Доброго чиновникам предписывалось производить аресты только в том случае, если было произведено предварительное следствие и были соблюдены все законные формальности.

Когда англичане были окончательно изгнаны из Франции, Николай V решил в полной мере восстановить инквизицию и укрепить ее. Булла от 1 августа 1451 г., посланная инквизитору Франции, отдает под его юрисдикцию не только королевство Францию, но и герцогство Аквитанское, Гасконь и Лангедок. Папа поручал инквизитору ведение всех преступлений, подсудность которых инквизиции была до сих пор спорной: богохульство, святотатство, колдовство, преступления противоестественного характера. Инквизитор получал право вести все дела и выносить решение, не приглашая на совещание епископа.

Несмотря на все усилия папы, ничто не могло поднять инквизицию во Франции до былого всесилия. В 1458 г. лионский инквизитор, жестокость которого возбудила всеобщую вражду, был заключен гражданами в тюрьму, и Пий II и его легат с трудом добились его освобождения.

В это время критическое отношение к инквизиции стало чрезвычайно сильно. Она настолько лишилась своей силы и влияния, что уже даже процессы над еретиками проходили без участия святого трибунала. В 1459 г. был сожжен в Лилле еретик Альфонс Португальский. Во всем его деле нигде не упоминается об участии святого трибунала. Инквизиция не вмешалась в дело священника, который 3 июня 1491 г. во время богослужения бросил на пол и растоптал Святые Дары; святотатец утверждал, что тело и кровь Христа не были пресуществлены в Святых Дарах; он решительно отказался отречься от этой ереси и был сожжен на костре.

В 1485 г. инквизитор Франции, Аквитании, Гаскони, Лангедока именует себя уполномоченным Св. Престолом и парламентом: обе власти признавались равными, и назначение, исходящее от папы, получало законную силу после утверждения королевского трибунала. Однако власть инквизиции все еще не была уничтожена окончательно: в 1521 г. доминиканский приор в Безансоне сжег торжественно двух оборотней.

Вальденская ересь представляет интересный и обособленный эпизод в общей истории преследований. После уничтожения катаров вальденцы были единственными еретиками во Франции, дававшими инквизиции поле действия.

Из Лиона вальденская ересь распространилась по всей Франции. Во Франш-Контэ граф Бургундский просил в 1248 г. Иннокентия IV ввести инквизицию, так как там появилось много вальденцев после прекращения деятельности святого трибунала в 1257 г. В 1251 г. нарбоннский архиепископ осудил вальденцев на пожизненное тюремное заключение. В большинстве вальденцы были простые жители гор, у которых нечего было конфисковать, и гораздо выгоднее было преследовать богатых катаров. Правда, с 1271 по 1274 г. каркассонский сенешаль побуждал инквизиторов энергичнее действовать против вальденцев, и тогда число обвинений значительно увеличилось; но между прибрежными общинами Роны, общинами многолюдными, инквизиция была введена сравнительно поздно: в графстве Венессен только в 1288 г., в Дофинэ в 1292 г., когда распространение ереси приняло угрожающие размеры. В 1288 г. отмечают также рост не католического населения в провинциях Арля, Э и Эмбрена: Николай IV послал в этом году дворянам и магистратам этих провинций эдикты Фридриха II с приказанием строго применять их, а инквизиторы получили от него правила судопроизводства. На аутодафе 1316 г. тулузский инквизитор Бернар Ги присудил к пожизненному тюремному заключению одного вальденца, а другого сжег как не раскаявшегося еретика. На ауто 1314 г. восемнадцать вальденцев были осуждены на паломничества, причем некоторым нашили кресты; двадцать шесть были приговорены к пожизненному тюремному заключению, и трое сожжены. На ауто 1321 г. были сожжены муж и жена, отказавшиеся отречься от заблуждений. На ауто 1322 г. восемь человек были осуждены на паломничества, причем пятерым из них нашили кресты; двое приговорены к тюрьме, и было вырыто и сожжено шесть трупов; брата одного осужденного сожгли в Авиньоне. Все еретики, наказанные в 1319 г., были из Оша, между тем прозвище бургундцев, данное народом вальденцам, указывает на то, что Франш-Контэ продолжал быть главным центром ереси. На ауто 1322 г. многие осужденные были беглецами, пришедшими из Бургундии, где вальденская церковь имела правильную организацию и иерархию.

Бернар Ги дает ценное изложение вальденского учения в том виде, как оно существовало в его время, после полуторавекового преследования, когда вальденцы окончательно порвали с католичеством и только свою церковь считали истинной. У них были епископы, священники и диаконы. Ежегодно в одном из больших городов собирались два или три главных капитула, назначали духовных лиц и устанавливали, какие меры следует принять для распространения их учения. Вальденцы не признавали таинства священства. Правда, они верили в пресуществление, но обращение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа зависело от нравственной чистоты совершавшего богослужение. Человек грешный не мог освятить Святые Дары, тогда как это мог совершить всякий добродетельный мужчина или женщина. Так же смотрели и на отпущение грехов; право вязать и разрешать было дано Христом непосредственно всякому, кто принимал исповедь и накладывал епитимьи. Эта упрошенная вера не знала Чистилища, поэтому заупокойные обедни и обращение к посредничеству святых были излишни; и вообще святые никого не слушали и никому не помогали; мнимые чудеса, творимые от их имени в церквах были обманом; не надо было соблюдать постов и предписанных календарем праздников; индульгенции, выгодно продаваемые римской Церковью, ничего не стоят. Клятва и человекоубийство были безусловно запрещены. Остаток традиционного стремления к аскетизму побуждал их вести образ жизни вроде монашеского братства, члены которого отрекались от всякой личной собственности и давали обет целомудрия и послушания высшему. Бернар Ги не придавал большого значения слухам о свальном грехе, который происходил будто бы на их ночных собраниях; но, впрочем, он упоминает об. этом, как и о народном веровании в то, что на собрания вальденцев приводили собаку, которая хвостом окропляла присутствовавших.

Учение вальденцев, заключавшее в себе также и непротивление злу, делало этих еретиков вообще легкою добычею инквизитора. Однако жестокое преследование, предпринятое в это время инквизитором Прованса, вызвало кровавое возмездие. В 1321 г. инквизитор поручил двум монахам произвести расследование в епархии Баланса. Ранее множество граждан было там присуждено к унизительному ношению крестов. При приближении новых инквизиторов осужденные и их друзья составили заговор и убили этих монахов.

Несколько вальденцев было захвачено в 1328 и 1329 гг. каркассонским инквизитором. Преследование в следующие годы никогда не прекращалось полностью; тем не менее ересь продолжала расти; учение вальденцев было доступно бедным и неграмотным, и поэтому все более проникало в народ, несмотря на все усилия инквизиции.

В 1335 г. Бенедикт XII просил дофина Виеннского оказать поддержку инквизиторам. С 1336 по 1346 г. были снаряжаемы походы против вальденцев. Некоторые из этих еретиков отреклись, другие были сожжены; имущества их были конфискованы; кости покойников вырыты из могил. В 1344 г. тулузский инквизитор энергично напал на вальденцев в Лангедоке, но только рассеял их по Беарну, графству Фуа и Арагону. В 1348 т. в ответ на обращение Климента VI дофин Виеннский послал своим чиновникам приказ помогать духовным властям; на этот раз было схвачено двенадцать вальденцев, которых сожгли на кафедральной площади Эмбрена.

Когда Дофинэ сделался уделом французской короны, 20 октября 1351 г. властям Безансона было предписано дать вооруженную помощь инквизитору в его поход против еретиков Бриансонской области. Различные епитимьи были наложены в 1353 г. инквизитором Прованса на семерых вальденцев. Более успешна была деятельность эмбренского архиепископа, прозванного апостолом вальденцев. Он действовал с 1352 по 1363 г. кротостью и убеждением, ему удалось вернуть многих еретиков в лоно Церкви. С 1363 по 1365 г. Урбан V понуждал светские власти и инквизиторов Прованса действовать энергичнее. Вооруженные экспедиции были посланы в горы, и успех их был очень значителен: много упорствующих еретиков было сожжено, другие спасли свою жизнь отречением; их скудное имущество было конфисковано, но его стоимости не хватало даже на покупку дров для костра, на котором сжигали владельца.

Призванный в 1370 г. на папский престол Григорий XI скоро обратил внимание на то, что Прованс, Дофинэ и Лионская провинция были полны вальденцев и даже много знатных начало переходить в ересь. Королевские чиновники оказывали содействие инквизиторам. Делопроизводство инквизиторов подвергали пересмотру светских судов, даже выпускали на свободу арестованных. Гражданские чиновники отказывались дать присягу в том, что они очистят страну от ереси, и открыто поддерживали еретиков, в особенности если преследование направлялось против людей знатных.

В 1375 г. папа упрекал короля за покровительство еретикам и грозил духовным наказанием ему и некоторым знатным, замеченным в сочувствии ереси. Инквизитору было дано право требовать услуг доминиканцев, францисканцев, кармелитов и августинов, чтобы распространить по стране истины религии. Эти усилия увенчались известным успехом. Король издал указы строго применять законы против ереси. Инквизитор Прованса, обеспеченный действительной поддержкой, начал действовать в первые дни мая 1375 г. и зверски расправился с населением Фрейсиньера, Аржантьера и Валь-Пюта (или Валь-Луиз).

Несмотря на многочисленные костры, на которых сжигали закоренелых еретиков, в стране не было свободных тюрем для заключенных. Григорий IX немедленно приказал построить новые обширные тюрьмы в Эмбрене, Авиньоне и Виенне и обязал прелатов доставить в течение трех месяцев четыре тысячи флоринов золотом на постройку тюрем и ежегодно в течение пяти лет давать на содержание заключенных по восемьсот флоринов, в случае ослушания папа грозил отлучить их от Церкви. Для поддержки инквизиции в 1376 г. папа попытался оставлять себе часть конфискаций, но король Карл только в 1378 г. согласился давать инквизиторам ежегодно жалование в том размере, в каком получали инквизиторы Тулузы.

Для пополнения своей казны Григорий обратился к индульгенциям; воззвание папы от 15 августа 1376 г. гласило: «Всем нашим верным в Иисусе Христе! Ввиду того, что облегчение узников относится к числу добрых дел, верные должны с любовью придти на помощь к заключенным, страдающим от крайней нужды. Так как мы знаем, что наш возлюбленный сын – инквизитор заключил в тюрьму под надежную охрану или под наказание много еретиков и людей, известных за таковых, которые, ввиду их бедности, не могут содержаться в тюрьме, если к ним не придет на помощь щедрость верных; так как мы желаем, с другой стороны, чтобы эти узники не умерли с голоду, но чтобы они имели время покаяться в своих тюрьмах, и так как, наконец, наши верные в Иисусе Христе могут по своему благочестию протянуть нам руку помощи, то мы уведомляем, просим и убеждаем вас всех, за отпущение вам ваших грехов, уделить из богатств, данных вам Богом, милостыню и благостыню на содержание этих узников, дабы можно было поддержать их благодаря вашей помощи и дабы вы через это доброе дело и другие добрые дела, которые внушит вам Бог, могли получить вечное блаженство».

Григорий 28 декабря 1375 г. дал строгий выговор гражданским чиновникам Дофинэ за небрежное исполнение ими приказаний короля помогать инквизиторам; выговор был повторен 18 мая 1376 г. Однако, несмотря на жестокие гонения, число вальденцев постоянно растет, в 1377 г. это отмечает и упрекает инквизиторов в небрежном исполнении своих обязанностей папа Григорий IX.

В 1380 г. новый папа Климент VII возобновил полномочия инквизитора Бореля; деятельность этого изувера продолжалась до 1393 г., и жертвы его исчислялись сотнями. Только в 1393 г. сто пятьдесят еретиков были сожжены в один день в Гренобле по его приказанию. Обращенным оставлялось их имущество, но они обязывались платить ежегодно инквизитору своими трудовыми деньгами известную сумму, как это видно из списка, составленного в 1385 г.

В сущности, в эту эпоху вальденцы были единственными еретиками, с которыми Церкви приходилось бороться. Но после XIV в. инквизиция во Франции бездействовала: епископские суды были единственными, ведущими преследование ереси. Однако о вальденцах епископы не забывали, а инквизиторы им помогали даже без напоминании пап.

В 1417 г. одна женщина была сожжена в Монпелье за принадлежность к вальденской ереси инквизитором, действовавшим совместно с епископом Магеллона; Инквизитор Эмбрена в августе 1417 г. писал на Базельский собор, что, несмотря на многочисленные казни, уже произведенные им, вальденцы продолжают процветать в долинах Фрейсиньера, Аржантьера и Пюта, некогда почти лишенных жителей после жестоких походов Бореля. Он содержит в темницах в Эмбрене и Безансоне шесть еретиков-рецидивистов, которые назвали ему более пятисот еретиков, и он надеется в самом непродолжительном времени схватить этих мятежников.

В 1441 г. инквизитор Прованса сделал несколько попыток преследования, но без большого успеха. В 1465 г. в Лилле проходил процесс пяти вальденцев, из которых четверо принесли покаяния, а один был сожжен.

Пользуясь некоторым ослаблением преследования в XIV-начале XV вв. вальденцы осмеливались открыто проповедовать свою веру и многих совратили. Мало того, когда епископы или инквизиторы пытались их усмирить, они обращались с жалобой в королевский суд, который давал им охранные грамоты. Поэтому 1 июня 1475 г. Сикст писал Людовику XI, что король, по-видимому, не знает, как поступают его представители; иначе он поторопился бы осудить их поступки и предоставил бы, как было прежде, инквизиции поддержку всех сил государства. Только в 1475 г. инквизиторы серьезно занялись преследованием вальденцев в долинах у истоков Дюранса. Тем не менее государство сильно ограничило произвол инквизиторов.

Ордонансом 18 мая 1478 г. король объявлял, что все его подданные в Дофинэ – добрые католики. С пренебрежением упоминает он о «старых нищих», которые именуют себя инквизиторами, мучают верных католиков обвинениями в ереси и изнуряют их преследованиями перед королевскими и духовными трибуналами с единственной целью выжать из них деньги или поживиться от конфискаций. В заключение он запрещает своим представителям помогать этому делу; он повелевает восстановить еретиков во владении отнятым у них родовым имуществом и, чтобы положить предел обманам и злоупотреблениям инквизиторов, впредь не позволять им преследовать королевских подданных.

Покушение святого трибунала на вальденцев Дофинэ на некоторое время прекратилось. В 1483 г. смерть Людовика XI лишила их покровителя. По ходатайству архиепископа Эмбренского, Иннокентий VIII снова приказал начать преследования. Инквизитор-францисканец, действия которого вызвали в 1475 г. жалобу королю, снова принялся за дело и сжег двух консулов Фрейсиньера. Раздраженный упорством еретиков, архиепископ предложил им летом 1486 г. или покинуть страну, или покориться. Так как они не исполнили ни того, ни другого, то он их отлучил от Церкви. В 1488 г. был предпринят крестовый поход против Дофинэ и Савойи. Делегат папы получил помощь от парламента Гренобля; была собрана армия. В марте 1489 г. крестоносцы двинулись в поход на долину Пражелато, и в течение нескольких дней жителям оставался только выбор между отречением от ереси и смертью, пятнадцать закоренелых еретиков было сожжено. В Валь-Клюзоне и Фрейсиньере сопротивление было более упорное; там началась такая резня, что напуганные жители Аржантьера покорились без сопротивления. В Валь-Пюте население укрылось в пещере Эгю-Фред, но крестоносцы зажгли огонь у входа в пещеру, там задохнулось три тысячи человек, в том числе четыреста детей. Этот поход и конфискации, которые разделили между собой Карл VIII и эмбренский архиепископ, нанесли смертельный удар вальденской ереси. Чтобы ересь не воскресла, инквизитор Прованса продолжал вызывать на суд, произносил обвинения против не явившихся, конфисковал имущество еретиков-рецидивистов и закоренелых.

Вступление на престол Людовика XII дало новое направление делам вальденцев. Королевский канцлер провел в Париже совещание, на котором депутаты Фрейнсиньера встретились с новым эмбренским архиепископом и с уполномоченными Гренобльского парламента. Было постановлено отправить на место папских и королевских комиссаров для изучения вопроса о мнимых еретиках. Комиссары явились в Фрейсиньер и допросили свидетелей, которые убедили их в том, что все население, вопреки настойчивым заявлениям архиепископа, строго католическое. Были сняты все отлучения и положен конец преследованиям. 12 октября 1502 г. Людовик XII утвердил это решение. Папа Александр VI, сын которого Цезарь Борджиа получил от Людовика XII эту область, не имел никакого желания ссориться с королем. Однако вальденцам не удалось вырвать из рук эмбренского архиепископа конфискованные земли, несмотря на распоряжение короля об их возвращении прежним владельцам. В провинции Безансон, несмотря на то, что время от времени возжигались костры, ересь продолжала распространяться до 1514 г., пока не был послан туда епископ Ангулема. Принятые им меры и энергичное содействие, оказанное ему светской властью, в несколько лет искоренили ересь.

Во время Реформации последние вальденцы слились с кальвинистами.

 

Глава 3. ПИРЕНЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ

 

Арагонское королевство, простиравшееся к западу и востоку от Пиренеев, имело население, родственное по происхождению и языку жителям Южной Франции. Еретическая миссионерская деятельность основывалась в Барселоне; изгнанные еретики нашли убежища в горах Урхеля и Серданья. Однако к западу от Пиренеев ересь никогда не была так сильна, как к востоку, и уничтожение ее не потребовало больших усилий. Около 1250 г. наиболее многочисленными еретиками в Арагоне были вальденцы. В конце XII в. Альфонс II и Петр II издали против них жестокие эдикты.

Во время альбигойских войн сочувствие арагонцев было скорее на стороне еретиков, чем католиков. Единственное преследование за это время было предпринято в 1215 г. архиепископом Таррагоны: он поручил изгнать еретиков из своей епархии монастыря Скала Деи. В документе от 1220 г. архиепископ восхваляет ревность приора и монахов и в награду дает им несколько аллодов. В 1226 г. король Иаков запретил еретикам въезд в свое государство. Другой указ, лишавший «общественного мира» еретиков, их защитников, сторонников и укрывателей, был издан в 1228 г. по настоянию доминиканца Раймунда де Пеннафорте, духовника молодого короля. Этот монах убедил короля просить Григория IX прислать инквизиторов, чтобы очистить страну от еретиков: булла от 26 мая 1232 г. архиепископу Эспараго де Барка и его представителям предписывает им произвести в своих епархиях розыск еретиков или лично, или при помощи доминиканцев. Все еретики, которых удастся обнаружить, должны быть наказаны согласно статутам, изданным папой и римским сенатором Аннибальдо. Но здесь еще нет и речи о папской или доминиканской инквизиции.

В 1233 г. король Иаков по настоянию прелатов издал в Таррагоне статут, согласно которому сеньоры за оказание покровительства еретикам в пределах своих владений подлежали ответственности за вероломство; земли их переходили к сюзерену, а если это были аллоды, то к самому королю. Жилища еретиков, если они были аллодиальные, подлежали уничтожению, а если они пользовались ими на ленном праве, подлежали переходу в руки сеньора. Всякий, признанный еретиком или заподозренный в ереси, лишался права избрания на общественные должности. Чтобы невинный не пострадал вместе с виновными, право наказания еретиков предоставлялось исключительно епископу. Епископам предлагалось в местностях, заподозренных в ереси, наделять своей властью священника или какое-либо духовное лицо. Король или его бальи должны были назначить двух или трех мирян для розыска еретиков, для предупреждения побега подсудимых и выдачи их в руки епископа, королевских чиновников или местного сеньора. На этом смешении духовных и светских принципов здесь зарождалась инквизиция, существенно отличавшаяся от образовавшейся в это время в Тулузе. В случае небрежного исполнения дела арагонским инквизиторам начала XII в., если они были лица духовного звания, грозило отнятие бенефиций, а если они были миряне,- штраф.

По просьбе нового архиепископа Гильена Монгриа 30 апреля 1235 г. папа Григорий IX послал ему кодекс всего инквизиционного делопроизводства.

По настоянию Григория инквизиторы-доминиканцы в 1237 г. впервые появляются в Арагоне: виконт Кастельбо, ленник Урхельского епископа в 1237 г. предоставил в своих землях полную свободу действий инквизиции. Кастельбо долго считалось гнездом катаров. В 1225 г. под покровительством прежнего сеньора данной местности совершенные еретики открыто проповедовали там свое учение. Инквизиторы разрушили два дома, вырыли и сожгли кости восемнадцати покойников, осужденных в качестве еретиков, увели до сорока пяти захваченных мужчин и женщин, осудили пятнадцать скрывшихся бегством и не вынесли никакого решения о нескольких других. Однако урхельскому епископу этого показалось мало, и он осудил и отлучил от Церкви давнего своего врага, графа де Фуа Рожера Бернара, как защитника еретиков; и только в 1240 г. благодаря вмешательству таррагонского архиепископа епископ дал ему прощение, но предварительно Рожер покорился, отрекся от ереси и дал присягу перенести всякую епитимью. В 1238 г. была основана в Арагоне инквизиция, и в апреле того же года Григорий IX писал францисканскому министру и доминиканскому приору Арагона о распространении ереси по всему королевству и о том, что еретики открыто нападают на Церковь, которую хотят подавить. Нищенствующим монахам было приказано энергично расследовать ересь и разыскивать еретиков, применяя опубликованные папою статуты и прибегая в случае надобности к светской власти. Григорий принимал подобные же меры и относительно Наварры, также наполненной еретиками. Он назначил туда инквизиторов – францисканского настоятеля из Памплоны и доминиканца.

После 1246 г. страна была присоединена к арагонской инквизиции. В Арагоне епископ Барселонский организовал инквизицию в своей епархии до 1241 г. В 1242 г. собор в Таррагоне, созванный архиепископом, опубликовал кодекс, определяющий отношение Церкви и еретиков и долго применявшийся не только в Испании, но и во Франции. Появление этого кодекса дало толчок к возобновлению преследования в Кастельбо, которое не было полностью очищено от еретиков в 1237 г. Еретики отравили особенно ненавистного уже с давнего времени инквизитора, брата Понса де Бланес или де Эспира. В ответ архиепископ Гильен Монгри собрал войско, осадил и взял замок, сжег огромное число еретиков, а остальных заключил пожизненно в тюрьму. В это же время была сделана попытка распространить инквизицию на все королевство. Приходских священников просили оказывать инквизиции всякую посильную помощь. В Урхеле еретиков жестоко преследовал доминиканский инквизитор Бернардо Травессера, которого они в конце концов убили. В 1248 г. Иннокентий послал епископу Лериды инструкции об отношении к еретикам его епархии, которые добровольно вернутся в лоно Церкви. В том же году доминиканский провинциал Испании и Раймунд де Пеннафорте получили право назначить инквизиторов. В 1254 г. король Иаков просил Иннокентия IV передать инквизицию одним доминиканцам. Выбор инквизиторов был поручен Иннокентием приорам Барселоны, Лериды, Перпиньяна и Эльна, каждый из них должен был действовать в пределах собственной епархии, если там не было инквизиторов, назначенных папой. Позднее Иннокентий предоставил выбор архиепископам Таррагоны и Нарбонны и обязал их оказывать содействие новым инквизиторам. Урхельский епископ Понс при содействии доминиканского инквизитора предпринял поход против вальденцев Пуйсерды и Берга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: