В это время весь полуостров представлял одну доминиканскую провинцию. В 1262 г. Урбан IV окончательно предоставил право доминиканскому провинциалу назначать двух инквизиторов. Перед этим он обратился к инквизиторам Арагона с буллой, в которой определял их полномочия и делопроизводство; копия этой буллы была послана провинциалу доминиканцев. Когда генеральный капитул в Кельне в 1301 г. разделил провинцию на две части, то арагонцы были подчинены испанскому провинциалу, область которого охватывала только Кастилию, Леон и Португалию. Но арагонской инквизиции удалось отстоять свою независимость. В 1351 г. провинциал Арагона получил от Климента VI право назначать и увольнять инквизиторов в королевстве.
Тем не менее, несмотря на некоторые организационные неурядицы, инквизиторы все время действовали. Главным местом действия был Урхель. Инквизитор Педро де Кадрейта 11 января 1257 г. вынес окончательное решение относительно давнего врага епископа Урхельского покойного графа Рамона. Покойник был признан еретиком-рецидивистом, и был приговорен к вырытию костей; однако его вдова и сын сохранили свои владения. В 1269 г. Кадрейта осудил покойного Арнальдо, виконта Кастельбо, и его дочь Эрмессенду – жена еретика Рожера Бернара, графа де Фуа. Оба они умерли за тридцать лет перед этим. Кости осужденных были вырыты. Инквизиторы не ограничивались осуждением мертвых; один еретик был сожжен в 1263 г. Декретом от 1286 г. король Альфонс II приказывает всем своим представителям оказывать содействие инквизиторам.
Акты Таррагонского собора 1291 г. свидетельствуют, что арагонская инквизиция не отличалась особой активностью и не пользовалась особым уважением. Поэтому собор приказал наказывать еретиков и держать в страхе всех хулителей католической веры. Приходским священникам было приказано оказывать всякое содействие доминиканским инквизиторам, искореняющим ересь. Под влиянием этого собора Иаков II издал 22 апреля 1292 г. указ, по которому все королевские чиновники предоставлялись в распоряжение инквизиторов и все их расходы принимались на счет королевства.
|
В 1302 г. инквизитор совершил несколько аутодафе, на которых много еретиков было передано в руки светских властей. В 1304 г. на аутодафе все избежавшие костра были с одобрения короля Иакова изгнаны из королевства. В 1314 г. инквизиция открыла много еретиков, одни из них были сожжены, другие изгнаны. Но в 1325 г. с одобрения короля Иакова II кортесы (сословно-представительные собрания) запретили инквизиционное судопроизводство и пытку.
Тем не менее в 1344 г., когда изгнанные инквизитором из Тулузы вальденцы искали убежища за Пиренеями, Климент VI просил королей и прелатов Арагона и Наварры помочь инквизиции уничтожить беглецов.
Около 1356 г. инквизитором Арагона папа назначил Николая Эмерика, служившего более тридцати лет. Эмерик настаивал на неограниченных прерогативах и неотъемлемых привилегиях святого трибунала и признавал за еретиком только одно право выбора между подчинением и костром.
Эмерик жалуется, что трудно находить средства для оплаты издержек инквизиции. Но короли Арагона не считали себя обязанными содержать святой трибунал; епископы старались уклоняться от выполнения лежавших на них обязанностей. Конфискации давали немного или совсем ничего, так как еретики были бедняки. Появилась было надежда на более богатую поживу в 1359 г., когда бежали в Арагон обратившиеся в христианство и снова отпавшие евреи графства Венессен; но Иннокентий IV послал к ним своего собственного инквизитора Бернара дю Пюи, которому король Петр IV предоставил полное право разыскивать и наказывать вероотступников.
|
В течение долгого служения Эмерика ересь в Арагоне стала редкостью. Иногда инквизитору удавалось найти несколько вальденцев, фратичелли, евреев-вероотступников или сарацин-ренегатов; время от времени он накладывал свою руку на какого-нибудь безобидного сумасшедшего, мания которого принимала религиозное направление, или на какого-нибудь тонкого казуиста, заблудившегося в догматическом богословии. Так, например, около 1360 г. в самом начале своей деятельности Эмерик сжег как еретика-рецидивиста некоего Николая Калабрийца, который упорно настаивал, что его учитель, Мартин Гонсальво де Куенка, был сыном Божиим, которому предназначено вечно жить, обратить мир и в день Страшного суда умолять за всех умерших, которых он выведет из ада.
В 1371 г. Эмерик, благодаря решению Григория IX, заставил молчать францисканца Педро Бонагету, учившего, что если освященная облатка (пресный хлебец для причастия) будет запачкана или как-то осквернена, то тело Христа вознесется на небо и облатка станет простым хлебом. Около этого же времени Эмерику доставило много неприятностей дело крестившегося и вступившего в доминиканский орден еврея, брата Рамона де Таррага, многочисленные философские сочинения которого сильно отзывались ересью. Эмерик два года держал его в тюрьме; затем папа Григорий велел немедленно произвести над ним суд, угрожая инквизитору в случае неповиновения строгим наказанием. Другого еврея, арестованного Эмериком по обвинению в колдовстве и призывании демонов, потребовала светская власть и держала его под арестом, пока папа не приказал выдать его инквизитору, который приговорил его к пожизненному тюремному заключению, предварительно силой заставив его принести отречение.
|
Еще в 1361 г. Эмерик заставил отречься некоего Бартоло Ханевизио из Майорки, который писал апокалиптические сочинения, сожженные публично. Эмерик учил, что всякий, оказавший помощь сарацинам, должен быть наказан как соумышленник ереси. Но это учение не было введено в практику святого трибунала. Преемником Эмерика после его отстранения от должности в 1386 г. был назначен его смертельный враг Бернардо Эрменгауди. В 1387 г., когда взошел на престол Иоанн I, Эмерик дважды был осужден и изгнан. Король отозвался о нем как о неизлечимом сумасшедшем, враге веры, вдохновляемом Сатаной и напитанном ядом безверия. Эмерик пытался преследовать благочестивого св. Винсента Феррерского за утверждение в одной из проповедей, что раскаяние Иуды Искариота было искренне и спасительно, что Иуда повесился, не будучи в состоянии из-за большой толпы подойти к Иисусу и испросить у него прощения, и получил на небе отпущение своего преступления. Педро де Луна, кардинал Арагона, взял Винсента под свое покровительство и сделал его своим духовником; избранный в 1394 г. в Авиньоне папой под именем Бенедикта XIII, Луна уничтожил все дело Феррера.
Преемник Эмерика Бернардо покарал многих еретиков и уничтожил многие ереси. Инквизитор около 1390 г. арестовал в Валенсии одного священника, который учил, что Христос имел тройственную натуру – божескую, духовную и человеческую; священник избежал костра публичным отречением от своих слов и отделался пожизненным тюремным заключением.
Майоркское королевство, основанное в 1262 г. Иаковом I Арагонским для своего младшего сына Иакова, заключало Балеарские острова, Руссильон и Сердан. Новое королевство потребовало особой инквизиции. Время, когда она была там основана, не известно; первым инквизитором Майорки был брат Рамон Дюрфор, упоминаемый в качестве свидетеля в хартии 1332 г. Он занимал этот пост до 1343 г. С этого времени инквизиторы следуют преемственно. Когда в 1348 г. Петр IV силой присоединил к Арагону соседние области, объединения трибуналов не произошло, хотя в 1351 г. Климент VI в бреве, адресованном доминиканскому провинциалу Арагона, заявляет, что разделение отнюдь не лишает его права назначать инквизиторов. В 1413 г. Бенедикт XIII, признаваемый еще папой в Арагоне, образовал два святых трибунала: графств Руссильона и Сердана и Балеарских островов. Эти два судилища время от времени зажигали костры, на которых сжигали главным образом евреев или сарацин, уличенных в вероотступничестве или колдовстве. В 1420 г. Мартин V по ходатайству короля и консулов Валенсии преобразовал эту провинцию в особый инквизиторский округ. Арагонский провинциал назначил на эту должность в 1433 г. инквизитора, который безжалостно преследовал уиклефистов. Его преемники после 1434 г. прославились уничтожением вальденцев.
Около 1440 г. было открыто много еретиков – вальденцев и уиклефистов – инквизиторами и Арагона, и Валенсии. Одним из еретиков позволили воссоединиться с Церковью, других сожгли, как упорствующих.
Николай V в 1447 г. отделил инквизицию Каталонии от арагонской, а в 1459 г. было произведено новое разделение: генерал-министр доминиканцев преобразовал в самостоятельный трибунал барселонскую епархию.
Фердинанд Католик, занявший уже в 1474 г., по праву своей супруги Изабеллы, трон Кастилии, принял в 1479 г. корону Арагона. Влияние Фердинанда много содействовало восстановлению могущества арагонской инквизиции. При Фердинанде инквизиция Арагона действовала под управлением доминиканца.
Королевство Кастилии и Леона, занимавшее большую часть Пиренейского полуострова, не знало тяжести средневековой инквизиции; это государство пользовалось большей независимостью от Рима, чем все остальные в ту эпоху. Частные затруднения, которые создавало присутствие в Кастилии большого числа покоренных евреев и мавров, скорее осложнялись, чем разрешались инквизицией. Объединение Арагона и Кастилии под владычеством Фердинанда и Изабеллы и завоевание Гренады позволило королевской чете серьезно приняться за дело водворения силой единства веры. До этой поры, несмотря на доминиканские легенды, в Кастилии на практике не было инквизиции.
Между тем даже в таком отдаленном городе, как Леон, катаризму удалось пустить корни. Один катар был сожжен около 1218 г. в том месте, где сваливались все нечистоты. Много катаров изгнал епископ Родриго, умерший в 1232 г.
Открыв в 1236 г. еретиков в Валенсии, Фердинанд III приказал опалить им лица, и эта мера заставила их одуматься и просить прощение. Король часто требовал от своих подданных доставки дров для наказания не раскаявшихся еретиков.
Кодексы Альфонса Мудрого, первый из которых был издан в 1255 г., а второй лет десять спустя, считаются с инквизицией, упорядочивая светским законом отношения между Церковью и светской властью. Ересь подсудна духовным судам, и всякий гражданин мог донести о еретике своему епископу или его викарию; если будет установлено, что обвиняемый верит иначе, чем учит Церковь, его нужно постараться склонить к обращению и простить его, если он вернется в лоно Церкви; если же он будет упорствовать в заблуждении, то его должно выдать светскому судье. Если обвиняемый придерживался еретических взглядов и исполнял еретические обряды, то подлежал сожжению; не соблюдавший еретических обрядов должен быть изгнан или заключен в тюрьму до тех пор, пока не вернется к истинной вере; всякий сочувствующий ереси, но еще не сделавшийся верующим еретиком подвергался в пользу государственной казны штрафу, а в случае несостоятельности его наказывали пятьюдесятью ударами плети; имущество умерших еретиками или казненных переходило к их прямым наследникам католикам, а за неимением таковых – к ближайшему родственнику; если же совсем не было родственников католиков, то имущество мирянина переходило в казну, а духовного лица – Церкви; а если Церковь не требовала в течение года подобного имущества, то оно переходило в казну. Дети, лишенные наследства за свое исповедание ереси, получали обратно свои части, если приносили отречение. Осужденный за ересь не имел права занимать общественной или государственной должности, получать по духовным завещаниям, оставлять завещания, вести торговлю, быть свидетелем в суде. Дом, где дано было убежище странствующему еретическому миссионеру, отдавался Церкви, если в нем жил сам хозяин, а если он был в аренде, то владелец подвергался штрафу в десять ливров золотом или публичному наказанию кнутом. Если знатный будет укрывать еретиков в своих землях или замках и будет упорствовать в этом после года отлучения, то его имение или замок должны быть отобраны для короля; а если виновным будет простой человек, то и личность его и его имение предоставляются в полное распоряжение суверена.
Христианин, перешедший в иудейство или мусульманство, являлся еретиком и должен был быть сожжен; тому же наказанию подлежал и всякий, кто воспитывал ребенка в запрещенной вере. Но преследование мертвых имело давность до пяти лет после смерти.
Альфонс и его советники считали обязанностью государства охранять веру в ее чистоте, а Церкви предоставлялось только определить виновность обвиняемого. Каноническое право не применялось в Кастилии. По ее законодательству доминиканский провинциал не мог назначать здесь инквизиторов. Кастилия не знала инквизиции, и преследование ереси было там почти не известно.
В 1316 г. Бернар Ги Тулузский открыл в своем округе сектантов – дольчинистов, или псевдо-апостолов; от его преследований они бежали в Испанию. 1 мая 1316 г. Бернар писал всем прелатам и монахам Испании об отличительных чертах этой ереси и просил их хватать и наказывать этих еретиков. Епископ Компостелло уведомлял Ги, что схвачено пять лиц, отвечающих данным им приметам, и что они содержатся в оковах; при этом он спрашивал указаний, как надо судить их и какому наказанию подлежат они, если будут признаны виновными, «ибо,- добавлял он,- все это для нас дело совершенно новое».
В 1401 г. Бонифаций IX назначил инквизитором всей Испании доминиканского провинциала Винсента Лиссабонского (правда, к этому времени умершего) и предписал, чтобы все его издержки оплачивались епископами и чтобы ни один из высших лиц его ордена не имел права сместить его. Единственной ересью, упоминаемой в булле, является идолопоклонническое почитание растений, деревьев, камней, алтарей. Бонифаций в феврале 1402 г. предоставил на будущее время доминиканскому провинциалу Испании право назначать и отставлять инквизиторов или действовать самому в качестве таковых, пользуясь всеми привилегиями и властью, признанными канонами. Около этого же времени король Генрих III увеличил наказания, карающие ересь; половина имущества еретиков, осужденных духовными судьями, конфисковалась королевской казной.
В государстве видное место занимали обращенные евреи, которых подозревали в тайном исповедании иудейства. Иоанн II просил в 1451 г. папу Николая V дать для наказания этого вероотступничества некоторые полномочия, которыми предоставлялись бы инквизиторские привилегии. Николай охотно откликнулся и назначил инквизиторами епископа Осмы, его викария и схоластика из Саламанки.
Около 1460 г. отмечается отсутствие всякого преследования ереси. В 1464 г. собранные в Медине кортесы обратили на это внимание, но не поднимали даже вопроса о введении папской инквизиции в стране. Ограничились тем, что поручили строго разыскивать еретиков архиепископам и епископам. Короля Генриха IV просили оказать им содействие, чтобы можно было основательно обследовать всю подозреваемую область и чтобы все виновные были открыты, заключены в тюрьму и наказаны, а конфискованное имущество пошло в королевскую казну.
На другой день после восшествия на престол Фердинанда и Изабеллы (1474 г.) Сикст IV дал легату при испанском дворе все права инквизитора для преследования и наказания ложных христиан, которые и после крещения продолжали соблюдать иудейские обряды. Фердинанд и Изабелла, не желая допускать вмешательства легата во внутренние дела королевства, не дозволили ему воспользоваться властью, данной ему папой. В ноябре 1478 г. вышла булла Сикста IV об основании инквизиции в Испании, право папского вмешательства было низведено там до минимума.
В 1211 г., в начале своего царствования, Альфонс II Португальский проявил свое рвение к вере тем, что настоял на издании кортесами строгих законов о подавлении ереси; но когда первый доминиканский провинциал в Испании попытался ввести в Португалии инквизиторов из своего ордена, Альфонс отказался принять их и настоял, чтобы еретиков, как и прежде, судили обыкновенными епископскими судами. Буллой от 17 января 1376 г. Григорий XI предоставил Агапито Колонне, лиссабонскому епископу, назначить в виде исключения инквизитором францисканца, так как ересь сильно распространилась, а в королевстве не было инквизиторов. Вновь назначаемый инквизитор должен был получать ежегодное содержание в размере двухсот флоринов золотом, которые надлежало собирать со всех епархий в размере налога, взимаемого с каждой из них в пользу римской курии. Первым португальским инквизитором был Мартин Васкес.
В 1394 г. другой францисканец – инквизитор Португалии и Альгарвы просил утверждения у Бонифация IX, исполнившего его просьбу. Не дошло никаких следов деятельности этих инквизиторов. Преемником их был доминиканец Винсент из Лиссабона. В 1399 г. Бонифаций, по просьбе короля, сделал Винсента инквизитором; о деятельности его также ничего не известно. Когда в 1418 г. была образована независимая доминиканская провинция в Португалии, то все провинциалы были в силу буллы Бонифация IX (1402 г.) последовательно и генерал-инквизиторами, и шли они непрерывным рядом до 1531 г., когда была основана новая инквизиция. Но не сохранилось ни одного упоминания об их действиях в качестве инквизиторов. В первых годах XVI в. Дон Маноэль, обеспокоенный положением новых христиан, т. е. перешедших из иудейства и ислама, добился от папы назначения инквизитора-францисканца, хотя в Португалии был доминиканский провинциал. Сведений о деятельности этого инквизитора не сохранилось.
Горячим католикам Португалии в начале XVI в. казалось необходимым устроить и у себя, подобно Испании, новую инквизицию ввиду многочисленности новых христиан, бежавших от испанского преследования. В 1515 г. Маноэль приказал своему посланнику в Риме обратиться к папе Льву X с просьбой о предоставлении португальской инквизиции тех же привилегий, которые были даны инквизиции в Кастилии. Но, однако, введение инквизиции по образцу испанской замедлилось на целых десять лет. Борьба, возникшая по поводу этого мероприятия, не принадлежит к эпохе Средних веков, и ее история выходит уже за пределы нашей работы.
Глава 4. ИТАЛИЯ
В Италии ересь и политику по временам трудно бывает отделить друг от друга. Здесь в течение нескольких столетий притязания государства на верховную власть разбивались попытками пап распространить на всю Италию свою светскую власть. Церковь была поглощена мирскими делами. Во время борьбы пап с антипапами ересь беспрепятственно распространялась. Когда папы одерживали верх, то суровые эдикты против еретиков Луция III были приняты Генрихом VI в 1194 г. и Отгоном IV в 1210 г. Но так как все города были разбиты на партии, к ереси относились снисходительно и она могла даже участвовать в делах правления. Споры одного города с другим и папы с императором открыли широкое поле для дипломатических комбинаций, которыми еретики сумели воспользоваться. Когда при Гонории III, Григории IX и Фридрихе II были выработаны принципы преследования и соумышленники ереси были сравнены с еретиками, то партии и знатные, оказывавшие покровительство или терпимость в отношении еретиков, подверглись общей анафеме; населения целых областей были признаны впавшими в ересь, хотя в их глазах папы гибеллинов (сторонников императора) и еретики представлялись одним и тем же. Традиционная ненависть Милана к империи делала его абсолютно гвельфским (гвельфы – сторонники светской власти папы) городом, между тем он был всюду самым деятельным центром ереси.
В начале XIII в., по утверждению инквизитора Райнерио Сакконе, около двух третей всех катаров Европы было в Северной Италии, преимущественно в Ломбардии, откуда катаризм распространялся по всей Европе. Когда в 1236 г. Фридрих II приводил в повиновение восставших ломбардцев, он указывал папе, что жители Милана гораздо хуже сарацин и что покорение их гораздо важнее.
В некоторых округах число вальденцев не уступало числу катаров. В 1206 г. Иннокентий III старался изгнать этих еретиков из Фаэнцы. В Милане школа, где они открыто проповедовали свое учение, была разрушена архиепископом. Сожженные в 1212 г. в Страсбурге вальденцы заявляли, что глава их живет в Милане. Наиболее прочно вальденцы основались в долинах Коттийских Альп. В 1210 г. туринский епископ просил Оттона IV уничтожить ересь в своей епархии, но император посоветовал ему самому построже наказывать и изгонять виновных. Гонорий III добился в 1220 г. от Фридриха II Жестокого эдикта, дававшего возможность полного уничтожения ереси. Однако политика Фридриха II не позволяла ему порвать с вождями гибеллинов или усилить партию гвельфов. Поэтому на севере и в центре Италии его законы не исполнялись. Уже в 1221 г. один из наиболее могущественных гибеллинов Тревизской Марки, Эццелино да Романо, был обвинен в покровительстве еретикам; но он считал это выгодным для себя с политической точки зрения и продолжал действовать в том же духе. Когда в 1227 г. подестат Римини был обвинен гражданами за то, что сжег на костре как еретиков их дочерей и сестер и что хотел внести в городские законы указы Фридриха, то он обратился за поддержкой не к императору, а к папе Гонорию III. Пытаясь остановить распространение ереси, Гонорий отправил в 1224 г. епископов Брешии и Модены в Ломбардию для уничтожения еретиков. Это, в сущности, были инквизиторы. Это был первый шаг к устройству инквизиции. Делегаты начали с самой Брешии. Они приказали разрушить дома, в которых проповедовали еретические проповедники. Тотчас же вспыхнуло вооруженное восстание. Многие церкви были сожжены, и на их развалинах еретики провозглашали анафему всем членам римской Церкви; и только после долгой и кровопролитной борьбы католикам удалось победить их. Всем отлученным было приказано лично испросить прощение у Св. Престола. Укрепленные жилища сеньоров, которые стали во главе восставших, должны были быть снесены без права возобновления; остальные оказавшие сопротивление католикам крепости должны были быть разрушены на одну треть или на половину. Священники, родители которых были еретиками или соумышленниками ереси, отрешались от должности на три года или более, сообразно со степенью их участия в беспорядках. На духовенство Ломбардии и Тревизской Марки налагалась контрибуция на вознаграждение убытков, понесенных католиками. Муниципалитет Милана вступился за побежденных, и даже сами власти Брешии решили, что в интересах мира желательно смягчение наказания. 1 мая 1226 г. Гонорий поручил епископам уменьшить наказания по их усмотрению; однако доминиканцу, назначенному в 1230 г. епископом в Брешию, удалось вскоре внести в местные статуты законы, которыми в марте 1224 г. Фридрих определил, что еретики подлежат или сожжению на костре, или отрезанию языка, и епископ заставил даже подестата принести присягу на применение этих законов.
С восшествием на папский престол Григория IX в 1227 г. началась ожесточенная война против ереси. С благословения папы был заключен мирный договор между Фридрихом II и Ломбардской Лигой, одним из условий которого являлось уничтожение ереси. Папа потребовал от ломбардцев положить конец ереси; условия мирного договора должны были быть выполнены под угрозой кары Св. Престола. В Средней Италии Григорий признал пользу доминиканского ордена и заложил первые основания инквизиции во Флоренции. Но в 1231 г. он узнал, что ересь даже в самом Риме открыто заявляла о себе и привлекала к себе много священников и других лиц духовного звания. Первое аутодафе в Риме, о котором сохранилось воспоминание, было совершено сенатором Аннибальдо. Один из еретиков был сожжен,.другие осуждены на тюремное заключение. Григорий издал декреталий, легший в основу судопроизводства инквизиции, и от имени сенатора объявил применение суровых светских законов. Влиянию Григория следует приписать жестокое законодательство Сицилийских Конституций, опубликованных около этого времени, и Равеннских декретов, изданных в 1232 г. В 1228 г. папский легат добился от жителей Милана признания закона, предписывающего разрушение домов еретиков; светским властям приказывалось предавать в течение десяти дней смерти всех, кто будет осужден Церковью. Кардинал-легат в 1232 г. начал дело против еретиков в Бергамо; нескольких он заключил в тюрьму; но лишь только он удалился, граждане освободили еретиков из тюрьмы. Тогда легат отлучил весь город от Церкви. Григорий 3 ноября 1232 г. назначил инквизитора Ломбардии и поручил ему воссоединить город с Церковью, если население даст гарантии, что ересь будет уничтожена.
В 1233 г. кремонский инквизитор, доминиканец, приказал подестату Пьяченцы изгнать еретиков. Но с попустительства подестата еретики напали на священников, епископа и монахов. Один монах был убит; инквизитор и многие из его спутников были ранены. Григорий IX послал в Пьяченцу архидиакона с поручением отдать город под контроль католической партии и взять с него ручательство скорого уничтожения еретиков. В ответ вспыхнуло новое восстание, и были освобождены из тюрьмы заключенные. Тем не менее инквизитор в 1234 г. снова действует в Миланской области. Здесь один крупный феодал давал приют еретикам в своем замке близ Лоди. За это он был осужден на позорную епитимью. Месяц спустя инквизитор арестовал двух купцов и отобрал все их товары; но Григорий приказал освободить их, взяв с них огромный залог – две тысячи серебряных марок.
Ученик св. Доминика Монета своими действиям против еретиков Ломбардии возбудил к себе такую ненависть, что один дворянин подкупил убийцу; но об этом сообщили Монете, который захватил дворянина и наемного убийцу и выдал их светским властям на сожжение. В это время был привлечен к преследованию еретиков один из самых выдающихся проповедников-доминиканцев, Джованни Скио. Папа направил его во Флоренцию, где беспрерывные беспорядки сопровождались ростом ереси, несмотря на усилия молодой инквизиции. Джованни с успехом выполнил свою миссию во Флоренции и был послан в Ломбардию. Там он отправился в Верону, которую в то время осаждали армии Мантуи, Болоньи, Брешии и Фаэнцы; он убедил осаждавших удалиться, и жители Вероны выбрали его подестатом своего города. Он воспользовался властью и сжег до шестидесяти еретиков обоего пола, принадлежавших к самым знатным фамилиям города. Джованни, по приглашению епископа, посетил свой родной город Виченцу. Инквизитор воспользовался и здесь своей властью, чтобы сжечь много еретиков. Когда он возвратился в Верону, в Виченце произошло народное восстание. Джованни вернулся, подавил мятеж и казнил многих граждан, бывших, возможно, еретиками.
В мае 1236 г. Григорий IX сделал безуспешную попытку учредить в Ломбардии инквизицию. В 1237 г. Фридрих II заявил, что желание уничтожить ересь побудило его захватить Ломбардию; когда же Григорий упрекнул его, что он оказывал покровительство еретикам, то император напомнил, что он выступил против людей, которые под предлогом уничтожения ереси старались захватить власть над городами и под видом залогов конфисковали замки дворян, подозреваемых в ереси. Григорий также в интересах своей политики в Ломбардии смягчал строгость в отношении еретиков.
В течение нескольких лет Джованни Скио тихо жил в Болонье. В 1247 г. Иннокентий IV назначил Джованни постоянным инквизитором всей Ломбардии, дал ему полные полномочия и освободил его от всякого повиновения генералу, или провинциалу доминиканского ордена. В 1256 г. Джованни организовал и возглавил крестовый поход против тирана Тревизо. Но утомленный ссорами между вождями, он вернулся в Болонью. Он умер в 1265 г. во время крестового похода против Манфреда; в армии Карла Анжуйскаго был десятитысячный отряд болонцев, преданных этому доминиканцу.
Наиболее известным борцом против ереси был Петр Веронский, более известный под именем св. Петра Мученика. Он родился в Вероне в 1203 или 1206 г.; родители его были еретики-катары. Став взрослым, Петр в 1221 г. вступил в доминиканский орден и, в силу обязанности своего ордена, проповедовал против еретиков. Когда доминиканцам поручили преследование ереси, Петр в 1233 г. был послан в Милан. До этого времени папа не мог заставить власти и граждан взяться за искоренение ереси. Законы, внесенные в 1228 г. в городские статуты, не исполнялись. Не ограничиваясь внесением в городской закон узаконения, выработанного в 1231 г. Григорием, Петр Веронский заставил действовать подестата и архиепископа. Много еретиков было сожжено. Это были первые жертвы фанатизма в Милане; и эта казнь произвела сильное впечатление.
Петр основал в Милане общество для уничтожения ереси под покровительством папы; оно было прототипом учреждения, которое десять дет спустя совершило во Флоренции так много кровавых «подвигов». В 1242 г. в Милане его жестокости вызвали открытый мятеж. Через два года он боролся с ересью уже во Флоренции, городе первых опытов инквизиции. В 1228 г. приор С.-Марии Новелла был отправлен туда с поручением преследовать еретиков. Еретиков там поддерживали гибеллины и сторонники Фридриха II; поэтому, несмотря на зажигавшиеся костры, ересь там быстро распространялась. Многие знатные фамилии исповедовали ересь или открыто защищали ее. Барони выстроили в С.-Гаджио, за городскими стенами, укрепленный замок, где находили убежище совершенные еретики. Чиприани владели двумя замками (один – в Муньоне, другой – во Флоренции), где происходили катарские собрания. У катаров были крупные школы в Поджибонси, Пиан ди Кашиа и Понте а Сиеве.
В Центральной Италии только в 1235 г. была впервые сделана серьезная попытка ввести инквизицию; доминиканцам Витербо папа предоставлял право во всех епархиях Тосканы, Витербо, Орты, Бальнеореджио, Кастро, Соано, Америно и Нарни не наказывать тех еретиков из непризнанных таковыми открыто, которые добровольно принесут повинную, если епископы отпустят грехи, а ими будет дан достаточный залог. Участь тех еретиков, которые не покаются добровольно, должна быть решена согласно папским статутам. В 1237 г. папа осудил в Витербо Джованни да Беневенто, прозванного «папой еретиков», а также много других еретиков; он велел разрушить дворцы нескольких знатных фамилий, давших у себя приют еретикам. В Парме в то время генерал доминиканского ордена Иордан основал общество Рыцарей Иисуса Христа для борьбы с ересью. Под энергичным руководством инквизитора Руджиери Калканьи во Флоренции росло число казней. Еретиков сжигали и в других местностях; преследование становилось энергичным всюду, где это позволяло политическое положение. В 1244 г. упоминается о двух сожженных в Пизе. Во Флоренции Руджиери раскрывал все новых еретиков; преследования становились все более многочисленны и все более суровы, папские грамоты предписывали синьории исполнять приказания инквизитора. Вскоре добрая треть населения, в том числе и много знатных людей, подверглась преследованию. Руджиери арестовал многих вождей еретиков и приговорил признанных виновными к сожжению на костре. Преследуемым приходилось выбирать между открытым сопротивлением или гибелью.