ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей психологии
Программа дисциплины
«Анатомия ЦНС»
Специальность 020400 Психология
Автор и составитель программы:
кандидат биологических наук, доцент Т.Е. Золотова
Москва 2013
Место дисциплины в учебном плане.
· Первый семестр первого курса.
· Обязательная дисциплина.
· Условия, необходимые для изучения дисциплины: знание анатомии человека, генетики человека, школьного курса общей биологии, эволюции органического мира,.
· Знания и умения, которые должен получить студент в результате изучения данной дисциплина: получить углублённые знания о строении и функциях нейронов, нейроглии, межнейрональных связей, строении основных отделов спинного и головного мозга (продолговатый мозг, Варолиев мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, конечный мозг), периферических нервов. Студент должен понимать онто- и филогенетические аспекты развития мозга человека. Успешное освоение данного курса – необходимое условия для дальнейшего изучения курсов «Физиологии ЦНС» и «Психофизиологии».
Аннотация дисциплины.
Дисциплина «Анатомия ЦНС» является первым этапом изучения нейробиологии, области науки важной и обязательной для профессиональной подготовки студентов психологических специальностей. Этот курс включает подробное изучение строение мозга человека на разных уровнях организации: цитологическом, гистологическом и анатомическом, и достаточно полно отражает современное состояние данной области науки.
В разделе, посвящённом гистологии нервной ткани (нейрогистологии) подробно рассматривается строение нейронов и их основных отделов (перикариона, аксонов, дендритов); строение и классификация межнейрональных связей (химических и электрических синапсов), нервно-мышечных соединений. Изучается строение и онтогенетические источники развития нейроглии, гемато-энцефалического, гемато-ликворного и нейро-ликворного барьеров.
Подробно изучается строение оболочек головного и спинного мозга, желудочков мозга и центрального спинномозгового канала; состав, образование и функции ликвора.
Рассматривается строение и развитие спинного мозга человека, его основных отделов, строение спинномозговых нервов и спинальных ганглиев. Уделено должное внимание эволюции спинного мозга. Большое внимание уделено строению белого и серого вещества.
Подробно изучается строение всех отделов головного мозга человека: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг и конечный мозг. Необходимое внимание уделено структурам экранного типа: коре больших полушарий и коре мозжечка. Анализируются современные представления о цитоархитектонике и миелоархитектонике коры больших полушарий. Рассматривается строение проекционных и ассоциативных полей коры. Изучаются специфические человеческие зоны коры больших полушарий. Уделено внимание эволюции конечного мозга, развитию древней, старой и новой коры.
Формируются общие понятия об анализаторах. Даётся морфо-функциональная классификация и изучается строение проводящих путей ЦНС. Используется онтогенетический и филогенетический подход к изучению основных структур мозга человека.
Текущий контроль успеваемости.
Осуществляется на семинарских занятиях в виде устных опросов, тестирования, заслушивания, обсуждения и оценки рефератов, подготовленных студентами по предложенным темам, а также проведение коллоквиумов.
Содержание дисциплины.
Часть 1. Нервная ткань. Нейроонтогенез.
Раздел 1.1. Нейрон - основная структурная и функциональная единица нервной системы.
Тема 1.1.1. Строение и функции отделов нейрона: перикарион, аксон, дендриты. Классификации нейронов.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме1.1.1.
1. Сделать рисунок нейрона, указать все его основные структуры.
2. Внимательно разобраться с отличительными свойствами нейрона по сравнению с другими клетками организма человека.
3. Генетическая программа нейрона. Особенности её реализации.
4. Значение перикариона в жизнедеятельности нейрона и процессах регенерации его отростков.
5. Разобраться с классификациями нейронов. Сделать рисунки основных типов нервных клеток.
Основная литература [ 1, 2]
Дополнительная литература [ 1,4,5]
Тема 1.1.2. Аксонный транспорт. Миелинизированные и немиелинизированные волокна. Процесс миелинизации.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме1.1.2.
1. Антероградный и ретроградный транспорт.
2. Роль цитоскелета в организации аксонного транспорта.
3. Миелиновые оболочки отростков нейрона, их строение, функции.
4. Миелинобразующие клетки. Процессы демиелинизации, их причины. Какие патологические состояния становятся следствием процессов демиелинизации?
Основная литература [ 1,2]
Дополнительная литература [ 1, 4, 5]
Тема 1.1.3. Дендриты, особенности строения и развития. Плазматическая мембрана дендритов - рецептивное поле нейрона. Шипиковый аппарат.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме1.1.3.
1. Изучить особенности строения дендритов, дендритных древ в нейронах разных типов.
2. Особенности строения и функциональная роль шипикового аппарата.
3. Участие проксимальных и дистальных отделов дендритов в межнейрональных связях и процессах памяти.
Основная литература [ 1, 2]
Дополнительная литература [ 1, 4, 5]
Раздел 1.2. Синапсы, их строение и функции.
Тема 1.2.1. Типы синапсов (химические и электрические). Расположение синапсов на отделах нейрона (аксо-дендрические, аксо-соматические, аксо-аксональные синапсы). Нервно-мышечные соединения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме1.2.1.
1. Строение химических синапсов. Разобраться с этим вопросом и сделать рисунки.
2. Сделать рисунки различных типов синаптически связей.
3. Разобраться, какие отделы нейронов имеют пресинаптическую и постсинаптическую специализацию.
4. Изучить особенности строения мышечного волокна, возбудимость его плазматической мембраны.
5. Рассмотреть и зарисовать особенности строения нервно-мышечного синапса.
Основная литература [ 1, 7]
Дополнительная литература [ 1, 4, 5]
Тема 1.2.2. Нейромедиаторы. Химическая и функциональная классификация нейромедиаторов. Роль нейромедиаторов в межнейрональных взаимодействиях.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме1.2.2.
1. Внимательно изучить химическое строение (классификацию), и функции и нейромедиаторов.
2. Синтез нейромедиаторов в нейроне.
3. Разобраться с зонами их секреции, влияние на рецепторы постсинаптической мембраны и дальнейший метаболизм нейромедиаторов.
4. Особенности строения и функционирование безмедиаторных (электрических) синапсов, примеры.
Основная литература [ 1, 7]
Дополнительная литература [ 4, 5]
Раздел 1.3. Нейроглия. Значение и функции нейроглии в нервной системе. 4 часа.
Тема 1.3.1. Источники онтогенетического развития нейроглии. Макроглия. Особенности структуры и функции разных видов макроглии (астроциты и олигодендроциты). Эпендима. Микроглия.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме1.3.1.
1. Глия как важная часть нервной ткани.
2. Классификация нейроглии.
3. Строение астроцитов, их функции, образование и регенерация в постнатальном онтогенезе.
4. Строение олигодендроцитов и их роль в процессах миелинизации в ЦНС.
5. Строение и происхождения микроглиальных клеток, их роль в защитных процессах в мозге (воспаление, иммунологические реакции).
Основная литература [ 1, 2]
Дополнительная литература [ 1, 2, 5]
Тема 1.3.2. Гемато-энцефалический барьер, его строение и функции. Гемато-ликворный барьер, функции и строение. Нейро-ликворный барьер.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме1.3.2.
1. Разобраться со строением всех трёх типов барьеров в мозге. Сделать рисунки.
2. Уяснить их роль в контроле внутренней среды мозга человека и ликворообразовании.
Основная литература [ 2, 3]
Дополнительная литература [ 2, 7]
Раздел 1.4. Онтогенез нервной системы человека, его основные этапы. Филогенез мозга.
Тема 1.4.1. Нейруляция. Механизм формирование нервной трубки. Дифференцировка нервной трубки: формирование отделов головного (первичный передний мозг и глазные пузыри, средний мозг, первичный задний мозг) и спинного мозга. Филогенез нервной системы. Этапы филогенеза нервной системы. Нервная система беспозвоночных животных. Эволюционное развитие нервной системы позвоночных.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме1.4.1.
1. Нейруляции как важный этап раннего онтогенеза зародыша.
2. Особенности, сроки, механизмы и регуляция нейруляции.
3. Изучить особенности региональной дифференцировки нервной трубки. Сделать рисунки.
4. Изучить особенности дифференцировки стенок нервной трубки, формирование и развитие эпендимной, плащевой и краевой зон.
Основная литература [ 1, 2]
Дополнительная литература [ 1, 3, 7, 8]
Тема 1.4.2. Формирование из первичного переднего мозга больших полушарий и промежуточного мозга (таламического мозга и гипоталамуса). Формирование среднего мозга. Формирование из первичного заднего мозга продолговатого и собственно заднего мозга (мост и мозжечок).
Тема 1.4.3. Нервный гребень и его производные: 1) нейроны и вспомогательные глиальные клетки сенсорной, симпатической и парасимпатической нервной системы; 2) клетки мозгового вещества надпочечника, синтезирующие адреналин; 3) содержащие пигмент клетки эпидермиса кожи; 4) скелетные и соединительно-тканные компоненты головы.