VII. Организация производства на предприятиях транспорта




1. Типы и назначения судов, классификация их по степени специализации. Класс Регистра России и основные классификационные признаки.

2. Технико-эксплуатационные характеристики морских транспортных судов: линейные, массовые, объемные, скоростные, нормативы рейсовых запасов.

3. Грузовые марки судна, грузовая шкала, марки углубления. Определение осадки и водоизмещения судна в зависимости от условий эксплуатации.

4. Организационно-техническая подготовка работы морского флота: ввод судов в эксплуатацию; учет и паспортизация флота; правовая и техническая регистрация судов; организация надзора за судами, содержание и виды надзора.

5. Материально-техническое обеспечение работы судов. Служба материально-технического обеспечения. Консигнационные операции. Служба обслуживания транспортного флота.

6. Организация ремонта флота, технический надзор, виды ремонтов. Базы технического обслуживания флота.

7. Технологический процесс и технико-экономическое нормирование работы морского транспортного флота: назначение и виды технических норм работы транспортных судов; рейс судна и его пооперационная структура; определение времени рейса и его элементов; виды рейсов морских транспортных судов; расчет рейсовых запасов и загрузки судна.

8. Технико-экономические показатели перевозочного процесса: структура и классификация показателей; система количественных и качественных эксплуатационных показателей; расчет провозной способности флота, резервы провозной способности; экономические показатели работы судна и флота.

9. Основы организации перевозок и оперативное управление работой флота: виды грузопотоков морского транспорта по их расположению и направлениям, их характеристики и районирование; тоннажепотоки и схемы движения судов.

10. Общая характеристика организационных форм судоходства. Особенности регулярной формы судоходства, сфера ее применения, основные достоинства и недостатки. Понятие и особенности рейсового судоходства, тенденции его изменения, достоинства и недостатки.

11. Выбор и оптимизация схем движения судов и основные этапы расстановки тоннажа в соответствии с условиями эксплуатации. Важнейшие технико-ограничительные признаки, применяемые при отборе судов для расстановки.

12. Общая характеристика транспортно-технологических систем перевозки грузов. Уровни специализации флота и их влияние на составные части транспортно-технологических систем. Характеристики ТТС перевозки массовых и генеральных грузов, тенденции их развития.

13. Общая характеристика трампового судоходства, классификация трамповых рейсов. Проблемы и особенности трамповых судоходных компаний, значение трампового флота.

14. Отличительные особенности линейного судоходства. Классификация регулярных грузовых линий. Линейные судоходные объединения и их формы на современном этапе.

15. Организация и управление работой пассажирского флота. Понятие о морских пассажирских сообщениях, их классификация.

1. Типы и назначения судов, классификация их по степени специализации. Класс Регистра России и основные классификационные признаки Суда делятся на транспортные и обеспечивающие. Транспортный флот состоит из грузовых, грузопассажирских и пассажирских судов. По роду перевозимых грузов 1.наливные 2.сухогрузные 3.комбинированные По степени специализации 1.узкоспец-ые суда 2.суда широкой спец-ции 3.суда совмещенной спец-ции. В нашей стране в основном комбинированные суда – ОВО. Основными эксплуатационными хар-ми судов явл-ся знаки, отражаемые символом класса судна, которое строится под наблюдением различных регистровых обществ (регистр Ллойда, Веритас). Суда, приобретенные на рынке и поступающие под надзор регистра РФ, подвергаются всестороннему освидетельствованию регистра. Наличие у судна класса регистра РФ обозначается в классификацион-ном свидетельстве, в паспорте судна, регистровой книге судов. КМ. УЛА 1 А2 знак регистра РФ, км - корпус-машина, КМ. - Судно построено под наблюдением регистра РФ, (КМ) - -//- без наблюдения регистра РФ. По назначению ледовых подкреплений: В зависимости от категории усилений на корпусе суда делятся: УЛА - усиленный ледовый арктический, УЛ - усиленный ледовый, Л1 - плавание за ледоколом или сам-но в неарктических замерзающих морях (Белое море), Л2 - плавание за ледоколом или сам-но в разреженном мелкобитном льду (Балтийское море), Л3 - то же для Черного моря. 1, 2, 3 - показывает число слитных отсеков, при затоплении которых судно остается на плаву. По автоматизации: А1 - судно автоматизировано, без несения постоянной вахты не только в машине, но и в ЦПУ, А2 - без постоянной вахты в машине, но с вахтой в ЦПУ. Грузовые суда: наливные, сухогрузные, комбинированные. Наливные суда: 1. Танкеры-нефтевозы и 2. танкеры-продуктовозы (мазуты, светлые, раст. масла, патоки), 3. Для пищевого налива, 4. Танкеры-газовозы, 5. Танкеры-химовозы. Сухогрузные суда: - навалочные и генеральные: 1. Универсальные сухогрузы. 2. Балкеры. 3. Лесовозы. 4. Контейнеровозы и контейнеровозы ячеистые. 5. Ролкеры ячеистые. 6. Паромы. 7. Лихтеровозы: LASH и Sea bear - самоходные баржи более высокая грузоподъемность 1000-1300-1500 т.т Комбинированные суда: ОО (ore – oil), OB (ore – bulk), OBO (ore - bulk – oil), PROBO (product - ore - bulk – oil). По назначению: транспортный, обеспечивающий, военный и промысловый. По району плавания, в соответствии с правилами Регистра: 1. Неограниченный район плавания. 2.Ограниченный р-он плавания с удаленим от порта-убежища в 200 миль (I). 3. Ограниченный р-он плавания с удалением на 50 миль (II). 4. Ограниченный р-он плавания смешанного типа (река-море) на мо-ре с волнением £ 6 б.; удаление - 50 миль в открытых морях, в закрытых - 100 миль (III). 5.Портовое, рейдовое, прибрежное плавание (IV). По типу энергетических установок: теплоходы с ДВС и турбоходы с ПТУ, или с ГТУ и элекроходы и атомоходы. По типу движителей: 1.Винтовые, 2. Роторные, 3. Водометные со специальными движителями, 4. Крыльчатые. По архитектурно-конструктивному типу: 1. По числу корпусов: однокорпусные, двухкорпусные и трехкорпусные; 2. По числу палуб: однопалубные, двухпалубные и трехпалубные; 3. По числу и типу надстроек: одноостровные, двухостровные и трехостровные; 4. По поперечному сечению корпуса: с прямоугольными бортами и с наклонными бортами; 5. По форме носа: прямой нос, наклонный нос, ледокольный нос и бульбообразный нос; 6. По форме кормы: крейсерская и транцевая; 7. По форме днища: плоскодонные и килеватые; 8. По продольному сечению корпуса судна: а) с цилиндрической формой б) дугообразная; 9. По роду движителя: водоизмещающие и с гидро-динамическим принципом поддержания. 2. Технико-эксплуатац. характеристики морск. транспортных судов: линейные, массовые, объёмные, скоростные, нормативы рейсов. запасов Технико-эксплуатационными характеристиками морских судов являются характеристики судна как инженерного сооружения, а также его возможности как транспортного средства. К основным ТЭХ судна относятся: линейные характеристики, массовые, объемные, скоростные и норма расходов запасов на рейс. К линейным относятся: L (длина), B (ширина), H (высота), H’ (максимальная высота от киля до топа мачты), F (высота надводного борта) и Т (осадка). Длина наиб. – измеряется в горизонт. плоскости м/у крайними наружными кромками форштевня кормы судна. Ширина наиб. – расстояние м/у вертикалями, проведенными касательно к наружной поверхности судна в самой широкой его части. Высота борта (Н) – измеряется по вертикали от наружной кромки киля до главной палубы в плоскости мидель-шпангоута. Высота наиб. (Н’) – измеряется по вертикали от наружной кромки киля до верхней точки рангоута и определяет возможность прохода судна под мостами. Высота надводного борта – измеряется по вертикали в плоскости мидель-шпангоута от верхней кромки палубной линии до соответствующей грузовой марки. Осадка – измеряется по вертикали в плоскости мидель-шпангоута от наружной кромки киля до грузовой марки. Ко массовым относятся: Dw (дедвейт), Dч (грузоподъемность чистая), D­0 водоизмещение порожнем, Dгр (водоизмещение в полном грузу). Дедвейт – выраженное в тоннах максимальное кол-во груза и рейсовых запасов, которое может принять судно при загрузке по определенную грузовую марку. Чистая грузоподъемность – максимальное кол-во груза, которое может принять судно к конкретной перевозке. Водоизмещение порожнем – масса корпуса, ГД и вспомогательных механизмов, котлов с водой. Водоизмещение в полном грузу – массовое водоизмещение судна при его загрузке по летнюю грузовую марку в морской воде К объемным относятся: BRT (брутто-регистровая вместимость), NRT (нетто-регистровая вместимость), Wн (удельная грузовместимость насыпью), Wк (удельная грузовместимость киповая). BRT – выражает объем помещений судна как инженерного сооружения в целом. NRT – выражает коммерчески используемый объем. Грузовместимостью называется объемное кол-во груза в м3, которое может быть погружено на судно до полного использования объема его грузовых помещений: W’ = W / Dч. Грузовместимость насыпью – близка к действительным объемам грузовых помещений и определяется по данным их обмера. Киповая грузовм-ть – хар-ет объем груз.помещений, практич. используемых при перевозках штучных или тарно-упаковочных грузов. Удельная грузовместимость - величина, которая показывает, какой объем потенциально может занимать 1 тонна груза в грузовых помещениях судна или показывает грузовместимость судна, приходящуюся на 1 т чистой грузоподъемности: ω = Wc / Дч. 1,2 – 1,4 - танкер, балкер, OBO. 1,6 – 1,75 - универсальные сухогрузы. 2,1 – 2,3 - контейнеровозы. К скоростным относятся: Vсд (сдаточная скорость), Vтех (техническая скорость), которая подразделяется на: Vгр (скорость в грузу), Vбал (скорость в балласте), Vэкс (средняя эксплуатационная скорость), Vэкон (экономическая скорость). Сдаточная скорость – максимальная скорость, которую развивает судно на сдаточных ходовых испытаниях. Техническая скорость – скорость, которую способно поддерживать судно в течение длительного времени при нормальном режме работы СЭУ, на стандартном сорте топлива и волнении и ветре не выше 3 баллов. Средняя эксплуатационная скорость – скорость с учетом гидрометеорологических особенностей плавания. Экономическая скорость – скорость, при которой достигается минимально возможный расход топлива на единицу пройденного расстояния. К нормативам рейсовых запасов относятся: 1. - расход топлива, который зависит от: 1) - на ходу - от типа СЭУ, мощности, технического состояния, вида топлива, скорости, смены климата; 2) - на стоянке - от отопления, поддержания пара в котлах, освещения, работы палубных механиков, времени года (5-8% больше зимой); 2. - смазочные материалы - 5-6% от запасов топлива; 3. - вода питьевая, мытьевая, котельная (существуют опреснительные установки, для технических нужд используется техническая вода, но они дороже); 4. - судовые запасы, они зависят от: трассы, расстояния, вида топлива, скорости хода, численности экипажа и автономности. åGз = åGхт,в,н + åGстт,в,н. åGт = qгрх × tгр × kшт. + qбалх × tбал + qст.гр.оп × tгр.опст + qст.без гр.оп × tст.без гр.опст. Кобеспечения судна балластными цистернами = 0,45: К = Dбал / Dгр = Объем / водоизмещение. К лючности = (L×B)люка/(L×B)трюмы. Кравномерости трюмов = W/(n×Wmax) = 0,7 – 0,85 (стремится к 1 - ускоряет груозообработку).     3. Грузовые марки судна, грузовая шкала, марки углубления. Определение осадки и водоизмещения судна в зависимости от эксплуатации В целях обеспечения безопасности мореплавания в различных климатических и навигационно-гидрологических условиях в сочетании с максимальным использованием грузоподъёмности судна, регламентируется минимально допустимая высота надводного борта, а следовательно, и максимально допустимая осадка. Определённая минимально допустимая высота надводного борта в различных условиях обеспечивает: необходимый запас плавучести судна, сохранение остойчивости при больших углах крена, запас прочности и предупреждение его перегрузки. Международная грузовая марка, нанесённая на борт сухогрузных судов, представляет сочетание специальных знаков: палубной линии, знака собственно марки, гребёнки грузовых марок. От верхней кромки палубной линии вниз откладывают высоту минимального летнего надводного борта и наносят горизонтальную линию. Из середины верхней кромки этой линии описывается круг с наружным диаметром 300 мм. На расстоянии 540 мм к носу от центра круга проводят вертикальнкую линию и перпендикулярно ей наносят грузовые марки. Верхняя кромка каждой марки определяет предел погружения судна при различных условиях его эксплуатации. Палубная линия – горизонтальная линия длиной 300 мм и толщиной 25 мм, нанесенная на середине длины с каждого борта так, чтобы ее верхняя кромка была на уровне верхней кромки главной палубы. Знак грузовой марки – кольцо с наружным диаметром 300 мм и толщиной 25 мм (диск Плимсоля), пересекаемое горизонтальной линией длиной 450 мм, наносится ниже палубной линии так, чтобы центр диска находился на расстоянии, равном летнему надводному борту от верхней кромки палубной линии. Летняя марка (Л) наносится на одном уровне с центром круга и определяет min надводный борт в солёной воде. Для пресной воды: Тп = Тл + (Д/40а) Тропическая марка (Т) – определяет тропический надводный борт в солёной воде, наносят выше летней (Л) на расстоянии Тл/ 48. (ТТ = Тл+(Тл/ 48)) Зимняя марка(З) – наносится ниже летней на расстоянии Тл/ 48, определяет зимний надводный борт. (ТЗ = Тл-(Тл/ 48)) Зимняя марка для северной Атлантики – определяет надводный борт для судов менее 100 м, получают её путём добавления к зимнему надводному борту 50 мм (ЗСА) (ТЗСА = Тз - 50), а для судов более 100 м зимний надводный борт совпадает с ЗСА (ТЗСА = Тз). Грузовая марка для пресной воды (СП) – определяет min надводный борт в пресной воде летом, наносится выше летней справа от гребёнки на расстоянии D/(40*а), где а - число тонн, приходящихся на 1 см нагрузки. Тропическая грузовая марка для пресной воды(ТП) – наносится выше СП, опаределяет min надводный борт в пресной воде в тропиках, получают её вычитанием из тропического надводного борта в солёной воде величины D/(40*а), деление марок для пресной воды направлены в корму (Ттп = Тт + (Д/40а)). Каждому освидетельствованному судну выдается м/н свидетельство по грузовой марке (1966 г.). Зона - водная поверхность, в районе которой судно в течение всего года может загружаться по определенную грузовую марку. Таких зон две: летняя и тропическая. Сезонные районы - участки водной поверхности, в зависимости от времени года используются различные грузовые марки. Они подразделяются на тропические и зимние. Грузовая шкала – с помощью этой шкалы можно определить, например, можно ли принять бункер при бункеровке; если судно идет в грузу с ограниченной глубиной, сколько груза может принять судно. Обычно она содержит данные по осадке, водоизмещению, дедвейту судна и числу тонн, изменяющему осадку на 1 см, при этом данные приводятся для воды различной плотности (от морской до пресной). Марки углубления нужны только с практической точки зрения. Нанесены на штевнях. Скорость судна наилучшая при неровном киле, но существует дифферент. Для этого существует марка углубления. Нужен небольшой дифферент на корму для того, чтобы на скорости была посадка на ровный киль. Средняя осадка судна: Тср = (Тнос + Т корма)/2 Количество принятого груза: Dw = Dwл + (Тл/48а) Кол-во груза, который можно принять: Dwз = Dwл - (Тл/48а)  
4. Организационно-техническая подготовка работы морского флота: ввод судов в эксплуатацию; учёт и паспортизация флота; правовая и техническая регистрация судов; организация надзора за судами содержание и виды надзора Правовая и техническая регистрация. В каждом крупном порту имеется “гос-ный судовой реестр”. В нем записаны все суда порта: наименование судна, дата и номер регистрации, позывные судна, тип, р-он плавания, наименование парох-ва, важнейшие технико-эксплуатационные хар-ки. После оформления приписки судна судовладельцу выдают: 1. свид-во о праве собственности судна 2. свид-во на право плавания под гос-ным флагом 3. судовой патент. Если судно приобретено за границей, то оно может поднять флаг России, когда выдано консулом временное свид-во о праве поднятия флага. Технич-я регистрация осуществ-ся регистром РФ и служит основанием для выдачи судну необходимых док-тов: 1. свид-во о годности судна к плаванию 2. мерительное свид-во 3. свид-во о грузовой марке двух типов: для судов неограниченного р-на плавания и ограниченного 4. пассажирское свид-во и свид-во о безопасности пассажиров 5. радиотелефонное и радиотелеграфное свид-во о безопасности судна 6. свид-во на спасательные ср-ва, световые и звуковые сигнальные устр-ва и навигац-е оборудование 7. регистровая книга судовых грузоподъемных устр-в 8. формуляр судна выдается самоходным судам (100 БРТ рег тонн) и несамоходным (500 БРТ рег тонн) Кроме того, имеются формуляры на: паровые котлы, воздухохранители, регистровые книги паровых котлов и главных паропроводов, холодильной углекислотной и противопожарной установок. Имеются сертификаты на якоря, якорные цепи, на электронасосы, рулевые приводы и др. На каждом судне ведутся журналы: судовой, машинный, радиотелеграфный, компасный, хронометрический. Существует несколько видов надзора: технический, портовый (судоходный), пограничный, таможенный, санитарный, противопожарный и трудовой. Они обеспечивают безопасность мореплавания и неприкосновенность морских границ. Тех. надзор обеспечивает безопасность плавания, охрану жизни людей, сохранность перевозки грузов. Осуществляется регистром России, который в рамках надзора проводит: первоначальное, очередное, ежегодное, внеочередное, доковое и специальное освидетельствование судов. Портовый надзор - контроль за выполнением законов и распоряжений о режиме морского судоходства, проверка обязательности выполнения постановлений в морских портах. Инспекция портового надзора возглавляется капитаном порта (лоцманская, спасательная, сигнальная службы).     5. Материально-техническое обеспечение работы судов. Служба материально-технического обеспечения. Консигнационные операции. Служба обслуживания транспортного флота В российской сис-ме судоходных компаний организация обеспечения флота и береговых подразделений материальными ресурсами возложено на соответ-е шип-чанлерские структуры, которые могут являться как функциональными подразделениями компании, так и независимыми организациями. Производственная деятельность флота и в целом СК зависит от чёткой организации и от полноты МТС в количествах, установленных нормами (1 л.с./ч индикаторной мощности главного СЭУ – для определения расходов топлива на работу главной энергетической установки, вспомогательных механизмов и хоз-бытовых нужд; 1000 тнж/милей – опред-е норм расходов топлива) или нормативами запасов. Морские суда должны обеспечиваться топливом и водой, смазочными материалами, судовым оборудованием, инвентарём, сменно-запасными частями, рационом питания и предметами культурно-бытового обеспечения в кол-ве установленных запасов и расходов. Снабжение судов производится на основании их заявок в кол-ах определённых нормами. Каждому судну предусматривается лимит на его снабжение, который зависит от: назначения, водоизмещения, мощности СЭУ, превышать который можно с разрешения СК. Консигнация – это форма комиссионной продажи товаров за границу, при кот. владелец товаров – консигнант отправляет консигнатору (комиссионеру) партию товаров для реализации. Консигнатором выступает НовоМорСнаб, т.е. посредником м/у производителем и потребителем. Комиссионная операция – торговая сделка, совершаемая лицом или предприятием от своего имени, но по поручению и за счет др. лица или предприятия за определенное вознаграждение. Служба обслуживания транспортного флота (СОТФ) - трансфлот занимается агентированием судов. Трансфлот (НовоМорСнаб) обеспечивает: доставку на борт всех комиссий, получение бункера, воды, снабжения, продовольствия, снятие с судна металлолома, отходов. Трансфлот размещает заявки на СРЗ, СПТР, эл.навигацию. Трансфлот обеспечивает через порт все операции: дезинфекция, дезодорация, дегазация. Совместно с портом трансфлот визирует каргопланы, проводит контроль за подготовкой трюмов, производит счет груза, проверку маркировки, обеспечивает пересчет или перевес грузов с поврежденной тарой. Трансфлот получает от судов нотис о готовности к грузовым операциям. От эффективной работы трансфлота зависит ритмичность работы флота, максимум сокращения времени на стоянках и в портах, повышение эффективности.   6. Организация ремонта флота, технический надзор, виды ремонтов. Базы технического обслуживания флота Основная причина ухудшения эксплуатации судов - физический износ. На морском транспорте сущ-ет система планово-предупредительных ремонтов, которая опр-ет виды ремонтов, их периодичность в зависимости от типа и назначения судна. Объем предстоящих работ определяется системой технических осмотров и проверок состояния эл-тов корпуса и деталей судна, механизмов ГД, механизмов котельных установок, всех имеющихся систем. Каждый очередной ремонт должен обеспечить нормальную работу до следующего ремонта. Объем ремонтных работ по конкретному судну определяется по типовым ведомостям на ремонт серийных судов. Для несерийных судов ремонтные ведомости для каждого судна в отдельности и носят индивидуальный характер. Для отдельных мех-мов, узлов, эл-тов судна устанавливается 2 вида ремонта: текущий и капитальный. Текущий - заключается в выполнении повторяющихся ежегодно (иногда чаще) работ по поддержанию судна в исправном состоянии. По корпусной чисти в текущем ремонте производится: очистка и окраска корпуса, устранение неплотностей, мелких повреждений. По машинной части - переборка механизмов, пригонка отдельных деталей и частей, пригонка и установление необходимых зазоров. По эл. приборам и аппаратуре: устраняются мелкие дефекты с заменой отдельных деталей, если она не связана с большим объемом демонтажных и монтажных работ. При капитальном ремонте отдельных механизмов, узлов и элементов: изготовление, замена отдельных конструкций, эл-тов корпуса судна, изношенных частей судовых помещений. Основная система ремонта в течение расчетного срока службы - система ППР, которая предусматривает для всех судов 2 вида ремонта - малый и большой. Технический надзор – осущ. классификац. обществами, обеспечивает надлежащее тех. состояние корпуса судна, его мех-мов и оборудования, тех. снабжение и снаряжение путем выполнения освидетельствования: 1) первоначальное – при приемке судна на баланс, после покупки, постройки; 2) очередное – раз в 4 (5) года, зачастую совпадает с доковым, явл-ся наибольшим по объему проверки судовых систем, устройств, механизмов; 3) ежегодное; 4) внеочередное – после аварии, ремонта, потери класса Регистра; 5) доковое; 6) специальное – при осуществлении тех. экспертиз по судну, либо по просьбе фрахтователя, при перевозке нетрадиционного груза. Основное назначение БТОФ: ремонт и техническое обслуживание судов (у причала, на рейде). Функции БТОФ: плотницкие и малярные работы, ремонт судовых систем, ремонт и замена корпуса судна и металлоконструкций, замена судового электрооборудования, поставка сменно-запасных частей, ремонт контрольно-измерительных приборов.  
7. Технологич. процесс и технико-экономич. нормирование работы мор. транспортного флота; назначение и виды технич. норм работы трансп. судов; рейс с. и его пооперационная стр-ра; опред-ие времени рейса и его эл-тов; виды рейсов мор.трансп.с.; расчёт рейс. запасов и загрузки судна Во всех отраслях пр-ва технич. нормы определяют использов-е тех. ср-в, затраты времени, сырья и материалов, энергии, труда, денеж. ресурсов на ед-цу продукции или работы. На МТ тех. нормирование работы судов – это ср-во освоения планов работы предпр. морск. отрасли. Уровень тех. норм зависит от тех-ки и технологии пр-ва, орг-ции труда, квалиф. уровня работников, системы оплаты труда. Тех. нормы работы судов включ.: нормы загрузки, скор. движения, нормы затрат времени на ПРР, обработку судов в портах, нормы расхода топлива, смазки и др. запасов. Осн. задача тех. нормир. технологич. процессов и операций тр-х судов или др. тех. устр-в – разработка норм, адекватно отражающих реальные усл. экспл. флота и позволяющих минимизировать затраты всех ресурсов на выполн. трансп. работы. Производственный процесс на МТ - это транспортирование грузов и пассажиров морем при помощи спец. технич. средств - морск. транспортн. судов. Основой производственного процесса явл-ся рейс– законченный трансп. цикл перемещения грузов или пасс. м/у портами отправления и прибытия за опред. интервал времени. Рейс судна как произв. цикла сост. из технологич. процессов и технологич. операций. Он включает в себя 3 фазы: начальную, основную и конечную. Под технологич. процессом понимается совокупность способов и средств, наилучшим образом обеспечивающих в данных конкретных усл. выполнение определенных производственных функций. Сущ-ют технологич. процессы работы: судов, портов, вспомогательного флота, судоремонтного предприятия. Технологич. процессы в рейсе направлены на перемещение груза. Технологич. процесс работы какого-л. хозяйства состоит из рабочих процессов, к-ые представляют собой его конечные отдельные части и имеют единое целевое назначение. В свою очередь процессы подразделяются на операции. Технологич. операции представляют отдельные эл-ты технол. процессов и имеют меньшую продолжительность. Каждая из операций явл-ся той или иной частью рабочего процесса и состоит из приемов, последовательное выполнение к-ых дает возможность перейти к следующ. операции, и так - до завершения всего рабочего процесса. Нормы времени на различные тех. операции устанавливаются на основе статистич. обработки фактич. затрат времени. Осн. метод опред. тех. норм – расчетно-аналитический. Процессы и операции делятся по назначению на: основные и вспомогательные. К осн. относятся те, без к-ых невозможно завершение процесса перевозки грузов или пасс и к-ые явл-ся обязат. эл-тами кажд. рейса (погрузка судна в порту, переход м/у портами, выгрузка судна). К вспомогат. операц. отн. те, к-ые непосредственно не создают перемещения груза или кот. в некот. рейсах могут отсутствовать (подготовка открытие/закр. груз. помещений, оформление д-тов, швартовка/отшв., бункеровка и т.д.). По режиму работы - ходовые и стояночные, месту выполнения – в порту и в пути. Технологический процесс работы судов: Рабочие процессы: а)подача судов под погрузку б)стоянка судов под погрузкой в)подготовка судов к рейсам г) выход судов из порта д)движение судна (плавание) е)вход судов в порты выгрузки и стоянка судов под выгрузкой. Большое разнообразие рейсов морских судов обусловлено конкретными условиями их эксплуатации. По видам плавания: экспорт, импорт, МИП – загран. плавание, большой и малый каботаж. По принадлежности грузов – отечествен. грузовлад. и иностран. фрахтователей. По форме организации перевозок: регулярные – линейные и последовательные, нерегулярные (трамповые). По числу оборотов: 1) простой рейс - судно совершает перевозку только м/у двумя портами: tр = tx+tст; tx=(Lгр-Lогр)/Vгр+(Lбал-Lогр)/Vбал+ Lогр/Vогр+tдоп tст = tгр.оп + tвспом+tпростои; tгр.оп = Qп/Mпогр+Qв/Mвыгрвал= 2Q/tcт – суточн. вал. норма груз. работ, более употребл. в портах при расчёте продолжительности груз. работ. 2) сложный рейс - судно перевозит грузы между несколькими портами, в каждом из которых его загружают и разгружают частично. По направлению перевозки: односторонние – начин. и заканч. в разных портах при следовании судна в одном направлении и круговые - судно перевозит груз между двумя или несколькими портами и возращается в порт первоначального отправления: средняя продолжительность эксплуатации судна: Tэ=tр1+tр2+...+tрr Tэ=(tx1+tx2+...+txr)+(tст1 + tст2 +... + tстr) Средняя продолжительность одного оборота судна tоб = Tэ/r Если судно совершает однотипные простые рейсы, то tоб = tр Общий расход топлива зависит от: типа и мощности СЭУ, тех. состояния, вида потребляемого топлива, скорости судна. Опред. норматив расхода топлива для след. режимов работы: на ходу (qxт) и на стоянке (qст.без гр.оп т и qст.с гр.оп т). Топливо идет на освещение, отопление, хоз-бытовые нужды. Рт=qхт. tх . Кшт+(qст. без гр оп т. tст без гр оп +qст с гр оп т. tст с гр оп) Кол-во смазки (5% от всех запасов на рейс) зависит от: продолж-ти рейса, возможности пополнения запасов, трассы, видов топлива. Вода: для быт. нужд, питьевая и мытьевая(200л/чел.-сут.) и для тех. нужд. Провизия: рассчит. исходя из числен. экипажа 3 кг/чел-сут. Для определения потребных запасов на ходу применяется коэф-т штормового запаса. Возможно 2 пути: обход шторм.р-ов и идти в шторм. Рзап = Рх+Рст; Рх = qхт.. Кшт + qх пр в.. nэк+ qх воды техн. tх Рст = qстт. tст + qпр, вода. tст. nэк Вся величина принятых запасов будет зависеть от:1)продолжит.рейса;2)возмож-ти пополнения запасов в попутных портах;3)от скорости судна;4)от вида топлива По мере необход-ти приним.топливо в балласт.танки. Запасы пресн., котельн.и бытов.воды.Спец.цистерны(ц.)для питьевой воды,для мытьевой-ц.в форпике и ахтерпике.Ц.для смазоч.матер-лов-подМО.Б/балласта ухудш-ся мореход.кач-ва с.     8. Технико-экономич.показат.перевозоч.процесса: стр-ра и классиф. пок-лей; сис-ма колич.и качест.эксплуатац.пок-лей; расчёт провозной способ-ности флота, резервы провоз.сп-ти; экономич.пок-ли работы судна и флота ТЭП бывают эксплуатац. и экономич. Они делятся на количественные и качественные. Эксплуатационные - это натуральные пок-ли, экономич. -стоимостные. Колич.экспл.пок-ли (ф-лы привед. для1судна,для флота в целом необх. *∑Dw): 1) Календарный бюджет времени - Тк (судо-сут), åDwТк (тнж-сут). Для флота Тк≤365,Тк<365 при списании или приеме судна на баланс компанией в теч. года. 2) Эксплуатационный период - Тэ = Тк - Твнеэкспл.; Тэ = Тх + Тст + Таренды + Ттайм-чартер + Тдр., Тдр. - работа в кач-ве плавбункеровщика, плавсклада, по гос.заказу. Тэ от 0 до 365 и Тэ –› 365 3) Внеэксплуатационный период - Твнеэ. = Тк - Тэ; Твнеэ.=Трем.+Тдокование+Ткот.-мот.+Тдр., Тдр. – время освидетельствования, получ. или продления класса регистра. Твнеэ от 0 до 365 Твнеэ–›0 4) Дальность плавания - ∑L=L1+ L2+…, åDwL= …; 5) Число рейсов - r, åDw×r; 6) а) Объем перевозок - åQ, б) Грузооборот - åQl. Качественные эксплуатационные показатели: 1) Коэффициент загрузки - aз = Q/Dw (Q / DЧ); aз от 0 до 1; aз –› 1; 2) К-т использования (чистой) грузоподъемности - aг =∑Qlгр / ∑DwL; (aг = ∑Qlгр / ∑DчL); aг от 0 до 1; aг –› 1; 3) Средняя протяженность плавания в рейсе для 1 судна: Lср = åL / r, для флота: Lрср=∑DwL/∑Dwr; 4) Средняя дальность перевозки 1 тонны груза – lгрср = åQl / åQ; 5) К-т сменности - b = L/lгрср = ∑Q/Qср, где Qср=åQl/l. b≥1, если b=1-один переход в грузу, b>1-наличие балластного перехода, b показывает, сколько раз за время рейса судно меняет загрузку; 6) К-т балластного пробега - Кбал = ∑Lбал / ∑Lрейса. Кбал от 0 до 1, Кбал –› 0; 7) Коэф-т использования календарного бюджета времени (к-т эксплуатации): Кэ = Тэ / Тк, Кэ от 0 до 1, Кэ –› 1; 8) Среднесуточная эксплуатационная скорость - Vэ = L / Тх; 9) К-т ходового времени - e х = Тх / Тр; e х от 0 до 1, e х –› 1; 10) К-т стояночного времени - eст = 1 - e х; eст от 0 до 1, eст–› 0; 11) Производительность 1 тонны грузоподъемности: а) в валовые сутки эксплуатации: mв=åQl/åDwТэ=aг×Vэ× eх (т-мили/судо-сут); б) чистая производительность использования тоннажа: mч=åQl/åDwТх=aг× Vэ; m показывает какую транспортную прод-цию в т-милях дает в среднем 1 т грузоподъемности за сут. эксплуатации (m вал) или сут. движения (m чист). 12) Среднесуточная норма грузовых работ: а) чистая - Мч = 2 åQ / åТст.гр.оп; б) валовая - Мв = 2 åQ / åТст; Мч>Мв, Мв –› Мч. 13) К-т разрыва норм - kр = Мв / Мч; kр от 0 до 1, kр –› 1; 14) Средневзвешенное число рейсов – r = ∑DwТэ / ∑Dwtоб; 15) Средневзвеш. продолжит-ть рейсооборота - tоб =Tэ/r = åDwТэ/åDw r; 16) К-т интенсивности загрузки судна - J = aгр × b = åQ / åDч r; 17) Провозоспособность Пт=aгр b Dч r = (aгр e х Vэ åDч Тэ)/lср или Пт=aгр b Dw r = (aгр e х Vэ åDw Тэ)/lср; Пт-м=aгр b Dч r lср = aгр eх Vэ åDч Тэ или Пт-м = aгр b Dw r = aгр e х Vэ åDw Тэ Экономические показатели.а) Количественные: 1) Доходы - F = f Q = fсред åQ. 2) Расходы: а) постоянные-Rп = Rаморт + Rрем + Rмтс + Rсод.эк.; б) переменные - на топливо; в) косвенные - % от прямых. Rр=Rх+Rст; Rр.х=Rпр.х+Rкос.х+Rт.х;Rр.ст=Rпр.ст+Rкос.ст+Rт.ст. Rи=Rсод.эк = Rсут + Rрац.пит; Rрац.пит=а рац.пит(5$/чел) × Nэк. Rи = Rпорт.сборы = åRi / tр; Rи = Rагент = % от Rпорт.сборы. Rтопл = Цтопл × q × Ксмаз.и пр.раб. åRпр = Rр + Rи × k, - приведенные. 3) ЧВВ (DF) = Fи - Rи. Финансовый результат - åФ = F - åRпр. Качественные показатели: 1) Средневзвешенная фрахтовая ставка - fсред = åf i × Qi / Q i. 2) Себестоимость - Sт = åRпр / åQ, Sт-м = åRпр / åQl. 3) Тайм-чартерный эквивалент-ТЧЭ=F-(Rт.и+Rсб.и+Rаг)/Тэ (tр). 4) Валютная эффективность - Кв = ЧВВ / Rруб. 5) Производительность экипажа - Рэк = DF / (Nэк.Тэ). 6) Удельные капитальные вложения на 1 ам.дол ЧВВ: Куд=Строит.ст-ть судна / DF. 7) Абсолютная экономическая эффективность-Эо=åФоб/Sстроит. 9. Основы организации перевозок и опер. упр. работой флота: виды грузопотоков МТ по их расположению и направлениям, их характерист. и районирование; тоннажепотоки и схемы движения судов Основой грузопотоков явл. перевозка сырьевых массовых грузов 75% (нефть, желез. руда, зерно, уголь, бокситы и глинозем, минер. удобрен, сахар, лес). Осн. геогр. регионами мор. перевозок явл-ся 3 ведущих центра мира: Зап. Евр., США, Япония и Китай. Направления перевозок нефт. груз. (2300 млн. т): ближний и сред. Восток (>50% мир. экспорта) - Зап. Европа, США, Япония; Венесуэла - туда же,; Сев. Африка - Средизем., Зап. Евр. Желез. руда(около 420 млн. т): США, Канада- Англия, Герман, Италия; Бразилия, Швеция, Индия - Зап. Евр., Япония. Уголь(450 млн. т): США, Австралия - Юж. Амер, Европа, Япония, Англия, Скандинавия. Зерно(300 млн.т) – США, Канада, Аргентина, Австралия – экспорт. Импорт – Африка, Индия и Китай. Лес – Канада, США, Скандинавия, Россия. Характеристики грузопотоков. Объём (суммарн. Dw тоннажа), направление (говорит о потребной провозоспособности, тип судна, его оборуд., налич. спец. систем., ледов. класс)., структура грузопотоков, партионность (неделимая партия груза, доставленная 1 судном для 1 грузовлад.), степень равномерности; интенсивность грузопотоков (среднесут. потребн. в отправлении судов в течение планируемого времени) Qсут=∑Q/ Tгр.эк. т/сут. – отраж. среднесут. потребность в отправл. груза в теч. опред. планов


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: