Часть 1. Мировая экономика




Министерство образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

Кафедра Экономической теории

 

 

Рег. № ____________________

«____»______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по МР и ЗО НГУЭУ

_______________Т.А.Половова

«___»_____________ 20__ г

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

 

Учебная дисциплина

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки

031900.62 «Международные отношения» (без профиля)

 

 

Новосибирск 2011

Рабочая программа дисциплины разработана

Иваненко Мариной Анатольевной – канд. экон. наук, доцентом кафедры Экономической теории М.А. Иваненко

 

Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета

 

Н.Ю.Долгова

 

Рабочая программа дисциплины соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ

 

Начальник отдела по планированию

и организации учебно-методической работы В.Е. Федорова

 

 

Утверждено на заседании кафедры Экономической теории

(протокол от «30» августа 2011 г. № 1)

 

Заведующий кафедрой

д-р экон. наук, профессор Л.Ю. Руди

 

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ……………………………5

1.1. Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям……………………………………………5

1.2. Содержание практических (семинарских) занятий………………………......6

Часть 1.Мировая экономика………………………………………………………..6

Тема 1.1. Общая характеристика мировой экономики и мирохозяйственных связей. Международное разделение труда как объективная основа формирования мирового хозяйства ……………………………………………….6

Тема 1.2. Интернационализация мирового производства и интеграционные процессы в мировом хозяйстве.………………………………………………12 Тема 1.3. Мировой рынок: формирование, структура и современные проблемы функционирования ………………………………………………………………...13

Тема 1.4. Глобализация мировой экономики. Глобальные проблемы функционирования мирового хозяйства…………………………………………15

Тема 1.5.Природно-ресурсный потенциал и отраслевая структура мирового хозяйства……………………………………………………………………………18

Часть 2. Международные экономические отношения …………………….........19

Тема 2.1. Международная торговля и внешнеторговая политика государства ……………………………………………………………………………………….19

Тема 2.2. Международное научно-техническое сотрудничество, обмен знаниями и технологиями ………………………………………………………..30

Тема 2.3. Международное движение капитала ………………………………….31

Тема 2.4. Международные валютно-финансовые отношения ………………..34

Тема 2.5. Международная миграция рабочей силы…………………………….41

Тема 2.6. Россия в системе современных мирохозяйственных связей……….45

1.3. Список библиографических источников для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по разделам учебной дисциплины...........…………..46

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ……………………………………………………………………….50

2.1.1. Задания для выполнения расчетно-графического задания……………..50

2.1.2. Общие требования к выполнению расчетно-графического задания…..52

2.1.3. Требования к структуре, объему и содержанию расчетно-графического задания………………………………………………………………………………52

2.1.4. Критерии оценки расчетно-графического задания………………………53

2.1.5. Требования к форме представления расчетно-графического задания..53

2.2.1. Задания для выполнения эссе……………………………...………………53

2.2.2. Общие требования к выполнению эссе……………………………………54

2.2.3. Требования к структуре, объему и содержанию эссе……………………54

2.2.4. Критерии оценки эссе………………………………………………………55

2.2.5. Требования к форме представления эссе…………………………………56

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ…………………………..………………..56

3.1.1. Список вопросов для подготовки к зачету……...………………………...56

3.1.2. Список вопросов для подготовки к дифференцированному зачету…...59

3.2. Общие положения проведения зачета (дифференцированного зачета)……………………………………………………………………………….61

Приложение 1 Требования к оформлению различных видов самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………...63

 

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

1.1. Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

Для успешной подготовки к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине Мировая экономика студентам рекомендуется организовать самостоятельную работу по следующей схеме:

1. Внимательно изучить электронные презентации и конспект лекций по изучаемой теме;

2. Рассмотреть изучаемый материал курса, а также статистические и фактические данные, необходимые для полного раскрытия темы, в источниках основной и дополнительной литературы, рекомендованных по данной теме;

3. Осуществить самопроверку усвоения учебной информации, используя предлагаемые для каждой темы вопросы для самопроверки.

4. В зависимости от применяемых при изучении данной темы интерактивных методов, а также формы текущего контроля, подготовиться к участию в практическом (семинарском) занятии в соответствующей форме: к презентации результатов индивидуальной работы; работе в малых группах; участию в опросе или дискуссии; решению кейсов; участию в тренингах, ролевых играх и работе круглого стола.

5. При подготовке к тестированию выполнить тренировочные тесты по изученной теме;

6. В случае возникновения затруднений или появлении вопросов, обратиться за консультацией к преподавателю.

Формами текущего контроля самостоятельного изучения студентами отдельных тем являются опрос, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий и проектов на основе применения образовательных технологий, отраженных в Рабочей программе учебной дисциплины.

 

 

1.2. Содержание практических (семинарских) занятий

Практические (семинарские) занятия по дисциплине Мировая экономика проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом и планом практических занятий, отраженными в Рабочей программе, утвержденной на заседании кафедры Экономической теории 30 августа 2011 г., протокол №1.

Часть 1. Мировая экономика

Тема 1.1. Общая характеристика мировой экономики и мирохозяйственных связей. Международное разделение труда как объективная основа формирования мирового хозяйства (4 часа)

1.Мировая экономика: предпосылки формирования и этапы развития. Характеристика современного этапа.

2.Автаркия и открытая экономика: показатели и преимущества.

3.Международное разделение труда (МРТ), эволюция, показатели развития и формы. Конкурентоспособность стран мира и ее факторы.

4.Современные тенденции развития МРТ. Типы международной специализации и кооперирования производства.

5.Типология стран мира, показатели и принципы межстрановых сравнений.

6. Социально-экономическая неоднородность мирового пространства и существующие классификации стран мира. Современный мировой экономический порядок.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:

1.1.Каковы основные этапы развития мировой экономики. Что лежит в основе данной периодизации?

1.2. Каковы основные предпосылки формирования мировой экономики и их роль на различных этапах этого процесса.

1.3. Каковы характеристики современного этапа формирования мировой экономики? В чем его специфика?

1.4. Какие процессы в мировой экономике определяют его эволюцию?

1.5. Как менялось значение форм международных экономических связей в процессе развития мировой экономики?

1.6. В чем заключается неравномерность и противоречивость развития мировой экономики?

1.7. Почему МРТ называют материальной основой развития мирового хозяйства?

1.8. Каковы предпосылки и условия формирования МРТ?

1.9. Каковы основные этапы эволюции международного разделения труда и их характерные черты?

1.10. Каковы особенности современного этапа МРТ?

1.11. Какое влияние на развитие МРТ оказывает научно-технический прогресс?

1.12. Что побуждает страны к участию в МРТ?

1.13. Каковы показатели развития МРТ?

1.14. Что такое международная специализация производства?

1.15. В чем суть международного кооперирования производства?

1.16. Какова роль России в системе международного разделения труда?

1.17. Какие классификации стран мировой экономики вам известны?

1.18.Приведите характеристики группы развитых стран.

1.19.Каковы особенности новых индустриальных стран?

1.20.Охарактеризуйте группу стран с переходной экономикой.

1.21.Каковы характеристики группы развивающихся стран и на какие подгруппы она делится.

1.22.В чем заключается и чем определяется неравномерность экономического развития стран?

1.23.Назовите основные принципы межстрановых сравнений.

1.24.Назовите и охарактеризуйте основные центры мирового экономического господства.

2. Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня освоения темы и подготовки к тестированию на практическом занятии:

2.1. Развитие мировой экономики в эпоху империализма имело характер:

а)плавный, поступательный

б)скачкообразный

в)медленный, но прогрессивный

г)быстрый и равновесный

 

2.2. После второй мировой войны вплоть до 70-х гг. мировая экономика в целом находилась в состоянии:

а) устойчивости г) крайней неустойчивости

б) кризиса д) подъема

в) равновесия е) краха национальных экономических систем

 

2.3. В чем выразились ключевые изменения традиционной схемы равновесия мировой экономики «Север-Юг» и «Запад-Восток» после 70-х гг. (установить соответствия):

1.«Север-Юг»

2.«Запад-Восток»

а) крах административно-командной системы бывших соцстран

б) появление НИС

в) распад колониальной системы

г) распад СЭВ

д) расширение НАТО на Восток

е) образование новых рынков сбыта товаров

 

2.4.Современная мировая экономика стала:

а)моноцентричной в) симметричной

б)многополярной г) однополюсной

 

2.5. Неравномерность и противоречивость развития стран в современном мире:

а) уменьшилась

в) исчезла

б) усилилась

 

2.6. В современной мировой экономике:

а) страны-лидеры остались прежними

б) страны-лидеры сменились

в) возникают новые региональные группировки

 

2.7.Факты экономической истории развития мира свидетельствуют о том, что равномерное развитие стран

а)возможно

б)невозможно

 

2.8. Современное состояние мировой экономики и мирохозяйственных связей характеризуется:

а)преобладанием рыночных отношений

б)ограниченным распространением рыночных отношений

в)преобладанием отношений, основанных на идеологических соображениях

г)преобладанием отношений, основанных на политических соглашениях

 

2.9.Установить соответствия, характерные для современного состояния мирового хозяйства:

1. Капитал

2. Национальный хозяйственный комплекс

3. Связь между национальными комплексами

а) специфичен и уникален

б) интернационален

в) однороден, имеет товарно-денежную форму

 

2.10.Отметить основные рыночные закономерности, которым подчиняется мировая экономика:

а)это система, определяемая спросом

б)развитие происходит на основе НТП

в)развивается, переходя от равновесного состояния к неравновесному

г)это система, определяемая предложением

д)способом существования являются кризисы и динамичный рост («экономическое чудо»)

е)развитие происходит на основании экономических и политических решений правительств стран

 

2.11. Практика экономического регулирования развития национальных хозяйств должна быть направлена на:

а)пресечение отклонений экономики от состояния равновесия

б)сохранение состояния равновесия

в)возвращение к состоянию равновесия

г)недопущение сильных отклонений от равновесного состояния

2.12. Сущность МРТ проявляется в:

а)диверсификации источников сырья и рабочей силы

б)разделении процесса производства

в)объединении процесса производства

г)специализации различных видов трудовой деятельности

 

2.12.Международная специализация различных видов трудовой деятельности осуществляется:

а)по отдельным стадиям производства

б)на определенной территории

в)в отдельных странах

 

2.13.В мировом хозяйстве можно выделить следующие типы разделения труда:

а) технологическое

б) отраслевое

б) подетальное

в) сырьевое

г) единичное

д) общее

е) частное

 

2.14.Основным побудительным мотивом участия стран в МРТ является:

а)получение доступа к новым технологиям и знаниям

б)передел сфер влияния между странами

в)получение экономических выгод

г)доступ к источникам сырья и энергии

 

2.15. Экономические выгоды от участия страны в МРТ заключаются в:

а)получении новейшей информации о конкурентах

б)экономии национальных затрат на отказе от внутреннего производства товаров и услуг за счет их более дешевого импорта

в)получении земельной ренты

г)получении разницы (выгоды) между интернациональной и

национальной стоимостью экспортируемых и импортируемых товаров и услуг

 

2.16. Отметьте основные причины развития разделения труда между странами:

а)различия в природно-климатических условиях

б)трудовые факторы

в)геополитические особенности положения страны

г)факторы научно-технического развития

д)использование информационных преимуществ

е)уровень заработной платы

ж)проведение политики импортозамещения

 

2.17. Укажите основные формы МРТ:

а) общее г) единичное

б) частное д) кооперация

в) специализация е) поузловое

 

2.18.Форма разделения труда между странами, когда отрасли, подотрасли, отдельные технологические процессы предприятий национальных хозяйств ориентируются на выпуск однородной продукции сверх внутренних потребностей называется:

а)международным разделением труда

б)международной кооперацией

в)общим разделением труда

г)отраслевым разделением труда

д)международной специализацией производства

е)единичным разделением труда

 

2.19. Отметить основные направления международной специализации:

а) производственное г) территориальное

б) научное д) межотраслевое

в) технологическое е) внутриотраслевое

 

2.20. Отметить основные виды международной специализации и установить соответствия:

1.Предметная

2.Единичная

3.Подетальная

4.Технологическая

5.Частная

а) осуществление отдельных операций и технологических процессов

б) производство готовых продуктов

в) производство частей и компонентов

 

3.Подготовиться к работе на практическом занятии в малых группах на тему «Общая характеристика экономик стран мира. Группы стран и их роль в мировой экономике»:

3.1. Развитые страны.

3.2. Новые индустриальные страны.

3.3. Страны с переходной экономикой.

3.4. Развивающиеся страны.

3.4. Страны БРИКС.

 

4.Подготовиться к презентации индивидуальных заданий на тему «Развитие международной специализации стран мира в 20 веке и факторы его определяющие» для страны на выбор студента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: