Часть 2. Международные экономические отношения




Тема 2.1.Международная торговля и внешнеторговая политика государства (4 часа)

1.Сущность, структура и показатели международной торговли.

2.Теории международной торговли и их эволюция.

3.Торговая политика государства и ее инструменты.

4.Международные торговые организации и перспективы развития международной торговли.

5.Современные тенденции развития международной торговли и торговля услугами.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:

1.1. Объясните различие таких понятий, как внешняя торговля и мировая (международная торговля) торговля.

1.2. В чем состоит различие между внутренней и внешней торговлей?

1.3. Верно ли следующее утверждение: «В результате внешней торговли страна может потреблять больше, чем в состоянии производить»?

1.4. Каковы основные показатели, позволяющие оценить активность страны в международной торговле?

1.5. Какая структура торгового баланса характерна для развитых стран? Для развивающихся?

1.6. Какие изменения в структуре и географической направленности международной торговли наблюдаются в последние годы?

1.7.Какова экономическая природа услуг?

1.8. В чем состоит особенность международной торговли услугами?

1.9. Каковы сущность и функционирование мирового рынка услуг?

1.10. Каковы основные тенденции развития международной торговли услугами?

1.11. Каковы масштабы, структура и география международной торговли услугами?

1.12. Каковы основные виды услуг, торгуемых на мировом рынке?

1.13.Объясните разницу между абсолютными и относительными преимуществами.

1.14.Какие предпосылки лежат в основе теории сравнительного преимущества? Оцените их реалистичность.

1.15.Почему страна не может иметь сравнительное преимуще­ство в производстве всех товаров, если у нее богаче природ­ные ресурсы, больший запас капитала, более квалифициро­ванная рабочая сила, чем в других странах?

1.16.Может ли страна, первоначально располагающая сравни­тельным преимуществом в производстве какого-либо продук­та, впоследствии потерять это преимущество? Если да, то каковы будут последствия для этой страны и ее торговых партнеров?

1.17.Если каждый новый продукт проходит описываемый тео­рией жизненный цикл, не приведет ли это в итоге к отстава­нию страны — инициатора нововведений (например, Япо­нии) и образованию у нее хронического дефицита торгового баланса?

1.18.При совершенной конкуренции свободная торговля дает выигрыш обеим странам, торгующим между собой. Происхо­дит ли то же самое в условиях монополистической конкурен­ции, когда внешняя торговля развивается в результате дей­ствия эффекта масштаба?

1.19.Какие страны получают больше выгод от международной торговли: крупные или небольшие, те, которые только выходят на мировой рынок или давно торгующие между собой?

1.20.В чем сущность и основные направления внешнеторговой политики государства?

1.21.Что такое свободная торговля?

1.22.Что такое политика протекционизма?

1.23.Раскройте содержание аргументов в пользу протекционизма.

1.24.Каковы основные инструменты протекционистской политики?

1.25.Когда и с какой целью применяются тарифные методы регулирования внешней торговли?

1.26.В чем суть нетарифных методов регулирования торговли?

1.27.Каковы институты и основные методы международного регулирования торговли?

 

2. Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня усвоения студентами вопросов темы и подготовки к тестированию на практическом занятии:

2.1. Укажите два основных фактора, способствующих расширению международной торговли:

а) усиление интеграции

б) переход на использование единой европейской валюты

в) увеличение числа стран, использующих доллары при расчетах по операциям

г) НТП в области транспорта, связи, информационных систем

 

2.2. В целом в мировой торговле приходится (установить соответствия):

1. На промышленные товары а) 22 %

2. На услуги б) 10 %

3. На продукцию агропромышленного в) 58 %

комплекса и ископаемое сырье

 

2.3. Вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране, – это:

а) экспорт в) реэкспорт

б) импорт г) реимпорт

 

2.4. Оборот мировой торговли – это:

а) стоимость мирового импорта

б) стоимость экспорта и импорта

в) стоимость мирового экспорта

г) мировой экспорт минус мировой импорт

 

2.5. Промышленно развитые страны занимают в общем объеме мирового экспорта:

а) около. 45% г) около 70%

б) не более 52% д) более 80 %

в) не более 60%

 

2.6. Отметить факторы, влияющие на стабильный рост международной торговли:

а) развитие МРТ и интернационализации производства

б) НТР

в) активная деятельность ТНК на мировом рынке

г) регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий ГАТТ/ВТО

д) отмена количественных ограничений импорта в ряде стран

е) существенное снижение таможенных пошлин

ж) образование зон свободной торговли

з) развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли

и) получение политической независимости бывших колониальных стран

к) появление группы НИС с моделью экономики, ориентированной на рынок

 

2.7. Несмотря на продолжающийся рост мировой торговли, ее значимость по сравнению с другими формами международных экономических отношений уменьшается.

а) верно б) неверно

 

2.8. В товарной структуре мировой торговли наиболее динамично растет объем торговли:

а) продукцией добывающей промышленности

б) сельскохозяйственной продукцией

в) промышленными товарами.

 

2.9. Активное сальдо торгового баланса означает превышение импорта над экспортом.

а) верно б) неверно

 

2.10. Мировой товарооборот – это сумма внешнеторгового оборота всех стран мира.

а) верно б) неверно

 

2.11. Торговый баланс отражает результат внешнеторговых операций, связанных с экспортом и импортом товаров и услуг.

а) верно б) неверно

 

2.12. Отметить услуги, которые в соответствии с классификацией МВФ относятся к разряду правительственных:

а) проведение выставок

б) поставка товаров в посольства и консульства

в) надзор за строительством

г) операции ООН по поддержанию мира

д) проведение международных спортивных мероприятий

е) поставка товаров и услуг в представительства международных организаций

 

2.13. Отметить услуги, за которые осуществляется выплата роялти и лицензионных платежей:

а) услуги почтовой, курьерской, телефонной связи

б) пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт)

в) строительство объектов за рубежом

г) использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии

д) рекламные услуги

 

2.14. Комплекс услуг коммерческого характера, имеющий цель подготовить и обеспечить процесс производства и реализации продукции. Другими словами, совокупность услуг, связанных с обработкой информации по заказам клиентов, и информационное обслуживание на ЭВМ в режим разделения машинного времени в виде информации, консультации и экспертизы различных видов хозяйственной деятельности — это:

а) ноу-хау г) мониторинг

б) инжиниринг д) имиджмейкерство

в) консалтинг

 

2.15. Разрешение продавца на использование другим лицом — покупателем изобретения технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение, — это:

а) патент

б) лицензия

в) авторское свидетельство

г) договор

д) лизинг

 

2.16. Непатентованное научно-техническое достижение и производственный опыт конфиденциального характера — это:

а) патент г) ноу-хау

б) лицензия д) лизинг

в) авторское свидетельство

 

2.17. Современное состояние лицензионной торговли позволяет выделить некоторые группы стран в зависимости от их роли в международной лицензионной торговле (установить соответствие):

1) ПРС с доминирующим экспортом лицензий

2) ПРС с преобладающим экспортом лицензий

3) ПРС с преобладающим импортом лицензий

4) РС с импортно-экспортной ориентацией лицензий '

5) РС с импортной направленностью лицензий

6) РС с эпизодическим характером лицензионной торговли

а) Великобритания, Швейцария

б) Германия, Япония

в) США

г) Таиланд, Алжир, Панама

д) Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция

е) наименее развитые страны

 

2.18. В международном товарообороте принято выделять так называемый «невидимый товар», под которым понимаются:

а) ноу-хау г) туристические.услуги

б) технологии д) финансовые услуги

в) транспортные услуги

 

2.19. Вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристического спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста, — это:

а) региональный туризм

б) внутренний туризм

в) международный туризм

 

2.20. Плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время пребывания их в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта, — это:

а) поступления от международного туризма

б) прибыль от производства туристических услуг в стране

в) поступления от развития сферы услуг в стране

 

2.21. «Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-либо товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом». Данное утверждение иллюстрирует:

а) теорию факторов производства

б) теорию относительных преимуществ (Д. Рикардо)

в) теорию Хекшера - Олина

г) теорию абсолютных преимуществ (А. Смит)

 

2.22. Отметить основные движущие силы конкуренции (по М. Портеру):

а) угроза появления новых конкурентов

б) угроза появления товаров или услуг-заменителей

в) способность поставщиков комплектующих изделий торговаться

г) высокие расходы на рекламу

д) соперничество традиционных конкурентов между собой

е) рыночное положение фирмы

ж) способность покупателей торговаться

 

2.23. Отметить основные виды конкурентных преимуществ фирмы (по М. Портеру):

а) прочное лидерство на мировом рынке

б) преимущество в экономико-географическом положении страны базирования основного производства

в) более низкие издержки

г) высокая наукоемкость производства

д) дифференциация товаров по качеству, особым потребительским свойствам и послепродажному обслуживанию

 

2.24. Отметить основные источники конкурентного преимущества (по М. Портеру):

а) новые способы и методы организации деятельности

б) наличие доступных природных ресурсов и источников энергии

в) выбор сферы конкуренции, отличной от той, что выбрали основные конкуренты

г) наличие эффективного управления

д) переход к стратегии глобальной конкуренции

е) внедрение новых технологий и компонентов
производства

 

2.25. Отметить сравнительные преимущества развивающихся стран в мировой экономике:

а) дешевое сырье

б) дешевая рабочая сила

в) уникальные почвенно-климатические условия для тропического земледелия

г) высокая квалификация рабочей силы

д) развитое сельское хозяйство

е) выгодное географическое положение по отношению к основным центрам экономической силы

 

2.26. «Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства – трудом, землей, капиталом, а также внутренней потребностью в тех или иных товарах» – это высказывание иллюстрирует теорию:

а) теория Хаберлера

б) «парадокс Леонтьева»

в) теорема «выравнивания цен на факторы производства» Э. Хекшера и Б. Олина

г) теория абсолютных преимуществ А. Смита

д) теория факторов производства

 

2.27. «В случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами» – это высказывание иллюстрирует теорию:

а) теория факторов производства

б) теорема HOS (Хекшера - Олина, Самуэльсона)

в) «Парадокс Леонтьева»

г) теория относительных преимуществ Д. Рикардо

 

2.28. Согласно теории жизненного цикла товара на стадии зрелости его производство размещается:

а) только в промышленно развитых странах

б) в различных странах

в) в стране нововведения

г) преимущественно в развивающихся странах.

 

2.29. Согласно теории сравнительного преимущества международная специализация страны определяется:

а) размером страны

б) правительством

в) транспортными расходами

г) все перечисленное неверно.

 

2.30. Перечислить основные инструменты внешнеторгового регулирования:

а) таможенные тарифы

б) протекционизм

в) нетарифные методы регулирования

г) реэкспорт

д) меры по стимулированию экспорта

 

2.31. Отметить два главных направления и цели государственного регулирования внешней торговли (установить соответствия):

1. Протекционизм

2. Регулирование импорта

3. Поощрение экспорта

4. Либерализация ВТ

а) защита внутреннего рынка от иностранных товаров и отечественных производителей от зарубежных конкурентов

б) экспортная экспансия, завоевание новых рынков

 

2.32.Отметить нетарифные методы регулирования ВТ:

а) квотирование

б) лицензирование

в) компенсационные пошлины

г) антидемпинговые пошлины

д) транзитные пошлины

е) таможенные пошлины

ж) добровольные ограничения санитарного экспорта и ветеринарного контроля

з) НДС

и) импортные депозиты

к) таможенные формальности

л) экспортные пошлины

м) сезонные пошлины

н) технические стандарты

о) нормативы

 

2.33. Режим наибольшего благоприятствования – это:

а) национальный режим внешней торговли

б) льготный режим международной торговли

в) режим внешней торговли, когда государства на взаимной основе предоставляют друг другу те же условия внешнеторговых операций, которые применяются или будут применяться и к третьим странам

г) нормальные возможности для взаимной торговли

 

2.34. Запрещение ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны тех или иных товаров, в том числе оружия и научно-технической информации, – это:

а) демпинг

б) лицензирование

в) квотирование

г) эмбарго

 

2.35. К числу тарифных методов регулирования торговли относятся:

а) таможенная пошлина

б) квота

в) технические стандарты

г) все перечисленное верно.

 

2.36. Эмбарго означает, что квота (в %) равна:

а) 0

б) 50

в) 100

г) все перечисленное неверно.

 

2.37. Всемирная торговая организация начала свою деятельность в:

а) 1995 г.

б) 1947 г.

в) 1992 г.

г) все перечисленное неверно.

 

2.38. Введение импортной квоты отличается от введения импортного тарифа тем, что:

а) при введении квоты правительство не получает доход

б) квота поднимает внутреннюю цену на импортируемый товар

в) квота ограничивает внутренний спрос на товар

г) все перечисленное неверно.

 

2.39. Потери от импортной пошлины несут:

а) потребители в импортирующей стране

б) производители в импортирующей стране

в) государство, вводящее таможенную пошлину

г) потребители в экспортирующей стране.

 

2.40. Импортные пошлины всегда выгодны отечественным производителям товаров, конкурирующих с импортными товарами, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается.

а) верно б) неверно

 

3. Подготовиться к участию в работе круглого стола на тему «Вхождение России во всемирную торговую организацию (ВТО)» по следующим вопросам:

3.1. Устав и правила вступления в ВТО, существующие претензии стран-членов ВТО к России и их обоснование, ход переговорного процесса о вступлении России в ВТО.

3.2. Существующее таможенное законодательство России, его слабые и сильные стороны, контраргументы на требования ВТО и требования отраслевых лоббистов.

3.3. Режим таможенных правил, действующий в настоящее время относительно импортируемых товаров, конкурирующих с производимыми в России.

3.4. Позиции российских отраслей, выигрывающих и проигрывающих от присоединения России к ВТО.

3.5. Нарастание внутренних противоречий в рамках ВТО, которые могут находить выражение в торговых войнах, антидемпинговых расследованиях, инициированных странами-членами ВТО против торговых партнеров.

3.6. Противоречие интересов групп развитых и развивающихся стран в рамках ВТО (итоги конференции ВТО в г. Канкуне).

 

4.Подготовиться к презентации индивидуальных работ на тему: «Обоснование конкурентных преимуществ компании на основе теории М. Портера (на примере любой международной компании)».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: