Основные научные идеи Сорокина




Биография

Питирим Сорокин — русско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. В 1914 окончил юридический факультет Петербургского университета. Среди его учителей был известный социолог М.М.Ковалевский. В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд «Преступление и кара, подвиг и награда» социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа», был личным секретарем А.Ф.Керенского, депутатом Учредительного собрания. Преподавал в Петроградском университете, в 1920 был избран профессором по кафедре социологии. В апреле 1922 защитил диссертацию «Система социологии». В сентябре 1922 был выслан из страны вместе с большой группой деятелей русской культуры. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд «Современное состояние России» (1923). С 1924 – профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание («Социальная мобильность», «Современная социологическая теория» и др.). Во второй половине 1920-х годов Сорокин разрабатывает теорию социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах «Социальная и культурная динамика» и «Кризис нашего времени». В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942. В 1949 он создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его исследования-манифесты: «Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей» и христианских святых»(1950), «Пути и власть любви»(1954) и др. В 1964 Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа ученого посвящена России: «Основные черты русской нации в двадцатом столетии» (1967). Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие, как Р.Мертон, Р.Миллз, Т.Парсонс и др.

Причина высылки

В сентябре 1922 года от Петроградской пристани отчалил пароход «ОбербургомистрХакен», за ним в ноябре того же года – пароход «Пруссия». Они увозили на своём борту почти 200 ярчайших представителей русской интеллигенции – философов, литераторов, врачей, профессоров, писателей и учёных. Эта массовая депортация инакомыслящих, неугодных новой советской власти, вошла в историю под говорящим названием «Философский пароход».

Петроград был не единственным портом отправления: депортация велась также из Одессы и Севастополя – морем, из Москвы в Германию и Латвию – по железной дороге.

Историки сходятся во мнении, что первостепенной причиной высылки из страны оппозиционно настроенных представителей интеллигенции был страх и неуверенность большевиков в своей способности удержать власть в молодом государстве после Гражданской войны.

Как писал Лев Троцкий: «Мы выслали этих людей потому, что расстреливать их не было повода, а терпеть было невозможно». То есть, в те годы большевикам ещё требовалась хотя бы видимость законных оснований для террора и репрессий.

19 мая 1922 года Владимир Ленин лично дал ход этой спецоперации по выдворению неугодных с территории России, и тщательно контролировал её процесс.

10 августа 1922 года ВЦИК принял декрет об административной высылке, который и стал своеобразной правовой базой для узаконенной депортации цвета русской интеллигенции. С каждого изгнанника бралась расписка о том, что даже под страхом смертной казни он не будет пытаться вернуться на родину, иначе – расстрел без суда и следствия.

И всё равно, каждый гонимый и преследуемый пассажир «Философского парохода» уезжал, в тайне надеясь однажды вернуться.

Среди «выброшенных с территории РСФСР» – а это, между прочим, была официальная формулировка для советской печати, были такие выдающиеся деятели, как философы Николай Бердяев, социолог Питирим Сорокин и публицист Иван Ильин.

 

Судьба в эмиграции

После революции многие ученые открыто выступали против советской власти и в 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле за программами и содержанием курсов по общественным наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и Сорокину была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей Питирим и Елена Сорокины были вынуждены покинуть родину. 24 сентября промелькнувший за окном вагона флаг показал, что Советская Россия осталась позади. Питирима Сорокина и его супругу ждала новая жизнь вдали от своей горячо любимой родины. Через неделю Сорокин уже читал первые лекции в Берлине, посвященные современному положению дел в России. В кругу русских эмигрантов в Берлине Сорокин с супругой занимались творческой и интеллектуальной работой. Они были счастливы, несмотря на скудность имевшихся у них финансов. Через некоторое время Питирим Сорокин был приглашен на прием президентом Чехословацкой Республики Т.Массариком, предложившем ему прочитать курс лекций в Карловом университете. Сорокин принял это предложение, они с супругой сняли небольшую комнату в доме под Прагой и зажили упорядоченной жизнью, восстанавливаясь физически и морально. Сорокин отмечал, что многие эмигранты надеялись на скорое падение коммунистического режима, но сам он имел большие сомнения в этом. Устав от бурной политической жизни, Сорокин старался избегать споров между эмигрантами. Основные исследования Сорокина в то время касались социологии революции, сельской социологии, которые в будущем составили костяк его крупных исследований. В Праге Сорокин подружился со многими выдающимися учеными, с которыми любил обсуждать различные вопросы философии, социальных наук, этики, политики и экономики.

Сорокин мог так и остаться навсегда в Чехословакии, если бы ему не поступило предложение приехать в США, чтобы прочитать серию лекций о русской революции. Сорокин всегда интересовался общественно-политической жизнью США. Он писал: «Я восхищался американским народом, демократией и американским образом жизни. Моё восхищение было столь велико, что мои друзья и коллеги в России прозвали меня «русским американцем»». Сорокин принял приглашение и на скромный гонорар отправился в путешествие до США. Небольшой размер гонорара не позволил его супруге Е.П. Сорокиной отправится с ним. Долгое путешествие пришлось Сорокину по душе. Он наслаждался ландшафтами Австрии, Италии, солнечного средиземноморья и Атлантическим океаном, наблюдал извержение Этны и т.д. После шестнадцати дней путешествия Питирим Сорокин впервые ступил на землю американского континента.

Через некоторое время, уладив свои бытовые вопросы, Сорокин занялся проведением лекций на тему русской революции. Позже он вспоминал, что вместо гонорара тогда получил зимнее пальто, которое оказалось в ту холодную пору очень востребованным.

Чуть позже Сорокин получил неожиданное приглашение от президента колледжа в Вассаре погостить в самом городе, подучить английский язык и подготовить лекционный курс. В ноябре 1923 г. Сорокин приехал в г. Вассар, руководство колледжа помогло ему с получением жилья, предоставило в его распоряжение библиотеку. Проведя шесть недель в Вассаре, Сорокин решился на чтение первой лекции на английском языке, которая прошла достаточно успешно. После Вассара Сорокин выехал в г. Урбану, в Иллинойский университет для чтения лекций о русской революции. В Урбане Сорокин столкнулся с неоднозначной оценкой своих лекций: его поддержали те, кто были против коммунизма и тоталитаризма, а те, кто симпатизировал революции, считали его лжецом. Подобная реакция положила начало длительной оппозиции П.Сорокину со стороны некоторых американских ученых, которая выражалась в неприятии и критике большинства его научных работ.

Сорокину пришлось столкнуться с подобным отношением к своей работе и в университете Висконсина, в котором он также читал лекции, но там он нашел поддержку в лице нескольких профессоров, чьи мысли были свободны от догматизма. Закончив лекции в университетах Висконсина и Иллинойса, Сорокин вернулся в Нью-Йорк. Сорокин постепенно обретал уверенность в своём будущем

и в феврале 1924-го года выслал своей жене вызов и денежные средства для путешествия в США. В конце марта 1924 –го года они, наконец, воссоединились. Будучи специалистом по цитологии растений Елена Сорокина получила разрешение проводить опыты в цитологической лаборатории колумбийского университета, Сорокин в это время работал над несколькими книгами и читал лекции в различных университетах и организациях. Далее Сорокина отправили в университет Миннесоты с его курсом лекций. Это было своеобразным экзаменом, проверкой его профессиональных способностей. Испытание это Сорокин выдержал с честью. По окончании летней сессии, университет предложил Сорокину место профессора с оплатой 2000 долларов (следует отметить, что максимальная ставку профессора в те времена была 4000 долларов.) Теперь чета Сорокиных получила возможность полностью отдаться исследовательской и преподавательской работе. Сорокин проработал в Миннесоте 6 лет. Сам он так отзывался о годах, проведенных в этом университете: «шесть лет в Миннесоте были по-настоящему счастливыми годами!...Социальные институты на муниципальном уровне, в штатах и федерации в целом представлялись нам совершенными…Нам везло на людей…- все были по отношению к нам исключительно дружелюбны, честны, компетентны, надежны, порядочны…Широкие просторы этого штата, бесчисленные озера, цветущие усадьбы, волнующиеся нивы – все вокруг наполняло нас ощущением радости жизни, избавляло от ощущения скованности, замкнутости в узком пространстве…» В университете у Сорокина сложилась дружба со многими профессорами, учеными, студентами различных кафедр, многие из которых стали потом выдающимися социологами. В такой обстановке Сорокин все силы отдавал научной работе. За время работы в Миннесотском университете им были опубликованы такие фундаментальные работы, как: «Отрывки из русского дневника» (1924 г.), «Социология революций» (1925 г.), «Социальная мобильность» 1927 г., «Современные социологические теории» 1928 г., «Основы социологии села и города» (в соавторстве с К.К. Циммерманом) 1929 г. и три больших тома «Систематизированная хрестоматия по сельской социологии» (в соавторстве с К.К. Циммерманом и Дж. Гэлпином) 1930 – 1932 г. Сам Сорокин очень скромно отзывался о своей научной работе: «Если Говорить о количественной стороне…то я был удовлетворен…Что касается качества моих работ, то уверен, они соответствовали среднему уровню социологических работ того времени. Я отнюдь не считал, что они лучше общего потока подобной литературы». Сорокинские работы получили различные отклики от положительных до крайне резких и негативных. Однако имя Сорокина как социолога становится все более и более известным.

 

Основные научные идеи Сорокина

Все свои наиболее значимые работы Питирим Сорокин написал в эмиграции. Но его идеи были весьма необычными для своего времени, поэтому многие из них остались непонятыми даже в Европе и США. В современной же социологии некоторые из них играют фундаментальную роль. Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: