Готовность детей к школе – необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребёнка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в школе в группе сверстников. Это результат длительной и системной подготовки ребенка к школьному обучению. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути, личностного развития человека. Для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть достигнут определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение
Исходя из многих психологических и педагогических исследований, следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие блоки:
а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость;
б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности;
в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми (внеситуативно-личностное общение) и переход от эгоцентризма к децентрации.
Авторский коллектив под руководством А.В. Запорожца (Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева и др.): выделил следующие разделы школьной готовности: общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность к школе.
К общей готовности авторами отнесены: физическая; личностная; интеллектуальная.
К специальной – подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы, которая должна обеспечивать и общее развитие, и приобретение первоначальных навыков чтения и счета.
М.В. Попова в книге «Психология растущего человека» выделяет 9 параметров готовности к школьному обучению:
1. Общее физическое развитие ребенка;
2. Владение достаточным объемом знаний;
3. Владение культурными умениями и навыками;
4. Психологическая готовность к школе;
5.Готовность в сфере познавательных процессов;
6.Владение грамматически и фонетически правильной речью;
7.Развитие мелкой мускулатуры;
8.Сформированность желания учиться;
9.Структура самосознания.
Авторский коллектив проекта «Преемственность» под руководством Н.А. Федосовой считает, что среди различных параметров школьной готовности наибольшее значение имеют:
Когнитивная (интеллектуальная);
Эмоционально-волевая;
Личностная готовность.
Психологическая готовность к школе и ее компоненты. Психологическая готовность, по мнению Московских психологов, методистов и практиков складывается из следующих составляющих:
- физическая и физиологическая готовность к школе, куда входят показатели физического развития ребенка, состояние его здоровья, уровень созревания структур головного мозга, т.е. готовность высшей нервной деятельности ребенка к обучению в школе без стресса;
- личностная готовность к обучению в школе, или социальная, которая охватывает следующие сферы жизненных отношений ребенка и включает: 1. отношения ребенка с окружающими взрослыми, которые подразумевают умение ребенка занять определенную социальную позицию – позицию ученика; 2. взаимодействия будущего школьника со сверстниками, характеризующиеся появлением кооперативно-соревновательного типа общения, умением понимать и учитывать действия и позиции своих партнеров, а также умением подчинять свое поведение правилам группы; 3. отношение ребенка к самому себе, которое выражается в смене завышенной самооценки на более адекватную и объективную оценку собственных возможностей, в формировании такого новообразования возраста, как внутренней позиции школьника;
- мотивационную готовность ребенка к обучению в школе, которая характеризуется появлением социальных и познавательных мотивов учения, связанных с потребностями ребенка в интеллектуальной активности и общении с другими людьми с целью приобретения нового социального статуса и познания нового. интеллектуальная готовность к школе, которая подразумевает тот уровень развития познавательных процессов, который позволит ребенку заниматься в школе и выполнять требования учителя и программы первого класса; эмоционально-волевая готовность к школе, характеризующаяся адекватными переживаниями, связанными со своими достижениями, с отношениями с окружающими, появлением осознанности и произвольности своих чувств, поступков и поведения в целом. Высокий уровень произвольности позволяет ребенку контролировать свое поведение, управлять познавательными процессами, поддерживать порядок на рабочем месте;
- готовность родителей отдать своего ребенка в школу: уверенность близких взрослых ребенку в готовности будущего школьника к обучению в первом классе, в правильности выбора школы и первой учительницы; адекватный уровень переживаний родителей в связи с поступлением ребенка в школу.
Социально-личностная готовность к школе. Личностная готовность детей к школе охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений ребенка:
-отношения с окружающими взрослыми: важнейшим компонентом является произвольность, т.е. способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условность учебных ситуаций; принимать взрослого в новом качестве – в качестве учителя;
-взаимоотношения со сверстниками: они характеризуются появлением «кооперативно-соревновательного» типа общения, который начинает формироваться в игре, особенно в игре с правилами. Содержательное общение детей, происходящие в совместно-распределенной деятельности (игре, конструировании и др.), позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров;
- отношение ребенка к самому себе: к концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка начинает сменяться более адекватной и объективной.
Мотивационная готовность включает два типа мотивов учения: социальный, связанный с потребностью ребенка в общении с другими людьми, приобретении нового социального статуса, и познавательный, призывающий дошкольника к интеллектуальной активности и познанию нового непосредственно в учебной деятельности.
Социальная (личностная), как считают, Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к: новым формам общения; новому отношению к окружающему миру; самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляются с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем. Заключается в формировании у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника – положения школьника. У ребенка должны быть сформированы базовые представления о своем имени, месте проживания, семье, портрете, дне рождении, частях тела человека, настроении, умении думать, культуре поведения, правилах дорожного движения, о школе и т.п. Мотивационная готовность к школе Н.И. Гуткина в книге «Психологическая готовность к школе подчеркивает особую значимость определяющей роли мотивации в психологической готовности к школьному обучению. Говоря о внутренней позиции школьника (Л.И. Божович) и мотивах учениях, Н.И. Гуткина вслед за Л.И. Божович выделяет 2 группы мотивов учения: 1) мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»; 2) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» Проводя анализ доминирования одного из мотивов, которое может содержать в себе риск снижения мотивации к школьному обучению, Н.И. Гуткина подчеркивает, что «сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или другими словами, произвольном поведении ученика».
Многие родители считают, что ребенка можно отправлять в школу, если он знает буквы, цифры и название цветов радуги. Однако общая картина «школьной зрелости» является многогранным и комплексным понятием, которое включает различные виды готовности детей к школе. Рассмотрим подробнее их суть и значение для успешной адаптации первоклассника.
Начало формы
Конец формы
Общая характеристика
Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:
· морфологических;
· психологических;
· личностных.
Степень их сформированности зависит от:
· правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
· уровня развития его психических процессов;
· социальной среды, в которой малыш воспитывался;
· личностных качеств, которые у него выработались;
· наличия основных универсальных учебных умений.
Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.
Физическая | Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья. | |
Психологическая | Интеллектуальная | Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию. |
Социальная | Готовность взаимодействовать с окружающим социумом. | |
Личностная | Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника. | |
Эмоционально-волевая | Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок. | |
Специальная | Основные учебные умения |
По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.
Физическая готовность
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.
1. Уровень биологического развития:
· рост;
· масса;
· работоспособность;
· утомляемость;
· система условных словесных реакций;
· зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:
· ловкость;
· скорость;
· сила;
· скоординированность движений.
Уровень развития основных видов движений:
· бег;
· прыжки;
· наклоны;
· приседания;
· ползание.
Развитие мелкой моторики рук:
· держать ручку или карандаш;
· проводить четкие линии;
· перекладывать мелкие предметы;
· складывать лист бумаги.
Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
· умываться;
· чистить зубы;
· мыть руки;
· пользоваться туалетом;
· одеваться;
· застегиваться и завязывать шнурки;
· следить за своим внешним видом;
· пользоваться столовыми приборами;
· убирать за собой посуду;
· организовывать рабочее место;
· собирать, складывать и убирать свои вещи.
Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:
· важности быть здоровым;
· необходимости беречь здоровье;
· режиме дня;
· значимости занятий спортом.
Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.