ПРОТОКОЛ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ




ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКА

МЕТОДОМ БЕСЕДЫ

На первом этапе работы студент методом наблюдения выявляет несколько учащихся (желательно связанных между собой дружескими отношениями), у которых он будет определять социометрический статус. Дальнейшее наблюдение за этими учениками направлено на получение информации, необходимой для установления психологического контакта и формулирования вопросов беседы. Центральный этап исследования — выявление социометрического статуса ученика в классе в процессе частично стандартизированной беседы на основе количества отвержений и выборов по трем параметрам: интеллектуальному, волевому, эмоциональному.

По каждому параметру делаются последовательно три положительных и три отрицательных выбора. В процессе беседы устанавливается основание выборов. В заключение выясняется, сколько выборов и отвержений ученик ожидает для себя по каждому из трех параметров.

Возможные вопросы для беседы:

1 критерий:

а) Если бы ты полетел в космос с ребятами из своего класса, кого бы ты выбрал командиром корабля?

б) Почему бы ты его выбрал?

в) А если бы он не смог лететь, то кого?

г) Почему?

д) А если бы и он не полетел (например, заболел)?

е) Почему ты выбрал его?

ж) А кого бы ты ни за что не выбрал?

з) Почему?

и) А кого бы ты еще не выбрал?

к) Почему бы ты его не выбрал?

л) А кроме него?

м) Почему?

2 критерий

а) Если бы тебе надо было решить трудную задачу, к кому из класса ты обратился бы за помощью?

б) Почему бы ты к нему обратился?

в) Назови, пожалуйста, еще двоих ребят, к которым ты мог бы обратиться.

г) Почему бы ты обратился к каждому из них?

Остальные вопросы аналогичны вопросам 1.ж—1.м.

3 критерий

а) Как ты думаешь, сколько ребят из твоего класса выберут тебя на роль командира корабля?

б) А сколько скажут, что тебя нельзя поставить командиром?

4 критерий

а) С кем бы ты поделился своей тайной?

Остальные вопросы аналогичны 1.б—1.м.

5критерий

а) Сколько ребят, по твоему мнению, обратятся к тебе за помощью при решении трудной задачи?

б) Аналогично 3.б

6 критерий

а) Сколько ребят поделятся с тобой своей тайной?

б) Аналогично 3.б.

Все ответы ребенка фиксируются в протоколе следующего вида:

 

Протокол обследования

Ф.И.О обследуемого Венгеровская Вероника Ивановна

№ школы 47 Класс 11-в

Дата и время обследования 23.01.2021 13:45

Условия обследования (например; спокойная обстановка, наличие поблизости одноклассников или взрослых) – спокойная обстановка, в кабинете нет никого кроме ребёнка и учителя

Состояние ребенка (например: бодр, утомлен, нездоров) – спокоен, немного уставший

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

Вопрос Положительные выборы Обоснование Отрицательные выборы Обоснование
С кем бы ты полетел в космос? Тарасова Монахов Ходак Моя лучшая подруга Веселый Веселый Слюсаренко Бенгус Подлый человек Драчун
С кем бы те решал задачу? Тарасова Малевич Хорошо разбирается в математике Любит учиться Артемасов Трунова Прогуливает школу Двоечница

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Параметры Интеллект Воля Эмоции Всего
         
Выборы:        
Положительные        
Отрицательные        

 

Обработка результатов. По завершении работы в классе составляется общая социометрическая матрица выборов отдельно для каждого критерия. Например:

Социометрическая матрица по первому критерию

Фамилии опрошенных Тарасова Трунова Артемасов Бенгус Количество выборов
             
  Тарасова          
  Трунова          
  Артемасов          
  Бенгус          
  Смелая          
  Монахов          
  Черняк          
  Донцов          
  Малевич          
  Белов          
  Благовещенская          
  Козак          
  Касьяненко          
  Шевченко          
  Великанова          
  Пономаренко          
  Шелестова          
  Кущенко          
  Завельская          
  Градовская          
  Зворский          
  Чеверда          
  Кириченко          
  Чистикова          
  Самойлов          
Количество положительных выборов          
Количество отрицательных выборов          
Количество положительных взаимных выборов          
Количество отрицательных взаимных выборов          

 

«+» положительные выборы (предпочтение)

«-» отрицательные выборы (отвержение)

На основании общей социометрической матрицы по всем критериям студенты составляют протокол обработки результатов для каждого ученика.

ПРОТОКОЛ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ФИО Венгеровская Вероника Ивановна

№ школы 47 класс 11-в

ФИО экспериментатора Калюжная Ксения

дата обследования 23.01.2021 13:45

Количество положительных выборов по первому критерию – 58

Количество положительных выборов по второму критерию - 75

Количество положительных выборов по третьему критерию – 15

Общее количество положительных выборов - 110

Аналогично составляется протокол для отрицательных выборов.
Количество отрицательных выборов по первому критерию – 28

Количество отрицательных выборов по второму критерию - 40

Количество отрицательных выборов по третьему критерию – 12

Общее количество отрицательных выборов - 80

 

Анализ и интерпретация данных

На основе полученных данных студенты письменно делают качественный и количественный анализ социометрического статуса школьника и оценки им своего места среди одноклассников. Анализ проводится по следующим направлениям.

1. Социометрический статус учащегося в классе (по сумме «+» и «—» по всем критериям). Ученик может быть отнесен к лидерам, «отверженным», «болоту» (к лидерам, если его выбрали 75% учеников, к «отверженным» - менее 25%).

 

Тарасова - лидер
Трунова – отерженый
Артемасов – отверженый
Бенгус – отерженый
Смелая – лидер
Монахов – лидер
Черняк – отверженый
Донцов – лидер
Малевич – отверженый
Белов – отверженый
Благовещенская – лидер
Козак – отверженый
Касьяненко – лидер
Шевченко – лидер
Великанова – лидер
Пономаренко – лидер
Шелестова - лидер
Кущенко – лидер
Завельская - отверженый
Градовская – лидер
Зворский - лидер
Чеверда – отверженый
Кириченко – лидер
Чистикова - лидер
Самойлов – отверженый

 

2. Уровень социальных притязаний (по количеству ожидаемых ребенком «+» и «—»): высокий, средний, низкий. Высокий уровень - если ожидает выборов от 70% одноклассников, низкий - если меньше, чем от 30%.

 

Тарасова +
Трунова -
Артемасов -
Бенгус -
Смелая +
Монахов +
Черняк +
Донцов +
Малевич -
Белов -
Благовещенская +
Козак -
Касьяненко +
Шевченко +
Великанова +
Пономаренко +
Шелестова +
Кущенко -
Завельская -
Градовская -
Зворский -
Чеверда -
Кириченко+
Чистикова +
Самойлов -

 

3. Адекватность уровня социальных притязаний (на основе сравнения уровня социальных притязаний и реального социометрического статуса ребенка): адекватный, неадекватный завышенный, неадекватный заниженный.

 

Тарасова адекватный
Труноваадекватный
Артемасовнеадекватный завышенный
Бенгуснеадекватный завышенный
Смелая адекватный
Монахов адекватный
Черняк адекватный
Донцов адекватный
Малевич неадекватный завышенный
Белов адекватный
Благовещенская адекватный
Козак адекватный
Касьяненко адекватный
Шевченко адекватный
Великановаадекватный
Пономаренко адекватный
Шелестоваадекватный
Кущенко адекватный
Завельскаяадекватный
Градовскаянеадекватный заниженный
Зворскийнеадекватный заниженный
Чевердаадекватный
Кириченко неадекватный заниженный
Чистиковаадекватный
Самойлов адекватный

 

На заключительном этапе исследования проводится наблюдение за поведением учащихся в учебной и внеучебной деятельности с тем, чтобы установить, соответствуют ли данные, полученные в ходе социометрического эксперимента, реальному поведению детей.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: