Плывет в сребристых облаках.




Б. Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.
Из приведенных отрывков видно, что употреблял слово лебедь как в мужском, так и в женском роде. С чем это связано? Какова современная норма и чем обусловлена «победа» одного варианта над другим?

(межрегиональная олимпиада МПГУ, 9-11 класс)

7) В рукописях XII – XVII вв. встречаются сложные числительные:
Денегъ полудесята рубля: на полушестынадцати гривенки: полтретьядцать десятинъ.
Какое количество обозначает каждое из этих числительных? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?
(межрегиональная олимпиада МПГУ, 9-11 класс)

8) Какой частью речи является слово себе и в каком значении оно употребляется в следующих предложениях:

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. ().
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед и лаю твоего совсем не примечает. ().
Все сидит в халате да трубку знай себе покуривает. ().

(межрегиональная олимпиада МПГУ, 9-11 класс)

9) Одно из слов – дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род; однако некоторые следы того, что ранее оно было другого рода, сохранились. Найдите это слово. Свой ответ обоснуйте.

(задание олимпиады «Юные таланты», Пермский государственный университет, 9-11 класс)

10) В русских литературных текстах до XIX века употреблялись необычные слова, которые сохранились в современных северных диалектах. К какой части речи можно отнести эти слова? Ответ обоснуйте.

1) При вспоможении его [двоюродного брата] тотчас был приискан пансион и учитель и тотчас с ними обо всем нужном условленось и договоренось (А. Болотов).

2) Но как одно от другого не далеко, то, может, в сказании ошибенось (В. Татищев).

(задание олимпиады «Юные таланты», Пермский государственный университет, 9-11 класс)

VI. Синтаксис и пунктуация

Исторические основы современных синтаксических конструкций. Следы древнерусского синтаксиса в современном русском языке: конструкции с причастиями, инфинитивами, двойными падежами, числительными.

Система пунктуационных знаков современного русского языка, её происхождение. Функции пунктуационных знаков. Пунктуационная система древнерусского языка, её развитие. Формирование современного конструктивно-синтаксического принципа русской пунктуации. История отдельных пунктуационных знаков.

Тренировочные задания

1) Система пунктуационных знаков современного русского языка складывалась постепенно, однако знак «точка с запятой» (;) встречался уже в древнейших текстах. В ранний период древнерусского языка этот знак употреблялся:

А. с тем же значением, что и в современном русском языке

Б. со значением современного восклицательного знака

В. со значением современного вопросительного знака

Г. со значением знака современных скобок

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)

2) В букварях и орфографических пособиях XVII – XIX вв. этот знак называли единитный, единительный, знак единительства. Как называется этот знак сегодня?

1) дефис

2) запятая

3) кавычки

4) тире

(задание олимпиады «Юные таланты», Пермский государственный университет, 9-11 класс)

VII. Перевод древнерусского текста

Задания по переводу и анализу текста являются комплексными заданиями, в которых проверяются знания учащихся по всем приведенным выше разделам.

Тренировочные задания

1)

1.Переведите текст на современный русский язык.

2. Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам.

Разумьно послушати подобаеть пьря судиямъ, неудобь бо есть правьды изобрести скоро отъбегающе или отъгоняюще; разумеваи пьря мьдьльно, твори же рассуждения не тъщяся.

(Изборник 1076г.)

(задание межрегиональной олимпиады, г. Ульяновск, 9 класс)

2)

1.Переведите текст на современный русский язык.

2. Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам.

Яко же и при гуслехъ не довлееть единою струною песнь творити, но по всемъ преходити съ чиномь подобьнымь, тако и при душевнеи добродетели не довлееть намъ единъ законъ на спасение, но подобаеть намъ весь законъ соблюсти подробнy.

(Книга «Пчела»)

(задание межрегиональной олимпиады, г. Ульяновск, 10 класс)

3)

1.Переведите текст на современный русский язык.

2. Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам.

Сь слышавъ Дионисии царь, яко два уноши мъного молвиста на нь и на царьство его въ пирy, и повеле възъвати я къ собе на обедъ. Видъ же единого упивъшася и мъного суетная глаголяша, а другаго съ страхомь пьюща и съ блюденьемь, оного отпyсти, зане пьяница естьствомь былъ, а оного посече, яко злоyмьника и волею блудяща.

(Книга «Пчела»)

(задание межрегиональной олимпиады, г. Ульяновск, 11 класс)

4)

1.Переведите текст на современный русский язык.

2. Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам.

Рече старець Иосифъ: истинное сродство се есть, еже подобитися добродетелию Богови, сродному угодная творити, ему спострадати во всемъ. Рече паки: достоить иноку, въ общемъ житии живущу, едино брашно оставляти и глаголати: сие часть Христа моего. Рече паки: аще которыи брать совершитъ довлеяся трапезною пищею, отъ сего не осуженъ будетъ, яко съ благословениемь предлагаема суть. Горе же таино ядущему, и вещи, и сребреникы особно имущему. Се есть милостыня обще живущимъ, еже пострадати другъ другу, и претерпети смутившемуся на нь брату, и не въздати зъла за зъло.

(По Волоколамскому патерику)

(задание XVII всероссийской олимпиады, 10 класс)

5)

1.Переведите текст на современный русский язык.

2. Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам.

Поведа намъ отьць Васиянъ. Стоящу ми на Москве въ соборнои церкви преславныя владычица нашея Богородица честнаго ея Успения, видехъ некоего человека, молящася прилежно великому мученику Никите и пытающу, где есть образъ его. Азъ же, искусенъ сыи въ таковыхъ, видехъ веру человека и необычное моление его, приступивъ, въпросихъ его вину таковаго моления. Онъ же рече: отче, азъ много время болезнию одержимъ и всегда моляся и призывая мученика Никиту. Много же нудимъ быхъ отъ своихъ, еже призъвати чародея въ домъ свои, азъ же никакоже восхотехъ. Въ нощи же слышахъ, яко врата дому моего отверзошася, и се мужъ светелъ езде на коне, приближися ко окну и рече ми: въстани и изыде ко мне! Азъ же двигъся и обретохъ себе здрава, изыдохъ изъ храмины, никому же слышавшу, и поклонихся ему до земля: Господи, ты кто еси. Онъ же рече ми: азъ есмь Христовъ мученикъ Никита и посланъ отъ Него исцелити тебе сего ради, яко не введе чародее въ домъ свои, но на Бога упование свое положи. И дасть ти Богъ еще приложение животу двадесть и пять летъ.

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

(По Волоколамскому патерику)

(задание XVII всероссийской олимпиады, 11 класс)

Рекомендуемый список литературы

1. Виноградов слов (около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных). М., 1994; изд. 2-е, исправленное: М., 1999. Доступ: https://*****, www. krotov. info, https://, https://*****

2. Григорьева века русской орфографии. М., 2004. Доступ: www. *****, www., www.

3. Осипов об истории русского письма. Омск, 1999; изд. 2-е, переработанное: Омск, 2000. Доступ: www. *****, www. *****

4. К истокам слова. СПб., 2005. Доступ: www. lib. mn, https://rutracker. org/forum/veiwtopic. php, www.

5. Откупщиков по этимологии. СПб., 2001. Доступ: www., www. knigka. info, https://rutracker. org/forum/veiwtopic. php, www. eknigi. org

6. Панов орфография. М., 2007; М., 2010. Доступ: www., www., www., https://, https://

7. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии. М., 1963. М., 2007. Доступ: www., https://*****

8. Энциклопедический словарь юного филолога: языкознание. Панов. М., 1984. Доступ: www. publ. *****, www., www. *****, www., www. *****s. ec, www. dic. *****, www. *****, www. lib. *****, *****, www. *****

9. Энциклопедический словарь юного лингвиста. Панов. М., 2006 (дополненное и переработанное издание «Энциклопедического словаря юного филолога» 1984 года). Доступ: www. *****, www. *****, *****docs., *****, www. *****

Словари

1. Волина пришли слова. Занимательный этимологический словарь. Книга для детей, учителей и родителей. М., 1996. Доступ: https://, www. *****

2. Фасмер М. Этимологический словарь славянских языков. Перевод с нем. и дополнения. Т. I-IV. М., (или 1987, 2003). Доступ: www. vasmer. *****, www., www. *****, www. *****, www. *****, www. *****, www. vipbook. info, www., www.

3. Черных -этимологический словарь русского языка: 13560 слов: Т.1-2. М., 1993; изд. 2-е, стереотипное: М., 1994. Доступ: www. *****, www. *****, www., www., www. imwerden. info, www. book. tr200.net

4., Боброва словарь русского языка. М., 1994. Доступ: www., www. books. sh, www. *****, www. *****, www. *****, www. *****, www. *****, www.103school.

5.,, Шанская этимологический словарь русского языка. М., 1961; изд.2-ое: М., 1972. Доступ: www., *****tracker. org, www. *****, www. *****, www. *****, https://, www., www., www.

6. Школьный этимологический словарь русского языка. Составители, М., 2001; М., 2004. Доступ: www. slovari. *****, www. *****, www., www. *****, www. *****, www. *****, www. *****

7. Школьный этимологический словарь. М., 2010. Доступ: www. *****

8. Этимологический словарь русского языка. Крылов. СПб., 2005. Доступ: www. softportal. *****, www. *****, www. book. tr200.net, www., www. knigka. info, *****tracker. org, www. bizbook. *****, www., www.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: