Темы для самостоятельной работы по дисциплине «Методы математической обработки в социально-психологических исследованиях»
1. Основные задачи и разделы прикладной математической статистики в применении к психологическим исследованиям.
2. Описательная статистика. Задачи описательной статистики. Понятие переменной. Виды переменных.
3. Формы группирования данных. Ранжированный ряд. Вариационный ряд. Распределение сгруппированных частот и алгоритм его построения.
4. Графическое представление данных. Понятие дискретных и непрерывных данных. Гистограмма и алгоритм её построения. Полигон распределения. Столбчатая диаграмма. Кривая распределения.
5. Параметры распределения. Меры центральной тенденции (мода, медиана, среднее арифметическое) и их вычисление. Психологическая интерпретация.
6. Меры вариации (разброс, дисперсия, стандартное отклонение) и их вычисление. Психологическая интерпретация.
7. Шкалы психологических измерений.
8. Классификация экспериментальных психологических задач.
9. Нормальное распределение. Закон трёх сигм. Психологическая интерпретация.
10. Асимметрия и эксцесс. Психологическая интерпретация.
11. Основная задача индуктивной статистики. Принцип проверки статистических гипотез. Содержание нулевой и альтернативной гипотез. Психологическая интерпретация.
12. Параметрические и непараметрические критерии. Применение критериев в зависимости от характера распределения, типа шкалы измерения, объема выборки.
13. Уровни статистической значимости в психологических исследованиях. Ось значимости.
14. t -критерий Стьюдента для независимых и зависимых выборок.
15. U-критерий Манна-Уитни.
16. Т- критерий Вилкоксона.
17. Угловое преобразование Фишера.
18. F-критерий Фишера-Снедекора.
19. Критерий Хи-квадрат.
20. G-критерий знаков.
21. Корреляционный анализ. Назначение метода корреляции. Виды метода корреляции: линейный, ранговый. Общие свойства метода корреляции.
22. Многофакторный анализ для независимых выборок.
23. Многофакторный анализ для зависимых выборок.
24. Регрессионный анализ. Одномерная и многомерная регрессия.
Основная литература:
1. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. — М., 2003.
2. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. – СПб, 2008.
3. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. — СПб., 2004.
4. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.,2004.
5. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. — Л., 1999. 23
6. Кричевец А. Н. Математика для психологов: учебник /РАО НОУ ВПО Моск. психол.-соц. ин-т. - 4-е изд.. - М.: Флинта:МПСИ, 2010. - 372 с.: ил.
б) дополнительная литература:
1. Айвазян С.А., Степанов В.С. Инструменты статистического анализа данных.— М., 2000.
2. Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. — М., 1980.
3. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.
4. Годфруа Ж. Что такое психология? /В 2-х т. Т. 2. — М., 1992.
5. Ивантер Э В., Коросов А. В. Основы биометрии: Введение в статистический анализ биологических процессов и явлений. — Петрозаводск, 1992.
Темы для самостоятельной работы по дисциплине «Качественные и количественные методы исследований в психологии»
1. Основные направления теоретических и прикладных психологических исследований.
2. Различие между качественными и количественными методами исследования в психологии.
3. Возможные классификации методов психологических исследований.
4. Метод наблюдения: возможности и ограничения. Схемы наблюдений: схема наблюдения Р.Бейлса, Л.Картера, А.Залужного.
5. Виды наблюдения, основные этапы, единицы наблюдения, способы регистрации данных.
6. Определение метода анализа документов, основное его назначение. Виды документов. Контент-анализ как разновидность метода анализа документов.
7. Основные этапы контент-анализа и их содержание. Составление классификатора. Единицы счета.
8. Эксперимент как ведущий метод научного познания. Виды переменных. Разновидности гипотез.
9. Виды экспериментов. Квазиэксперимент. Основные этапы эксперимента. Проблема репрезентативности выборки.
10. История создания и использования метода социометрии. Круг решаемых задач. Аутосоциометрия.
11. Социометрический критерий. Этапы обработки результатов. Персональные и групповые индексы.
12. Интервью как метод социально-психологического исследования. Разновидности интервью.
13. Этапы организации интервью. Виды вопросов.
14. Анкетирование. Достоинства и недостатки метода.
15. Этапы подготовки анкеты. Виды вопрос в анкете. Требование к формулировке вопросов.
16. Метод экспертных оценок. Смысловые инварианты и решаемые задачи.
17. Причины оценочного субъективизма экспертов. Типы экспертных групп.
18. Этапы оценивания. Схемы экспертных процедур.
19. Фокус-группа как метод социально-психологического исследования.
20. Рекрутирование участников фокус-групп. Требования к месту и времени проведения, техническому оснащению.
21. Требования, предъявляемые к модератору фокус-группы. Стратегии поведения модератора.
22. Позиции психолога-практика в работе с клиентами. Основные стратегии работы практического психолога.
Основная литература:
1. Алмаев, Н. А. Применение контент-анализа в исследованиях личности. Методические вопросы [Электронный ресурс] / Н. А. Алмаев. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 167 с. - 978-5-9270-0242-9. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221124 (дата обращения 17.05.2013).
2. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. - М.: Академический проект, 2010. - 381 с. - 978-5-8291-1188-5. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210921 (дата обращения 17.05.2013).
3. Самойленко, Е. С. Проблемы сравнения в психологическом исследовании [Электронный ресурс] / Е. С. Самойленко. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 416 с. - 978-5-9270-0179-8. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87420 (дата обращения 17.05.2013).
4. Экспериментальный метод в структуре психологического знания [Электронный ресурс] / М.: Институт психологии РАН, 2012. - 832 с. - 978-5-9270-0248-1. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221209 (дата обращения 17.05.2013).
Дополнительная литература:
5. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ: Монография. - М.: РГИУ, 2007. - 286 с.
6. Анастази А. Психологическое тестирование, М., 1982, в 2-х т.
7. Введение в психодиагностику /учебное пособие/ под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой, М., Академия, 1997
8. Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.
9. Кэмпбелл, Дональд. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 391 с.
10. Мельникова О.Т.. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники качественных исследований в социальной психологии. – М.: Академия, 2003. - 272 с.
11. Методы социальной психологии / ред. Н. С. Минаева. - М.: Академический проект, 2007. - 351 с.
12. Милграм, Стэнли. Эксперимент в социальной психологии / Стэнли Милграм. - 3-е междунар. изд. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - 336 с.
13. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева, Ростов-на-Дону, Феникс, 1996
14. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: ЭКСМО, 2010. 480 с.
15. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности, М., 1980.
16. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.