Рассмотрим основные направления и проблемы научной организации труда в социальной работе.




1. Разработка рациональных форм разделения и кооперации труда. Процесс разделения труда представляет собой обособление различных видов труда и закрепление их за сотрудниками. Основной принцип разделения труда – сочетание специализации отдельных исполнителей (или структурных подразделений) с повышением уровня их профессиональной компетентности. В социальной работе разделение труда производится как по вертикали, так и по горизонтали. Первый тип позволяет выделить уровни управления социальной работой: федеральный, региональный, муниципальный, уровень учреждений и служб социальной работы. При вертикальном разделении труда применяется принцип разграничения и закрепления полномочий.

Второй тип разделения труда осуществляется как в рамках всей системы социальной работы (например, в качестве отдельных самостоятельных учреждений функционируют геронтологические центры, специализирующиеся на работе с лицами пожилого и преклонного возраста; центры реабилитации, специализирующиеся на работе с лицами с инвалидностью, несовершеннолетними и др.), так и в рамках отдельно взятого учреждения, социальной службы (например, в комплексных центрах три направления деятельности: социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, семей и детей, оказание помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; в центре социального обслуживания можно выделить отделение дневного пребывания, специализированное отделение социального обслуживания и т.п.). Такое разделение позволяет концентрировать внимание на решении проблем какой-либо категории граждан, придерживаясь при этом комплексного подхода. В свою очередь кооперация труда предполагает объединение сотрудников, имеющих общий характер и содержание процесса труда, в структурные подразделения.

2. Улучшение организации рабочих мест и их обслуживания. Основной задачей этого направления НОТ является создание благоприятных условий для качественного и своевременного выполнения должностных обязанностей при эффективном использовании оргтехники, рабочего времени, необходимых физических усилиях. Это направление НОТ в социальной работе не может быть оценено однозначно. Во-первых, организация рабочих мест социальных работников может быть осуществлена только в рамках социальной службы, в то время как основную массу рабочего времени он проводит вне стен последней. У социального работника может быть несколько рабочих мест, и только одно из них социальная служба, остальные – места проживания обслуживаемых. В такой ситуации организовать рабочее место социального работника, к сожалению, не представляется возможным. Что касается организации рабочих мест специалистов по социальной работе, то здесь одна из проблем – оснащение необходимой оргтехникой в достаточном количестве и организация информационного обеспечения.

3. Рационализация приемов и методов труда в социальной работе предполагает, прежде всего, применение в работе с гражданами соответствующих технологий социальной работы, в том числе и инновационных (например, применение технологии «клиентской службы»), а также новых форм и методов работы (мобильная социальная служба, социальное такси, предоставление услуг сиделки и др.).

4. Улучшение условий труда предполагает исключение или минимизацию воздействия на сотрудников негативных факторов, обеспечение безопасности рабочего места, создание и поддержание условий, способствующих формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе. К числу факторов, определяющих условия труда, относятся: санитарно-гигиенические, эстетические, психофизиологические, социально-психологические. Основные проблемы в этом направлении НОТ в социальной работе возникают относительно улучшения условий труда социальных работников (безопасность рабочего места, негативные факторы, преимущественно психологические).

Социальный работник в силу специфики профессиональной деятельности большую часть рабочего времени проводит в общении с другими людьми, людьми у которых на данном этапе жизни возникли трудности, проблемы, людьми, которые в силу возраста немощны и несамостоятельны, людьми дезадаптированными. Процесс общения в таких условиях становится очень непростым и накладывает отпечаток на личность социального работника. В связи с этим, он становится более уязвимым и подверженным воздействиям, вызывающим профессиональное заболевание, называемое синдромом «эмоционального сгорания». Это связано с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором», что относится к факторам профессионального риска.

По мнению специалистов, на формирование и развитие синдрома «эмоционального сгорания» влияют несколько факторов: личностный – на подверженность социального работника во многом влияет его личностные качества (характер, темперамент, стрессоустойчивость и т.п.); ролевой – при наличии рассогласованности действий между работниками, низкой степени интеграции усилий возникает ролевой конфликт, приводящий к появлению синдрома; организационный – нечеткое определение полномочий (прав, обязанностей, ответственности), недостаточно эффективная организация сложной работы, неэффективное руководство, чрезмерный контроль и др.

Для устранения причин появления синдрома «эмоционального сгорания» могут применяться различные формы стимулирования (материальное и моральное), предоставление возможности профессионального роста (организация обучения, повышения квалификации, стимулирование научной работы, продвижение по служебной лестнице и т.п.), четкое определение должностных обязанностей и ответственности, их документальное закрепление, формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, возможность применения творческого похода к выполняемой работе. Кроме того, немаловажную роль играет профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании», которая должна быть направлена на ослабление факторов, провоцирующих появление синдрома. В отношении социального работника и других сотрудников необходимо применение методик психологической разгрузки (тренинги, беседы и т.п.), а также ослабление действия организационного фактора.

5. Развитие мер материального и морального стимулирования. Роль моральных и материальных стимулов в социальной работе трудно переоценить. Ограничения в применении различных форм материального стимулирования, связаны с тем, что оплата труда работников государственной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система – это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы по отраслям в зависимости от квалификационных признаков, характера и условий труда работников. Тарифная система включает тарифно-квалификационные требования, тарифные ставки, тарифную сетку и районные коэффициенты к заработной плате. Право социальных служб на предоставление социальных услуг на основе полной или частичной оплаты не решает проблему пополнения внебюджетных фондов кардинально, так как тарифы на предоставление социальных услуг невысокие (что вполне объяснимо). Проблема материального стимулирования включает и вопрос об установлении материальной ответственности работников в случае причинения ущерба обслуживаемому гражданину, социальной службе, обществу в целом в результате необоснованных действий или бездействий.

Проблемы морального стимулирования обусловлены, в частности тем, что статус социального работника недостаточно высок. Многие признают, что условия и содержание трудовой деятельности социального работника очень непростые, однако на уровне федерального законодательства не предусмотрены дополнительные гарантии для этой категории работников. В целях повышения статуса профессии социального работника в регионах Российской Федерации проводятся конкурсы профессионального мастерства. Высокопрофессиональные работники имеют возможность получить почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации», а также награды регионального или ведомственного масштаба.

6. Укрепление трудовой дисциплины. Дисциплина – необходимое условие наиболее эффективного решения поставленных задач. Уровень дисциплины труда в организации определяется рациональной организацией труда и про­изводства, качеством нормирования, формами материального и мо­рального стимулирования и другими производственными и внепроизводственными факторами.

7. Совершенствование нормирования труда – одно из основных направлений НОТ. Нормирование труда означает проектирование и создание в организации таких условий, при которых конкретная работа будет выполняться более производительно. Нормирование является основой внутриорганизационного планирования (например, производятся расчеты материально-финансовых затрат (фонд заработной платы), определяется стоимость дополнительных услуг, рассчитывается численность сотрудников). Нормы лежат в основе системы оценки эффективности деятельности социальных служб, определяют меру вознаграждения за труд. В системе социальной работы применяются: норма обслуживания, предполагающая, например, установление соотношения между ставкой работника и числом обслуживаемых граждан, минимальную численность обслуживаемых в отделениях и др.; норма численности, определяющая численность работников соответствующей квалификации, и норма соотношения, определяющая пропорциональное соотношение между различными категориями и должностями социальной службы; норма управляемости, определяет количество работников, непосредственно подчиненных руководителю и др.

1) Нормативы обеспечения учреждениями социального обслуживания населения

- КЦСОН – 1 на район (город)

- Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями – 1 на 1 тыс. детей с ограниченными возможностями

- Специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей) – 1 учреждение на 5-10 тыс. детей.

- Дом ночного пребывания (центр социальной помощи для лиц БОМЖ) – 1 центр на 100 тыс. человек

- Отделения социальной помощи на дому – 1 отделение на 200 обслуживаемых граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в городской местности, 1 отделение на 120 обслуживаемых граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в городской местности или сельской местности без коммунально-бытового благоустройства.

- Отделение срочного социального обслуживания – 1 отделение на город или район с населением 400 тыс. чел., 3 отделения – 400 тыс. – 1 млн. чел., 7 отделений – свыше 1 млн.

- специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому – 1 отделение на 60 обслуживаемых граждан пожилого возраста и инвалидов в городской местности; 1 отделение на 30 обслуживаемых граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в городской местности или сельской местности без коммунально-бытового благоустройства.

- Дома-интернаты для престарелых и инвалидов - 30 мест на 10 тыс. жителей

- Дома-интернаты для детей-инвалидов - 20 мест на 10 тыс. детей

2) Норматив численности работников учреждений социального обслуживания населения зависит от типа учреждения и отделения.

- Отделение социальной помощи на дому 1 СР-к на 8 чел. в городской местности, 1 СР-к на 6 чел. в сельской местности

3) Нормативы площадей некоторых помещений учреждений (отделений) стационарного социального обслуживания

4) Основные требования к организации питания в учреждениях социального обслуживания

5) Нормы обеспечения обслуживаемых в учреждениях социального обслуживания населения мягким инвентарем и одеждой

6) Нормы обеспечения средствами личной гигиены

7) натуральные нормы расходов на содержание учреждений социального обслуживания

8) Нормативы времени обслуживания — это регламентиро­ванные величины затрат времени на обслуживание единицы оборудования, рабочего места и других производственных единиц. Они используются для установления норм обслужи­вания, т.е. количества единиц оборудования, рабочих мест, производственных площадей и других объектов, которые не­обходимо закрепить за одним работником или их группой.

В социальное работе при НОТ огромное значение имеют Национальные стандарты социального обслуживания разрабатываемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и утвержденные Правительством РФ.

ГОСТ Р 52143-2013 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52885-2013 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье
ГОСТ Р 52885-2007 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье
ГОСТ Р 52888-2013 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям
ГОСТ Р 52888-2007 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям
ГОСТ Р 53058-2013 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста
ГОСТ Р 53058-2008 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста
ГОСТ Р 52142-2013 Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения
ГОСТ Р 52142-2003 Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения
ГОСТ Р 54343-2011 Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг детям
ГОСТ Р 54341-2011 Социальное обслуживание населения. Контроль качества реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста
ГОСТ Р 53348-2009 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам
ГОСТ Р 53347-2009 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста
ГОСТ Р 53064-2008 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий
ГОСТ Р 53063-2008 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье
ГОСТ Р 53062-2008 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам
ГОСТ Р 53061-2008 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям
ГОСТ Р 53060-2008 Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 53059-2008 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам
ГОСТ Р 54990-2012 Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 53555-2009 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий
ГОСТ Р 54342-2011 Социальное обслуживание населения. Методы контроля качества социальных услуг
ГОСТ Р 53349-2009 Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды
ГОСТ Р 52886-2007 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам
ГОСТ Р 52884-2007 Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам
ГОСТ Р 52883-2007 Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 52882-2007 Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 52881-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей
ГОСТ Р 52880-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 52497-2005 Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 52496-2005 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

В Республике Башкортостан Постановлением Правительства РБ от 15.01.2007 N 5 «О государственных стандартах социального обслуживания населения в Республике Башкортостан» утверждены республиканские стандарты.

Таким образом, НОТ – это система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы. Включает соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, методы нормирования и стимулирования труда, организации рабочих мест, их обслуживание и необходимые условия труда.

Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан утвержден Порядок расчета тарифов на социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому.

 

Расчет тарифов на социальные услуги, предоставляемые в форме социального на дому, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2014 года № 1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг».

 

Подушевые нормативы финансирования определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг. К прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу;

б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.);

в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.

 

Согласно Приказу Минтруда, покупка продуктов питания за счет средств получателя социальных услуг и доставка их на дом стоит 20 рублей 80 копеек. Данный вид услуги нуждающимся в социальных услугах предоставляется на бесплатной основе 8 раз в месяц (соответственно, совокупная цена - 166, 4 рубля). Мытье окон (1 кв. м) стоит 18 рублей (данный вид услуг оказывается 2 раза в год), вынос бытового мусора с соблюдением норм допустимой нагрузки (до 4 кг в 1 посещение) - 2 рубля 60 копеек, мытье посуды (не более 10 предметов) – 6 рублей 40 копеек. Стоимость ручной стирки 1-го килограмма нательного и постельного белья получателя услуги с использованием моющих средств (в случае отсутствия у получателя услуги стиральной машины) оценивается в 25 рублей, глажение аналогичного объема нательного и постельного белья получателя услуги – в 12 рублей.

Приготовление пищи лицам, не способным по состоянию здоровью самостоятельно готовить, оценивается в 17 рублей 50 копеек, обеспечение временного ухода (кратковременного присмотра – не более 3-х часов) за инвалидом, ребенком (детьми) стоит 117 рублей. Данный вид услуги может быть оказан не более 8-ми раз в месяц. Мытье пола в жилых помещениях (1 кв. м), включая приготовление и уборку инвентаря, уборку покрытий с пола стоит 6 рублей 80 копеек, удаление пыли с открытых поверхностей, мебели, подоконника (1 кв. м) – 2 рубля 50 копеек.

В перечне социальных услуг, предоставляемых гражданам, признанным нуждающимся в предоставлении таковых, также значится заготовка овощей на зиму: засолку, консервирование, закладка овощей в подвальное помещение или погреб, переборка овощей, перенос распиленных (расколотых) дров и их укладка в поленницу, уборка двора от мусора, чистка снега с крыши, очистка дорожек от снега, обработка земли вручную, прополка посадок.

В перечне услуг значится также такой нестандартный вид социальной услуги, как содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий, в том числе в сопровождении социального работника. Стоимость такое услуги составляет 18 рублей 40 копеек.

С Приказом Минтруда РБ от 31 декабря 2014 года № 698-0, в котором размещен полный прейскурант социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, можно ознакомиться на сайте Министерства в разделе «Социальное обслуживание» в подразделе «Реализация Федерального закона 442-ФЗ» в подразделе «Реализация Федерального закона 442-ФЗ» в подразделе «Нормативно-правовая база».

Организация труда, нормы обслуживания и оплаты труда работников социальных служб устанавливаются их учредителями на договорной основе. Основные направления научной организации труда являются общими для всех отраслей и сфер приложения труда. Однако можно говорить о границах применения НОТ в зависимости от сферы деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: