Изучение нового материала




В начале урока целесообразно напомнить о широком многообразии птиц: более 8 тыс. видов (наивысшее их число среди всех наземных позвоночных животных), которые сгруппированы в 35–40 отрядов (специалисты по птицам – орнитологи – пока не пришли к единому мнению о числе отрядов в классе птиц), поэтому в учебнике отобраны только некоторые группы, предложенные для рассмотрения. Более половины видового состава класса включено в самый крупный отряд Воробьиные (около 5 тыс. видов), куда входят как крохотные крапивник и королек, так и самые крупные представители отряда – ворон и серая ворона (следует упомянуть, что это не «муж и жена», а два разных вида, имеющих самцов и самок). Среди 60 видов птиц, изображенных в учебнике, на воробьиных приходится около 20 видов.

Доклады учащихся (или просмотр видеозаписей и прослушивание голосов) учитель дополняет некоторыми малоизвестными сведениями.

Дополнение. Почти целое столетие хищные птицы подвергались жестоким гонениям, как «вредители охотничьего хозяйства». Однако специальные исследования в 1960-х годах убедительно показали, что воздействие пернатых хищников на охотничью дичь ничтожно, а для сельского хозяйства они исключительно полезны уничтожением несметного количества мышей и полевок – массовых потребителей зерновых культур. После этого хищные птицы получили статус охраняемых законом видов. Такие хищные птицы, как обыкновенный канюк, пустельга, кобчик, степной и полевой луни, столь же полезны истреблением мышевидных грызунов, как ушастая и болотная сова, домовый сыч.

Для куриных птиц характерны значительные различия в размерах и окраске между крупными, ярко оперенными самцами глухарей, тетеревов, фазанов и, особенно, павлинов и их небольшими, скромно окрашенными самками (это явление называется половой диморфизм). Различия в окраске свойственны также предкам домашних кур, живущим в Индии банкивским красным курам. Добыча самок куриных птиц сейчас запрещена, а спортивная охота на самцов допускается только весной на токовищах по индивидуальным разрешениям.

Большинство пингвинов живет на ледяном материке Антарктиды, но есть виды, гнездящиеся колониями на южных побережьях Австралии, Африки и Южной Америки.

Все птицы являются неотъемлемыми компонентами природных экосистем, поэтому в природе не может быть «полезных» или «вредных» видов. Для хозяйства человека абсолютное большинство видов либо безразлично, либо полезно. Но в некоторых случаях возникает необходимость определенного управления популяциями птиц, например, на аэродромах, чтобы предотвратить столкновение отдельных особей с самолетами, опасное для воздушных судов. Для этого созданы аэродромные орнитологические службы, использующие специально обученных хищников – соколов и ястребов – для отпугивания птиц от взлетно-посадочных полос.

 

Закрепление изученного материала

Для лучшего усвоения материалов о разнообразии класса птиц можно задать несколько вопросов учащимся по рассмотренной теме.

1. Сколько видов насчитывает класс птиц? (Более 8 тыс. видов.)

2. В какой отряд входит наибольшее число видов? (Отряд воробьиных включает около 5 тыс. видов (почти 60 % состава всего класса птиц).)

3. Каких птиц больше всего на Земле? (Домашних кур (на птицефермах и в личных хозяйствах их около 10 млрд). Самые многочисленные дикие птицы – красноклювые ткачики в Западной Африке (до 3 млрд особей); из птиц, гнездящихся на территории России, больше всего в мире встречается скворцов и домовых воробьев (примерно по 1 млрд особей).)

4. Назовите самых крупных и самых мелких современных птиц. (Африканский страус (до 150 кг) и колибри в Южной Америке (колибри-пчела весит менее 2 г).)

5. Назовите самых крупных и самых мелких птиц России. (Дрофа (весит до 18 кг) и королек (3–4 г).)

 

Домашнее задание

1. Повторить материалы уроков о птицах.

2. Ответить на вопросы со с. 220.

3. Подготовиться к письменной проверочной работе.

 

УРОК 60 (35)

ТЕМА: «Общая характеристика класса Птицы. Особенности строения, образ жизни, природное и хозяйственное значение». Проверочная работа

 

ЦЕЛИ УРОКА:

проверка и оценка знаний учащихся по теме «Птицы». Выполнить тестовые задания, характеризующие птиц, их разнообразие, особенности строения, образа жизни и значения.

ТИП УРОКА: закрепление знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки.

ПЛАН УРОКА:

 

ХОД УРОКА

 

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Общая характеристика класса Птицы. Особенности строения, образ жизни, природное и хозяйственное значение». Проверочная работа.

 

Проверочная работа

Ученики выполняют тестовые задания в соответствии с пояснениями учителя. Правильные ответы выделены курсивом.

Задание 1. Тестовые задания.

1. Сколько видов птиц живет сейчас на Земле:

А. 5 тыс.

Б. 7 тыс.

В. 9 тыс.

Г. 12 тыс.

2. Дикие птицы распространены:

A. На всех материках и островах Земли

Б. На всех островах и материках, кроме Антарктиды

B. По всей поверхности Земли

Г. По всей поверхности Земли, кроме Антарктиды

3. Средняя температура тела у птиц равна:

A. Примерно 30 °C

Б. Температуре тела человека

B. Примерно 40 °C

Г. Примерно 45 °C

4. Тело птиц покрыто:

A. Только перьями

Б. Перьями и роговыми чешуями

B. Только чешуями

Г. Перьями и шерстью

5. Лапа птиц не бывает:

А. Двупалой

Б. Трехпалой

В. Четырехпалой

Г. Пятипалой

6. Птицы не строят гнезда:

А. На зданиях

Б. На деревьях

В. В воде

Г. В норах

7. Самое большое количество яиц содержат кладки:

А. Фазана

Б. Воробья

В. Страуса

Г. Орла

8. Яйца птиц покрыты:

A. Мягкой пергаментной оболочкой

Б. Твердой известковой оболочкой только белого цвета

B. Твердой известковой оболочкой разной окраски

Г. Твердой и мягкой оболочкой

9. Кожные железы у птиц:

A. Имеются у всех видов

Б. Отсутствуют у всех видов

B. У всех видов имеется копчиковая железа

Г. У некоторых видов имеется копчиковая железа

10. Пингвины питаются:

A. Только рыбой

Б. Рыбой, ракообразными, моллюсками

B. Рыбой, ракообразными, насекомыми

Г. Водорослями

11. Главные враги пингвинов:

А. Акулы

Б. Акулы и касатки

В. Морские змеи

Г. Люди

12. Главные особенности скелета страусов:

A. Только отсутствие киля грудины

Б. Только отсутствие скелета крыльев

B. Только мощный скелет лап

Г. Мощный скелет лап и отсутствие киля

13. Все гусеобразные хорошо плавают и добывают корм в воде; но к этим способностям не имеют отношения:

A. Плотное оперение, регулярно смазываемое секретом копчиковой железы

Б. Длинная шея

B. Мощные грудные мышцы

Г. Кожистые перепонки на лапах, соединяющие три передних пальца

14. Характерные признаки дневных хищных птиц:

A. Длинные крылья

Б. Длинные лапы

B. Крючковатый клюв и острые когти

Г. Яркая окраска оперения

15. Совы отличаются от дневных хищных птиц:

A. Острым крючковатым клювом

Б. Острыми когтями

B. Рыхлым оперением

Г. Основными объектами питания

16. Наиболее развитые органы чувств у дневных хищных птиц:

А. Зрение

Б. Слух

В. Обоняние

Г. Осязание

17. Наиболее развитые органы чувств у сов:

А. Зрение

Б. Слух

В. Обоняние

Г. Осязание

18. Для большинства куриных птиц характерны:

A. Одинаковые размеры самцов и самок

Б. Одинаковая окраска самцов и самок

B. Более яркая окраска более крупных самок

Г. Более яркая окраска более крупных самцов

19. Воробинообразным птицам свойственно широкое разнообразие; например, по весу самые крупные (назовите) и самые мелкие (назовите) различаются:

А. Вдвое

Б. В 10 раз

В. В 100 раз

Г. В 300 раз

20. Какие признаки не характерны для большинства голенастых птиц:

А. Длинный клюв

Б. Длинная шея

В. Длинный хвост

Г. Длинные лапы

Задание 2. Вставьте пропущенные слова.

1. Больше всего видов птиц в отряде...

2. Меньше всего видов птиц в отряде...

3. Самая крупная ныне живущая птица –...

4. Самая быстро летающая птица –...

5. Самая быстро бегающая птица —...

6. Самая быстро плавающая птица –...

7. Более столетия общепризнанным прародителем современных птиц считался..., но за последние два десятилетия обнаружены остатки... и некоторых других наиболее вероятных предков ныне живущих пернатых.

8. Крупные специализированные контурные перья крыльев (...) обеспечивают полет птиц, а перья хвоста (...) – его маневренность.

9. Регулярная, 1–2 раза в год, смена перьевого покрова называется...

10. Пингвины великолепно плавают благодаря перепончатым лапам и крыльям, похожим на...

11. Недоразвитые крылья почти неразличимы у...

12. В отличие от дневных хищных птиц, совы иногда относились к... хищным птицам, благодаря их способности охотиться в...

13. Из одомашненных человеком птиц больше всего видов принадлежит к отряду...

14. Тетерева иногда проводят морозные ночи в рыхлом снегу, ныряя в него по вечерам с...

15. Скворцы, синицы и многие другие дуплогнездники, занимают дупла, выдолбленные...... или искусственные гнездовья, изготовленные людьми.

16. Серые цапли, береговые ласточки, дрозды-рябинники, грачи и некоторые другие птицы для размножения образуют гнездовые...

17. Самая крупная птица, которая охотно поселяется в селах Европейской России и оберегается местными жителями, это......

Ответы. 1. Воробьинообразных; 2. Страусообразных (один вид); 3. Африканский страус; 4. Сокол-сапсан; 5. Африканский страус; 6. Пингвин; 7. Археоптерикс, амбиортуса (может быть назван и любой из трех перечисленных за ним видов); 8. Маховые, рулевые; 9. Линька; 10. Ласты; 11. Казуара (крылья полностью отсутствуют у родственного казуарам киви из Новой Зеландии); 12. Ночными, темноте (сумерках); 13. Куриных; 14. Деревьев; 15. Дятлами; 16. Колонии; 17. Белый аист.

Задание 3. Ответьте на вопрос.

1. У большинства птиц птенцов оберегают и выкармливают оба родителя. Но из этого правила есть исключения. Самец какого вида проявляет основную заботу о потомстве: насиживает кладку и заботится о выводке птенцов?

2. У каких птиц самцы не принимают никакого участия в заботе о потомстве?

Ответы. 1. Африканского страуса. 2. Куриных и гусеобразных.

Задание 4. Найдите соответствие.

1. Распределите перечисленных ниже птиц по отрядам:

Пингвины

Казуарообразные

Совы

Куриные

Голенастые

Филин, эму, пингвин Адели, сплюшка, рябчик, выпь, глухарь, китоглав, белый аист, перепел.

(Внимание: один из перечисленных видов, останется нераспределенным, так как он принадлежит к отряду Длиннокрылых.)

Ответ: Пингвины: пингвин Адели; Казуарообразные: эму; Совы: филин, сплюшка; Куриные: рябчик, глухарь, перепел; Голенастые: выпь, китоглав, белый аист.

2. Распределите перечисленных ниже птиц по отрядам:

Страусообразные

Нандуобразные

Гусеобразные

Дневные хищники

Воробьинообразные

Грач, африканский страус, снегирь, сойка, нанду, кряква, скопа, краснозобая казарка, кобчик, гоголь.

Ответ: Страусообразные: африканский страус; Нандуобразные: нанду; Гусеобразные: кряква, краснозобая казарка, гоголь; Дневные хищники: скопа, кобчик; Воробьино-образные: грач, снегирь, сойка.

3. Распределите перечисленных ниже птиц по отрядам:

Гусеобразные

Дневные хищники

Куриные

Голенастые

Воробьнообразные

Иволга, черный аист, серая куропатка, обыкновенная пустельга, белоголовый сип, пеночка-весничка, большая белая цапля, ястреб-тетеревятник, рябчик, лебедь-шипун.

Ответ: Гусеобразные: лебедь-шипун; Дневные хищники: пустельга, ястреб-тетеревятник, белоголовый сип; Куриные: серая куропатка, рябчик; Голенастые: черный аист, большая белая цапля; Воробьнообразные: иволга, пеночка-весничка.

4. Выберите из приведенного ниже списка виды, обитающие в степях, тундрах, на полях, болотах и других открытых пространствах, и распределите их по отрядам.

Казуарообразные

Гусеобразные

Дневные хищники

Куриные

Воробьинообразные

Степной орел, кречет, черная казарка, розовый скворец, серая куропатка, лунь, жаворонок, малый лебедь, белая куропатка, эму.

Ответ: Казуарообразные: эму; Гусеобразные: малый (тундровый) лебедь, черная казарка; Дневные хищники: степной орел, кречет (живет в тундрах), лунь; Куриные: серая куропатка, белая куропатка (живет в тундрах); Воробьинообразные: розовый скворец (живет в степях), жаворонок (полевой).

 

 

УРОК 61 (36)

ТЕМА: «Класс Млекопитающие. Характеристика млекопитающих, их прогрессивная организация, как высших позвоночных животных (на примере строения покровов, скелета, нервной системы и особенностей размножения)»

 

ЦЕЛИ УРОКА:

рассмотреть основные особенности млекопитающих, свидетельствующие о прогрессивном характере их организации (гомотермия, рождение живых детенышей и их выкармливание материнским молоком, совершенное развитие нервной системы, специализация строения скелета в связи с разнообразием условий жизни).

ТИП УРОКА: объяснение нового материала. Комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, фотографии, таблицы и схемы, отражающие внешний облик и внутреннее строение млекопитающих; фрагменты фильмов об их жизни.

ПЛАН УРОКА:

 

ХОД УРОКА

 

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Класс Млекопитающие. Характеристика млекопитающих, их прогрессивная организация, как высших позвоночных животных (на примере строения покровов, скелета, нервной системы и особенностей размножения)».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: