Под Уставом понимается правовой акт, определяющий свод правил, регулирующих деятельность организации, её взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере её деятельности. Типовой Устав службы безопасности, на основе которого путем их конкретизации создаются индивидуальные Уставы, пока не разработан, хотя их образцы и появились в различных публикациях. Сложность в разработке устава заключается в том, что в нем должны быть изложены в краткой, но емкой форме, основы жизнедеятельности службы безопасности.
Вариант Устава.
Прежде всего, в него целесообразно включить следующие разделы:
1. Общие положения
2. Основные задачи
3. Функции
4. Права и обязанности
5. Руководство
6. Взаимоотношения и связи
7. Охранная и детективная деятельность
8. Имущество и средства
9. Контроль, проверка и ревизия деятельности
10. Реорганизация и ликвидация.
Раздел 1 «Общие положения » содержит:
перечень нормативных актов, которыми должны руководствоваться в своей деятельности сотрудники службы безопасности;
полное наименование и адрес местонахождения предприятия-учредителя;
название документа, на основании которого создается служба безопасности (протокол, приказ, решение коллегии и т.д.) и дату его учреждения;
место службы безопасности и его подчиненность в структуре предприятия;
деятельность службы безопасности, принципы деятельности;
наличие текущего, расчетного счета;
порядок финансирования.
Чрезвычайно большое значение имеет формулирование цели деятельности службы безопасности, т.к. именно от этого зависит, какие задачи и функции будут поставлены перед ней. Анализ закона, других нормативных актов и литературы позволяет определять цель деятельности службы безопасности как своевременное пресечение (нейтрализацию) противоправных посягательств на экономические интересы и персонал предприятия. Следует при этом учитывать, что цель деятельности службы безопасности определяет руководитель предприятия-учредителя, поэтому возможны и другие его формулировки. Среди принципов деятельности выделим такие как соблюдение законности, эффективность и конфиденциальность, выполнение общепризнанных этических норм, плановость, защита законных интересов учредителя.
Во 2 разделе «Основные задачи » перечисляются только те задачи, выполнение которых возможно в рамках предоставленной службе безопасности компетенции, и реализация которых приведет к достижению обозначенной цели. Применительно к приведенной нами выше цели, основные задачи можно сформулировать следующим образом:
охрана собственности и защита персонала от противоправных посягательств;
координация действий сотрудников и структур предприятия по вопросам обеспечения безопасности;
содействие правоохранительным органам и судам по вопросам, затрагивающим интересы предприятия;
защита от несанкционированного доступа к закрытой информации о персонале и деятельности предприятия;
сбор, обработка и анализ конфиденциальной информации среди персонала предприятия и в сфере предпринимательства.
Перечень функций в третьем разделе «Функции » составляется с учетом того, что их выполнение позволит реализовать ранее обозначенные основные задачи. Сами функции можно разделить на группы: внешние и внутренние. К внешним функциям относятся те из них, которые названы в Законе видами предоставляемых услуг (разумеется, сформулированных применительно к деятельности службы безопасности предприятия):
обеспечение порядка в местах проведения предприятием представительских, конфиденциальных и массовых мероприятий;
консультирование и предоставление рекомендаций руководству и персоналу предприятия по вопросам обеспечения безопасности;
охрана имущества предприятий;
защита жизни и здоровья персонала от противоправных посягательств;
сбор информации для проведения деловых переговоров;
изучение криминальных аспектов рынка;
выявление ненадежных деловых партнеров;
сбор сведений по гражданским делам;
розыск без вести пропавших сотрудников предприятия;
выявление некредитоспособных партнеров;
поиск утраченного имущества предприятия;
расследование фактов неправомерного использования товарных (фирменных) знаков предприятия;
сбор информации о лицах, заключавших с предприятием контракты;
расследование фактов разглашения коммерческой тайны предприятия;
сбор сведений по уголовным делам;
установление обстоятельств недобросовестной конкуренции со стороны других предприятий;
проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.
Перечень внешних (в литературе их иногда называют основными) функций является исчерпывающим. Этот вывод вытекает из анализа ст. 14 Закона, а соотношение между контрразведывательными и разведывательными функциями службы безопасности среди различных предприятий различно, это связано со спецификой их деятельности, финансовыми возможностями и т.д. Что касается разработки внутренних функций, то здесь никаких ограничений не существует.
Можно лишь рекомендовать тот минимум функций, отсутствие которых негативным образом скажется на эффективности деятельности службы безопасности. К ним, в частности, относятся: анализ состояния безопасности предприятия, планирование деятельности по обеспечению этой безопасности, координация деятельности и организация взаимодействия между подразделениями службы безопасности и предриятия, ресурсное (кадровое, финансовое, материально-техническое и т.д.) обеспечение, контроль и проверка деятельности, оценка эффективности деятельности СБ и предприятия по вопросам безопасности. Встречающееся в уставах «дробление» (декомпозиция) этих функций на более мелкие не должно вызывать возражений, хотя более целесообразным следует считать все же их отражение в положениях об отделах (отделениях) охраны и сыска.
В четвертом разделе «Права и обязанности» должны быть раздельно перечислены права и обязанности, но не детективов и охранников, как это иногда делается, а присущие службе безопасности в целом. Среди прав следует отметить такие, как: внесение предложений руководству и структурным подразделениям предприятия, контроль за соблюдением режима безопасности, проведение расследований, изменение структуры службы безопасности, осуществление взаимодействия с правоохранительными и контрольно-надзорными органами, распоряжение предоставленными финансовыми средствами по своему усмотрению, в некоторых случаях запрета проведения определенных работ, самостоятельный набор и увольнение своих сотрудников и т.д.
В дополнение к правам службе безопасности должны быть представлены следующие обязанности: выполнение всех функций в рамках действующего законодательства, систематическое обучение персонала предприятия и своих сотрудников по вопросам безопасности, предоставление установленной отчетности о своей деятельности, предотвращение и пресечение правонарушений в рамках своей компетенции и т.д.
При определении прав и обязанностей важно исходить из следующего основополагающего принципа: реализация установленных обязанностей возможна лишь при наличии адекватных прав.
В 5 разделе «Руководство» необходимо отразить подчиненность начальника службы безопасности одному из руководителей предприятия, порядок выполнения распоряжений руководителя предприятия-Учредителя, обязанности персонала выполнять указания руководители службы безопасности и процедуру обжалования их неправомерных действий, порядок назначения и освобождения руководителей службы безопасности, перечень основных квалифицированных требований к ним, ответственность и т.д.
В этом же разделе целесообразно определить критерии эффективности деятельности службы безопасности. Представляется, что наиболее целесообразно сформулировать их в виде нанесенного (по вине их сотрудников) или предотвращенного (в силу активных действий сотрудников службы безопасности) материального ущерба и морального вреда.
В 6 разделе «Взаимоотношения и связи» излагаются процедуры контактов СБ с руководителями и конкретными подразделениями предприятия, правоохранительными, контрольно-надзорными и судебными органами, средствами массовой информации, деловыми партнерами учредителя, депутатским корпусом и т.д.
Седьмой раздел «Охранная и детективная деятельность» отражает такие вопросы, как наименования оргструктурных формирований, занимающихся сыскной и охранной деятельностью, методы и средства, применяемые сотрудниками СБ, ограничения в охранной и детективной деятельности, обязательность регулирования деятельности сотрудников СБ внутренними нормативными актами (положения об отделах, должностные инструкции и т.д.), критерии оценки деятельности службы безопасности и т.д.
Перечень необходимых для функционирования службы безопасности мебели, компьютеров, автомашин, средств связи, помещений, спецсредств и оружия, форменного обмундирования и т.д. (без указания потребного их количества) приводится в 8 разделе «Имущество и средства». Кроме материально-технических средств в этот перечень рекомендуется включить условия и порядок финансирования службы безопасности и её сотрудников, наличие компьютерных программ, специальной литературы и нормативных актов и т.д.
Даже если это имущество и средства не могут быть предоставлены в момент создания службы безопасности в полном объеме, их фиксация в Уставе позволит в дальнейшем избежать конфликтов с контрольными органами и создать правовую основу для количественного и качественного улучшения её работы.
Важным представляется 9 раздел «Контроль, проверка и ревизия деятельности», в котором определяются субъекты этой деятельности, их правомочия, порядок доступа к документации службы безопасности, место и время хранения контрольных документов, формы и методы устранения выявленных недостатков.
Наконец, в десятом разделе «Реорганизация и ликвидация» фиксируются основания и порядок реорганизации и ликвидации службы безопасности, необходимость создания ликвидационной комиссии, сохранения социальных гарантий в отношении увольняемых сотрудников и т.д.
Проект Устава службы безопасности подписывается его начальником, утверждается руководителем предприятия-учредителя и представляется на согласование начальнику органа внутренних дел.
К разработке проекта следует относиться внимательно и квалифицированно, т.к. от качества этого проекта во многом зависит эффективность деятельности службы безопасности.