Введение
В жизни всех живых существ – и человека, и животных – знаки имеют огромное значение, на них базируется вся человеческая деятельность и многие формы поведения животных. Именно поэтому многие науки имеют дело со знаками – это и лингвистика, и психология, и математика, и кибернетика и т. д.
Американский ученый Чарльз Пирс (философ, математик, логик, естествоиспытатель) является основоположником новой науки о знаках, которую он назвал «семиологией». Он сформулировал принципы семиотики, которую определил как науку, изучающую любые системы знаков, применяемые в человеческом коллективе, дал определения основных терминов и наметил классификацию знаков.
Актуальность темы заключается в том, что роль символов и знаков в рекламе с каждым годом возрастает и её изучение необходимо в наше время.
Цель контрольной работы – определить сущность понятия знак и изучить его структуру.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие знак;
- рассмотреть структуру знака.
В первом пункте контрольной работы мы дадим определение термину знак, рассмотрим его характеристики и свойства.
Во втором пункте проанализируем структуру знака и его формы.
При написании контрольной работы использовались учебные материалы Махлиной Светланы Тевельевны, Елиной Евгении Аркадьевны, Саяпиной Ирины Анатольевны и других.
Понятие и сущность знака
Со времен стоиков (III – II вв. до н.э.) все определения знака указывают на его двусторонний характер (материально-идеальный).
Знак – это материальный чувственно воспринимаемый предмет (вещь, явление, действие, признак), выступающий в качестве представителя другого предмета (вещи, явления), используемый для получения, хранения, переработки и передачи информации.
|
Каждый знак имеет:
- материальную сторону - это его план выражения (означающее);
- идеальную сторону – это значение знака (означаемое), или план содержания.
Тезис о материальности знака следует пояснить. Значением (содержанием) любого знака является не сам «замещаемый» объект, а представление о нем. Например, в дорожном знаке «Дети» его материальность – это не реальные конкретные дети, а представление о том, что на этом участке часто появляются дети. То есть, само содержание знака не материально, а концептуально.
Нематериальность содержания знака видели уже стоики эллинистической эпохи, когда определяли сам знак как «воспринимаемое», а означаемое – как «понимаемое». Современная семиотика принимает двучленную формулу знака, но только в качестве упрощенной рабочей модели, в то время как семиотическая философия оперирует трехчленной моделью: означающее – означаемое – объект обозначения (так называемый семиотический треугольник Готлоба Фреге).
Денотат. Предмет, заместителем которого выступает знак, называется его денотатом (знак является именем этого объекта – стол, стул, здание, книга). Сам термин денотат произошел от лат. «denotatum» – «обозначенное» и означает множество явлений действительности (предметов или классов предметов, действий, отношений, свойств, ситуаций, состояний, процессов и т.п.), обозначаемых нарицательным именем некоторого языка. В простых случаях денотат содержит конечное или бесконечное число конкретных вещей, свойств, ситуаций, действий и т. п. Денотат - то, что данным знаком обозначается. Так в следе денотируется отпечаток ноги, лапы, пальцев и пр. Денотатом слова «жанр» в изобразительном искусстве являются: портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер и т.п. Знак является единством формы, представляющей некоторый предмет, и информации о нем.
|
Из определения знака следует, что он обязательно соотносится с тем или иным концептом действительности. Однако в структуре знаков (языковых и неязыковых) есть элементы, не обладающие такой соотнесенностью. В языке - это все незначащие и несамостоятельные единицы:
- графемы;
- морфемы;
- знаки препинания;
- диакритические;
- надстрочные значки и пр.
Эта категория элементов собирательно называется «субзнаками» (экспоненты, фигуры). Они не представляют какой-либо предмет. Их назначение в том, чтобы обозначить формально-грамматическое, смысловое и интонационное членение речи. Субзнаковые компоненты любой семиотической системы – это не только «стройматериал» знаков, но и различители значений.
Современная семиотика считает, что знак обладает следующими свойствами:
- знак имеет значение;
- знак информирует не о себе, а о чем-то, находящимся за его пределами;
- знак употребляется для хранения и передачи информации;
- знак функционирует в знаковой ситуации, т.е. при условии включенности адресата в данную знаковую систему;
- значение знака единично и устойчиво;
- границы знака ясно очерчены, так что он может быть отделен от других знаков;
- его форма может сильно изменяться, но он должен быть узнаваемым;
|
- форма знака частично или полностью произвольна по отношению к денотату.
Структура знака
Физическая природа плана выражения знака определяет и сенсорный канал их восприятия. По данному признаку различаются оптические, слуховые, тактильные и вкусовые знаки и знаковые системы. Для примера возьмем оптические знаки в процессе человеческой коммуникации. В данном семиотическом круге являются релевантными жестикуляция, мимика, проксемика (дистанция между собеседниками во время общения), тактильные движения (рукопожатия, объятия и т.д.), взгляд, одежда (праздничная, будничная, элегантная и пр.).
Может показаться, что семиотические термины «план выражения» и «план содержания», по замечанию Н. Б. Мечковской, ничего не добавляют к уже имеющимся представлениям о диалектике формы и содержания в языке. Однако в семиотической оппозиции «план выражения – план содержания» в центре внимания оказываются не взаимозависимости и корреляции формы и содержания, но их асимметрия, иногда разномасштабность. План выражения - это не всегда «оболочка» или «вместилище» содержания, часто это просто «метки», «ярлычок», «репрезентативная малость», пусть свернутая и концентрированная, однако в сопоставлении с означаемым, с тем, на что указывает метка, – это всегда «малость» (достаточно сравнить означающее и означаемое в государственном флаге и гербе; богатство содержания географической карты или чертежа, с одной стороны, и принципиальную «экономность», «схемность» представления соответствующего содержания средствами названных семиотик, – с другой). С точки зрения «техники» и «экономики» информационно-семиотических процессов обязательная и сущностная «экономность» знака, то есть способность выразить или репрезентировать «большое» через «малое», – это его ценное свойство. Изложенные положения по теории знака тесно связаны с вопросом о специфике коммуникации в современной культуре. Проблема заключается в том, что в пространстве культуры можно обнаружить феномены, которые невозможно описать с точки зрения знаковости, или принципа «двойного членения». Сюда можно отнести многие тексты, созданные авангардом. Двойственность, т. е. связь формы и содержания, или означаемого с означающим, как основное условия функционирования знака, здесь полностью отсутствует. В связи с этим можно говорить о «разрушении» знака в авангарде, иными словами, о потере взаимосвязи между означаемым и означающим.
Знак всегда обладает чувственно воспринимаемой формой, иначе говоря, форма знака всегда материальна, т. е. в отличие от какого-либо идеального объекта, не оставляющего следов, которые можно реально зафиксировать, форма знака должна быть воспринята человеческими чувствами и может быть зафиксирована на каких-либо материальных носителях. Это может быть:
- оптический образ, т. е. то, что воспринимается зрительно (название книги, дорожный знак, цвет числа в календаре);
- акустический образ – то, что слышится или произносится (сказанное слово, сирена тревоги, свисток судьи);
- тактильный образ – то, что воспринимается кожей – тактильно или, иначе, осязательно (рукопожатие, шрифт Брайля, поцелуй);
- обонятельный образ – ощущение запаха (запахи дорогих духов, столовой, цветов);
- вкусовое ощущение – то, что воспринимается языком (вкус перца, соли, сладкого и др.).
Как видно, чувственно воспринимаемая форма знака охватывает все пять типов ощущений, принятых в психологии: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух.
Воспринимая форму знака, человек в подавляющем большинстве случаев (если нет специальной задачи обратить внимание на форму) не думает о ней, не задумывается над тем, например, каким шрифтом напечатано слово или насколько мелодичен звук гонга. Пока форма не мешает постигать содержание знака, пока она оптимальна, удобна и незаметна для восприятия, до тех пор ему важно практическое значение знака, его содержание. Однако если текст, например, набран некачественной, «слепой» печатью, человек, естественно, обратит внимание не только на содержание текста, но и на эту некачественную форму. Как и в обратном случае – вычурный, нестандартный шрифт также будет объектом его незапланированного внимания. Но в большинстве случаев индивида интересует не форма знака, а то, о чем она сообщает – предмет, явление, процесс, идея. Форма знака, таким образом, служит для представления о чем-то (для передачи содержания), для замещения чего-то.
Например, рекламируемый на обложке журнала тюбик зубной пасты замещает саму реальную зубную пасту данной марки и дает представление о качествах и внешнем виде данной пасты, а уже упоминавшийся звонок будильника дает представление о времени и замещает собой это время, показывая его на своем циферблате. Замещая или представляя нечто отличное от своей формы, знак тем самым сообщает информацию. Это позволяет говорить о том, что отсутствует в момент речи, и видеть отсутствующее. Тем самым устраняются пространственные и временные границы, которые без знака были бы непреодолимы. Например, рассматривая подобный изобразительный знак как пещерные рисунки каменного века, мы преодолеваем многовековую отдаленность от той эпохи благодаря этим изображениям гениальных первобытных художников, сохранившимся до наших дней, и получаем важную информацию о том времени. Или, рассматривая такой знак, как картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», мы получаем информацию, которую картина, будучи знаком, сохранила в себе на долгие столетия: уникальные события далекого пятнадцатого века, реальные люди, ставшие персонажами изображения, сохранены для нас именно потому, что есть возможность воплотить давнюю российскую историю в таком материальном предмете, каким является картина. Конечно, для сохранения для нас такой информации, отдаленной во времени, в виде картины, должен действовать еще такой нюанс, как качество самой картины: необходимым условием является уникальность, «высококлассность» полотна и личность художника. Если картина написана на среднем или низком уровне, если художник слаб, то, как бы ни была важна информация, заключенная в картине, она непременно затеряется, забудется и не дойдет до потомков, так же, как имя ее создателя. Так же, как временные, с помощью знака устраняются и пространственные границы: можно сказать и о сохранении информации, отдаленной от нас в пространстве. Например, из японских или китайских изображений на шелке мы получаем удивительные сведения о далеких странах.
Графическая структура знака. Несмотря на бинарность знака (план выражения и план содержания), его сущностной графической формулой в семиотике стал треугольник. Поэтому структуру знака удобно представлять в виде так называемого треугольника Фреге (рис. 1), вершинами которого являются денотат, имя и смысл. Например, общее имя «студент» обозначает «всех людей, проходящих обучение в вузах», и класс этих людей будет денотатом данного общего имени. План содержания знака (означаемое) смысл – План выражения знака Денотат –– имя.
Рис. 1 - треугольник Фреге.
Треугольник представляет собой модель взаимосвязи трех составляющих:
- данный в ощущениях объект реальной действительности, именуемый денотатом; денотат – объект, существующий в действительности;
- возникающий в сознании людей мысленный образ (психологическое представление) о данном объекте, который в логике называется «понятие» или «концепт», а в лингвистике – «значение» или «смысл» – план содержания;
- принятое в человеческом обществе наименование объекта – «имя»– план выражения.
Одно из достоинств семантического треугольника состоит в том, что он наглядно показывает структуру знака: единство духовного плана содержания и материального плана выражения.
Заключение
Таким образом, проделанная нами работа соответствует поставленным целям и задачам. Мы раскрыли понятие знак, исследовали его основные свойства, проанализировали структуру знака и его формы.
Проблема определения знака, его значения и процессов, происходящих в знаковых системах волновала лингвистов с давних времен. Почти все, что окружает человека - это знаки. Наука, занимающаяся знаками и знаковыми системами, называется семиотикой, она позволяет обнаружить знаковый характер различных ситуаций в человеческом обществе. Знак – одно из основных понятий в семиотике и в науке вообще. Знаки помогают нам «прочитать» любое изображение без усилий. Знак обозначает или замещает не единичный объект или конкретное явление, а целое множество объектов или явлений. Особую роль принадлежит знакам в языке, так как язык - это комплекс, система знаков.
Знак имеет три основных свойства:
- материальная оболочка;
- обозначаемый объект;
- правила интерпретации, устанавливаемые человеком.