Крупное производство и малый бизнес




Естественным результатом хозяйственной интеграции является * крупное производство. Причём в принципе укрупнение производства - закономерный и прогрессивный процесс (рис.4.6). Оно ускоряет НТП и даёт экономию затрат [благода­ря крупномасштабности выпуска массовой стандартной продукции - так называемый эффект масштаба, сокращающий (в расчете на единицу продукта) расходы на производство, транспорт, управление, сбыт, рекламу и прочее]; увеличивает возможности специализации; повышает эффективность использования мощного оборудования (подъёмных кранов, гигантских прессов, комбайнов); уменьшает хозяйственный риск. Недаром на рубеже XX-XXI веков тенденция к слиянию компаний в передовых странах значительно возросла.

Однако укрупнение предприятий эффективно лишь до опреде­лённого предела, за которым производство становится громозд­ким, негибким, трудноуправляемым и экономически нецелесооб­разным, так как начинают возрастать средние издержки фирм.

Кроме того, экономике нужен и * малый бизнес - индивидуаль­ные, семейные, небольшие кооперативные предприятия. Среди них особое, почётное место занимают фермерские хозяйства (от лат. firmus - крепкий, прочный). Они на деле и каждый день претворяют в жизнь известную формулу Уильяма Петти "труд есть отец и ак­тивный принцип богатства, а земля - его мать"(10-1,432).

Понятно, что крестьяне проигрывают мощным агропромышленным комплексам (АПК) в эффективности. Они, кроме того, страдают от хроничес-кого и растущего диспаритета цен1 на промышленную и земледельческую про­дукцию. Многие разоряются, но их места занимают новые смельчаки.

Зато (NB) фермерские хозяйства органичнее и "духовнее" для человека- производителя, ближе к земле. Они экологичнее, теплее, семейнее, воспитате- льнее; в них больше трудолюбия и работы с душой; наконец, именно там на­иболее надёжно хранятся самобытные традиции народа. "Хлебопашцы, что ноги у государства,- ещё в XVII] веке отмечал Монкретьен — они поднимают и несут всю тяжесть его тела"(5-57).

Вот почему в "мудрых" странах (Великобритании. Финляндии, США и др.) государства оказывают крестьянам безвозмездную финансовую помощь (субсидиями), не допуская их поголовного разорения или поглощения АПК. В своё время Ленин пренебрежительно отзывался о представите-лях малого бизнеса как об обречённых на гибель "мелких хозяйчи­ках", которые только "развращают пролетариат" и "не могут быть двигателями нового"(23-41,27; 38,133). Но "хозяйчики" оказались ва­жными и полезными элементами для растущих систем.

Подсчитано, что сегодня в развитых странах примерно на каж­дые 30 человек приходится одно малое предприятие. И это не слу­чайно, поскольку у таких предприятий есть важные преимущества: • высокая степень специализации производства и эффективного межфирменного кооперирования, больше возможностей работы по индивидуальным заказам; • большая гибкость и быстрота реакции на новые идеи и вызовы рынка, большая устойчивость в кризисных ситуациях; • меньшая заорганизованность и регламентация труда, шире поле для проявления личной инициативы, творчества, разум­ного риска; • более благоприятный психологический климат и бо­льший демократизм в трудовом коллективе. Наконец, • малый и средний бизнес - это бескрайняя "целина" для предпринимательской активности, мощный резерв для увеличения занятости и, как говорит Егор Гайдар, "главный "инкубатор" среднего класса"(13-211).

Изобретательность предприимчивых людей неистощима. Так, на Западе сегодня распространяются своеобразные кооперативы взаимопомощи, участники которых обмениваются друг с другом своими профессиональными услугами (скажем, электрик оборудует бухгал­теру дом, бухгалтер ведёт расчёты для адвоката, адвокат защищает интересы электрика в суде и т.п.).

В России благотворность предприятий малого бизнеса уже подтверждает опыт Ижевска, Самары, Москвы и др. Но по стране в цепом малых пред­приятий явно недостаточно: всего лишь 6 в расчете на одну тысячу жителей (для сравнения: во Франции - 35, а в США - 74). Подсчитано, что в оптимуме такие предприятия должны давать до 20% ВВП (валового внутреннего про­дукта), до 50% доходов в бюджет и до 70% всех рабочих мест.

Для достижения этого малый бизнес нуждается в благоприятных условиях, а их у нас в России по крайней мере в 1990-х годах не было: государство душило предпринимателей налогами, чиновничьим рэкетом1, чрезмерными регламентация ми и контролем, к тому же мало поддерживая в правовом и финансовом отношениях. Здесь более чем уместно прислушаться к дельному совету Розанова и "начать помогать тому, кто "везёт вог"„ (33-276). Таким образом, современная экономика, словно огромный теат­ральный зал, "многоярусна"; в партере расположились крупные пред-приятия, а в бенуаре, бельэтаже и ярусах - океан средних и малых бизнесов. И для всех находятся свои хозяйственные ниши.

К примеру, большой бизнес эффективен в массовом производст­ве и во внедрении новых продуктов, технологий; малый - в выпуске мелких серий продукции, в сфере услуг, а также в разработке но­вых, экономически небезопасных проектов, где важно, чтобы "пер­вую борозду" прокладывали минимальные по размерам, гибкие биз-несы [подобный "первопроходческий" капитал называют "рисковым" или венчурным (от англ. venture - рискованное предприятие)].

Сегодня большие и малые фирмы не только конкурируют или просто "сосуществуют", но и тесно сотрудничают. Скажем, неболь-шие компании часто изготавливают и поставляют крупным фир­мам отдельные узлы и детали будущих изделий.

В других случаях используется система франчаиза, или франчайзинг {от англ. franchise - право, привилегия). --- Франчайз - это договорная система, при которой крупная компания (франчайзер) предоставляет небольшим фи­рмам (операторам, или франчайзй} право реализации своей продукции от ее имени. Так действует, например, сеть предприятий стандартизированного пи­тания под всемирно известной маркой "Макдбналдс" (англ. МсDonald's).

При этом - франчайзер оказывает фирме-оператору консультационную, маркетинговую, техническую и другую помощь, одновременно осуществляя контроль за её работой. А - франчайзй выплачивает своему покровителю

и поддерживая репутацию общей торговой марки.

От сотрудничества в выигрыше все. Для франчайзера - это расширение сбыта, экономия капитала, снижение риска. Дня франчайзй - возможность бизнеса под авторитетной маркой и экономия расходов (на маркетинге, рек­ламе, на раскрутке бизнеса). Для общества выгода в том, что становится бо­льше рабочих мест, расширяется предложение товаров и услуг, повышается гибкость реакции производства на запросы рынка,

Таким образом, франчайэ - это эффективная система подключения всё новых и новых точечных бизнесов к целой предпринимательской сети уже работающего и хорошо отлаженного большого бизнеса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: