Подводные лодки и мины Фултона (Франция-Англия-США)




Создателем первой в истории якорной позиционной мины стал американский морской инженер и конструктор-оружейник Р. Фултон. Его первые мины, созданные во Франции, были наступательные и предназначались для поражения стоящих на якоре кораблей противника.

Заимствуя идею Д. Бушнелла, свою первую подводную лодку («Наутилус-1», 1800) Фултон вооружил диверсионной миной, прикрепляемой к днищу стоящего на якоре вражеского корабля. В августе 1801 г. на рейде Бреста в присутствии специальной комиссии его усовершенствованная субмарина («Наутилус-2») потопила корабль буксируемой подводной миной, названной Фултоном «торпедо». Несмотря на успешность испытаний, Франция отказалась от дальнейшего финансирования деятельности изобретателя, так как Наполеон передумал высаживаться в Англии.

В 1804 г. Фултон переехал в Англию и представил английскому правительству проект новой подводной лодки («Наутилус-3»), которая могла погружаться на глубину до 15...20 метров, оставаться под водой не менее трёх часов без пополнения запасов воздуха; вмещать экипаж из шести человек, запас продуктов и пресной воды для 3-недельного нахождения в море.

Подводная лодка «Наутилус.» (Р. Фултон, Франция 1800 г.)

Проект «Наутилус-3» был полностью одобрен «Особой комиссией» британского правительства, но построена подлодка не была, так как Англия решила атаковать французскую флотилию вторжения, и в связи Фултон получил заказ на плавающие (дрейфующие) мины.

Новое в проекте подводной лодки «Наутилус-3» это её вооружение - первая в истории якорная мина (торпедо», как назвал её Фултон) замедленного действия, которую предполагалось выставлять субмариной


В 1806 г. Фултон, так и не продав свои военно-морские изобретения в Европе, вернулся в США. Сразу после возвращения на родину он представил проекты своих морских мин морскому министру США. Развивая идеи проекта «Наутилус-3», Фултон разработал принципиально новый вид подводной мины - оборонную позиционную якорную мину («торпедо»), предназначенную для заграждения речных фарватеров, а также защиты портов и береговых объектов от атак противника с моря. Мины этого типа являются прототипом современных якорных морских мин (в конце XIX- начале ХХ вв. их называли «минами заграждения»).

Р. Фуптон (1765-1815) и его первая в истории якортя морская мина

 

Создавая в 1806 г. якорную мину, Фултон применил модульный принцип конструирования. Сменные модули мины позволяли использовать мину в двух вариантах: 1) в оборонном варианте - якорная мина, взрывающаяся от толчка корабля; 2) в наступательном варианте - «мина-стрела», выстреливаемая с борта катера или подводной лодки.

Базовый минный модуль (В) представлял собой медный сфероцилиндрический корпус длиной 0,6 и диаметром 0,3 метра, заключавший в себе заряд 40...45 кг пороха. В якорном варианте с лежащим на дне балластом (F) и якорем (G) её связывал минреп - веревка определенной длины, что обеспечивало удержание мины на требуемом углублении от поверхности воды. Для придания мине положительной плавучести снизу к ней привязывался деревянный ящик (С), наполненный пробковой корой. Если этого было недостаточно, мину подвешивали к деревянному поплавку, плавающему на поверхности воды.

Якорная мина Р. Фултона (США, 1806)

Модуль ударного взрывателя представлял собой латунный контейнер (А), в котором размещались ружейный замок с заряженным порохом стволом, входившим в зарядную камеру с ружейным порохом. Окончательное приготовление мины заключалось во взведении ружейного замка и ввинчивании контейнера в корпус мины. От удара судна по специальному рычагу (Н), выступающему из контейнера, курок ружейного замка спускался, что приводило к взрыву мины.

 

Описывая якорную мину, Фултон предупреждал минеров, что при постановке в приливоотливной зоне углубление мины будет изменяться между положениями D и E. Тогда же он предложил прикреплять к ящику «С» якорных мин специальный механизм. Этот механизм должен был удерживать мину под водой на заданном углублении желаемый автономный 3 срок службы (день, неделю или месяц), по истечении которого отделяя мину от минрепа. После всплытия на поверхность она становилась безопасной благодаря Т-образному рычагу «Н», который блокировался и не допускал спуск курка.

Первым выдвинув тогда идею и проект якорной морской мины, Фултон опередил на десятки лет других изобретателей-оружейников. В Российской империи первая позиционная подводная мина - подводный донный фугас И. И. Фицтума - появилась в 1807 г. Следующую якорную мину разработал в России в конце 1830-х годов шведский изобретатель Э. Нобель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: