Россия - лидер мирового морского миностроения первой половины XIX века




В конце XVIII в. господствующие в России феодальные порядки привели к тому, что русский флот стал значительно уступать в силе флотам ведущих европейских государств. Понимая, что наш флот не сможет успешно вести войну в открытом море и будет вынужден придерживаться оборонительной тактики у своих берегов, русское правительство впервые обратило внимание на потенциальные возможности морских мин.

С помощью большого количества даже примитивных мин и слабый флот мог заставить более сильного морского противника отказаться от обстрела и захвата с моря приморских крепостей и городов. Для этого нужно было в предвоенный период установить минные заграждения у подходов к своим берегам, портам и базам, а также перегородить стратегические проливы, устья и фарватеры главных рек.

Впервые в истории идею позиционной подводной мины для обороны с моря своих берегов предложили и реализовали американский инженер Р. Фултон и русский военный инженер барон И. И. Фицтум. В 1807 г. подполковник И. И. Фицтум создал для обороны с моря Санкт-Петербурга, других приморских городов, крепостей и устья Невы первую в истории морскую донную мину - пороховой подводный фугас 4, подрываемый с берега с помощью огнепроводного шланга (сосиса), проложенного к мине по дну и набитого порохом. На вооружение фугас Фицтума принят не был из-за большой трудоёмкости постановки, длительности и низкой надежности срабатывания.

Решить эти проблемы позволило открытие электричества и широкое применение электротехники в военном деле. Уже в 1812 г. в России ученый-физик П. Л. Шиллинг изобрел электрическую (гальваническую) мину, в которой пороховой заряд взрывался не огневым, а угольковым электрозапалом. В 1828 г. профессор Инженерной академии К. П. Власов изобрел первый пиротехнический взрыватель (химический запал, «трубка Власова»).

Схема устройства подводного порохового фугаса И. И. Фицтума (Россия, 1807г.) ' ' ' первой отечественной позиционной подводной мины

 

Пионерные изобретения Фицтума, Шиллинга и Власова вывели Россию в мировые лидеры морского миностроения. Однако первые подводные мины не заинтересовали отечественный военный флот, так как боевые корабли не могли использовать это оружие в бою против выбранной цели также, как корабельную артиллерию.

 

 

1.1. Отечественные морские мины Крымской войны 1853-1856 гг.

Ученый-электротехник академик Б. С. Якоби разрабатывал телеуправляемые по проводу (подрываемые «по желанию») с берега гальваническим способом мины, а также полуавтономные (с батареей на берегу) якорные мины с ударным замыкателем (шариковым и ртутным «соединительными приборами»). По другому пути пошел шведский инженер-изобретатель

Э. Нобель. Он создавал автономные якорные мины с ударным взрывателем («пиротехнические мины») на основе «трубки Власова».


 

Постановка со штопок загорождения из якорных мин конструкции Э. Нобеля


 

Гальваническая мина Якоби

1 — медный контакт, 2 — медная трубка, 3 — провод от береговой минном станции, 4 — пружина, 5 — изоляционная трубка, 6 — угольковый запал, 7 железный стержень, 8 — «яаллическнм обод. 9 — стойка якорно­го троса, 10 — рым, 11 — деревянный корпус (бочка), 12 — медный корпус, 13 — порохо­вой заряд, 14 — медная пластина,1S—мед­ный цилиндр, 16— карданоаый подвес. 17 — проводник, 18—железный Шток.

 

Ударно-пиротехническая мина Нобеля

1 — предохранительный болт, 2 — металли­ческая трубка, 3 -— капсула с серной кисло­той. 4 — вата с бертолетовой сопью и саха­ром. S — пороховая мякоть. 6 — корпус. 7 — рым, 8—пороховой заряд, 9 — свинцовая трубка. 10 — цинковый цилиндр, 11 — стер­жень, 12 — предохранительный колпак. 13 — поплавок


 


 



Во время Крымской войны (1853-1856) Россией было выставлено на Балтийском и Черноморском театрах военных действий свыше 2,5 тысяч мин различных образцов, из них только для обороны Кронштадта (в 13 минных заграждениях) - 1,9 тысяч мин и практически все - якорные (75% - пиротехнические мины Нобеля, 25% - гальванические мины Якоби).


 

Русское правительство и военачальники были разочарованы практическим отсутствием прямых потерь флота противника на морских минах.

Причина того, что прямые потери противника от мин в Крымской войне свелись лишь к повреждениям нескольких кораблей, заключалась в осторожности противника и в малой мощности заряда русских оборонных мин. Перед войной в России признавался достаточным заряд мин в несколько килограмм пороха, а их назначение виделось не в уничтожении неприятельских судов, а лишь в выведении их из строя.


 


Однако пессимисты не учитывали, что не только артиллерийские батареи Кронштадта и его фортов заставили противника в 1854-1855 гг. отказаться от штурма Кронштадта и высадки десанта, но и минные заграждения в Финском заливе. Историки отмечают сильное психологическое воздействие минной опасности на Балтике на личный состав и командование эскадры союзников, которое оказалось столь сильным, что после подрыва на минах в кампанию 1855 г. ни один корабль англо-французской эскадры больше не рискнул подойти к острову Котлин. Команды кораблей открыто заявили, что "боятся заходить в русские воды, начиненные "плавучей смертью ". С учетом этого, действие мин в Крымской войне можно признать успешным.

Минная война в 1854-1855 гг. показала, какой результат может принести стратегия сдерживания на море, реализуемая с помощью позиционных мин. Ряд историков считает, что именно благодаря применению мин война на Балтике (в отличие от войны на Черном море), несмотря на очевидное военно-техническое превосходство англо-французского флота, была выиграна Россией.

Р азвитие морских мин в 1857-1865 гг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: