Главные принципы программы профилактики




Программа первичной профилактики наркомании и ее развитие

Профилактика осуществляется в форме последовательных, целостных программ, а не в виде изолированных действий (отдельных лекций, конкурсов, опросов).
Программы профилактики предназначены, для усиления" защитных факторов" и ослабления известных "факторов риска".
Программы Профилактики направлены на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков, и токсикантов.
Программы профилактики направлены на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам.
Программы Профилактики для подростков основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях и т.д.
Программы Профилактики должны включить родителей или авторитетных взрослых, которые могут помочь узнать детям новые факты относительно употребления наркотиков, легальных и нелегальных веществ.
Программы Профилактики должны быть долговременные, с элементами повторения и преемственности от одной возрастной группы к другой.
Усилия профилактики, сосредоточенные на семье имеют больший эффект чем стратегии, адресованные только детям или только родителям.
Программы общественных организаций могут включать кампании и акции изменения региональной политики, которые ограничивают доступ к алкоголю, табаку, лекарственным средствам и др. (например, вблизи учебных и рекреационных учреждений для детей и подростков).
Объединения усилий учреждений образования и здравоохранения, общественных организаций предназначены для определенных субпопуляций риска злоупотребления наркотиками - у детей с проблемами поведения, низкой успеваемостью.
Программы профилактики должны отвечать проблем злоупотребления в данном регионе (образцы поведения, виды наркотиков, способы употребления).
Чем выше уровень риска, тем более интенсивной должна быть деятельность по профилактике и тем в более раннем возрасте она должна начинаться.
Программы профилактики должны быть адресованы определенным возрастным категориям, развиваться и дополняться при переходе к следующей возрастной ступени. Кроме того, они должны быть культурально адаптированы.
Рентабельность профилактических программ может рассчитываться на основе затрат на лечение.
Оценка эффективности профилактических программ может быть как непосредственной, кратковрменной, так и отставленной во времени. Критериями оценки являются численность участников, отношение к программе, изменение информированности, изменение намерений, изменение отношения к ПАВ, изменения поведения, изменения отношения к себе, изменения в общении.

 

Программа первичной профилактики наркомании и ее развитие

главные принципы программы профилактики

Факторы. Три обобщенных фактора влияют на развитие наркотической зависимости: вид употребляемого наркотика, лица, употребляющие наркотики с их субкультурой, особенности окружающей среды (нелегальный рынок наркотиков, законодательство, общественное сознание).

Виды наркотиков. Программа не должна исчерпываться проблемой потребления нелегальных наркотиков. В дополнение к наркотикам предметом внимания должны быть и другие психоактивные вещества, например продаваемые в аптеках по рецептам и некоторые вещества, находящиеся в свободной продаже, так как употребление их может приводить к химической зависимости.

Информация. Информационный подход, данные о масштабах распространенности явления, опасности и свойствах употребления психоактивных веществ, негативных последствиях признается в настоящее время недостаточным. В профилактике необходима апелляция к личности (к эмоциям, убеждениям и поведенческим образцам).

Системный подход. Не следует ограничивать профилактику наркоманий только в отношении групп учащихся. Эта деятельность должна быть ориентирована на родителЕЙ, ПЕДАГОГОВ и всех работников Здравоохранения.

Региональные особенности. Важно проводить учет региональных особенностей, а именно: политика в области здравоохранения, учет и контроль за незаконным оборотом наркотиков, уровень распространенности, экономико-географическое расположение, этнический состав населения, климатические условия.

Участники Программы. Программа по профилактике должна осуществляться не только специалистами профессионально связанными с наркологией, но и лицами, находящимися внутри разных социальных слоев. Речь идет о различных общественных структурах. Каждый участвующий в осуществлении программы профилактики, должен пройти специальное обучение в рамках данной программы. Некоторые участники могут оставаться пассивными, поэтому время от времени необходимы встречи для содержательного обмена мнениями и взаимной поддержки.

Актуальная ситуация. Профилактика для индивидуальных групп-объектов должна проводиться на основе знаниЯ текущей ситуации. Для этого должно быть установлено, какие наркотики употребляются в группе, как принимаются и осуществляются решения.

Проверка эффективности. Существенно, чтобы властные структуры были заинтересованы в проведении программы и осуществляли постоянный контроль на каждой стадии ее выполнения.

Этапы разработки программы

Первая фаза. На первом этапе требуется создание рабочей группы, которая могла бы разрабатывать, планировать, координировать деятельность по профилактике в различных социальных сообществах (школа, семья, учреждения, места досуга).

Вторая фаза. На втором этапе было бы весьма целесообразно создание Центральной координационной ГРУППЫ. В ее состав могли бы входить представители различных социальных сообществ, сложившихся на первой фазе осуществления разработки программы, т.е. работники школ, члены общественных организаций, представляющих семью и ее интересы (женские организации), лица профессионально связанные с организацией досуга детей (руководители клубов, лагерей, организаторы дискотек). Необходимо проведение встреч на регулярной основе, где обсуждались бы возможные пути противостояния наркоманиям, обеспечения более здорового и правильного отношения к собственной жизни.

Третья фаза. Далее продуктивным шагом в реализации программ профилактике было бы создание Информационно - обучающего Центра. В нем могли бы быть сосредоточены информация по распространенности злоупотребления психоактивными веществами, как в популяции, так и среди различных ее слоев, разнообразные профилактические технологии, универсальная и специализированная концепция профилактики. В этом Центре, возможно, было бы объединить работу по первичной, вторичной и третичной профилактике в целостную систему. Во главе этого Центра могло бы официальное лицо, ответственное за состояние здравоохранения в данном регионе. На основе интеграции отечественного и зарубежного опыта в данном Центре должны проводиться обучающие циклы различных специалистов

Целостный подход

При разработке рабочего плана действий следует иметь в виду следующие группы населения:

· Школа (школьники и преподаватели).

· Семья (родители и дети).

· Место работы (работодатели и наемные работники, социальные и медико-санитарные службы, и др.).

· Место жительства (район, администрация и правоохранительные органы, районное здравоохранение).

· Рекреационная среда (рестораны, бары, дискотеки, казино, молодежные и

Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: