Этап 2. Ценностно-познавательный




УРОК 1. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫИ ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА ЯЗЫКА

Автор: Киселева Н.В.

Тип урока: урок-диалог

Цели. Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры[1].

Метапредметные: анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Предметные: осознавать национальное своеобразие русского родного языка, роль русского родного языка в жизни человека.

Опорные понятия, термины: культура, язык, русский народ, языковая картина мира, безэквивалентная лексика

Инструментарий учителя: учебник: упр.1, 3, 4, 5, эпиграф к разделу «Язык и культура» (стр. 4), рубрики «Моя Россия», «Из истории языка», «Диалог культур», «Лингвистические заметки»; словарь синонимов; контуры карты России; фломастеры.

Домашнее задание: §1, упр. 7 или упр. 6 (зад. 3)

Этап 1. Ценностно-эмоциональный

Учитель. С какими словами и почему у вас ассоциируется Россия?

Высказывания учеников. Возможно ученики назовут самые распространённые слова: медведь, береза, матрешка, гармонь и т.п. Все слова записываются на доску для дальнейшей работы

Учитель. Язык и культура – это явления, которые очень тесно взаимосвязаны друг с другом. И эта связь не так проста, как кажется. Давайте сегодня поговорим с вами о том, как в русском языке отражается культура и история русского народа.

Ученики записывают в тетрадь тему урока «Отражение в русском языке культуры и истории русского народа языка»

Учитель. Как вы думаете, почему большой раздел «Язык и культура» открывает эпиграф – фрагмент стихотворения П. Вяземского? Какие слова наиболее точно соотносятся с темой нашего урока?

Высказывания учеников

Этап 2. Ценностно-познавательный

Учитель. Вот как о взаимодействии языка и культуры говорили Измаил Иванович Срезневский и Василий Осипович Ключевский. Прочитайте (работа по вариантам) их высказывания (упр. 1), проанализируйте их, представьте информацию для других учащихся. Чтобы рассказ был максимально информативным, продумайте, как включить в него материалы рубрики «Моя Россия».

Ученики знакомятся с информацией из рубрики «Моя Россия», включают ее при выполнении упражнения 1

Ученики. Измаил Иванович Срезневский, выдающийся русский ученый-славист, этнограф, автор одного из наиболее известных словарей древнерусского языка говорил, что «народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Все, что есть у народа в его быте и понятиях, и все, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком».

Выдающийся русский историк, автор многих трудов по истории России Василий Осипович Ключевский сказал, что «слово – не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли, а творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это – художественный образ, в котором запечатлелись наблюдения народа над самим собой и над окружающим миром».

Учитель. В каких значениях используются слова и словосочетания язык, слово, народный дух?

Ученики. Язык – то, с помощью чего народ выражает свои мысли, общается друг с другом.

Слово – речь, язык. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия.

Народный дух – что-то особенное, присущее тому или иному народу.

Учитель. Как вы понимаете смысл высказывания О.В. Ключевского? (задание 3)

Ученики. В одном слове может быть заложена какая-то идея, какой-то образ.

Учитель. Какие наблюдения над окружающим миром и какие образы использовались русским народом при создании, например, слов подснежник или ущелье?

Ученики. Возможно, наблюдая за тем, как растет необычный цветок, когда снег не сошел, народ и назвал его подснежником, что означает под снегом.

Ущелье – слово, которое тесно связано со словом щель. Наблюдая за тем, как в горах река образует щель, очень похожее на щель в доме, народ и назвал ее словом ущелье.

Учитель. Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина (1 вариант) и отечество (2 вариант)? При ответе используйте материалы рубрик «Из истории языка» и «Диалог культур».

Высказывания учеников

Учитель. Вы в начале урока назвали слова, с которыми у Вас ассоциируется Россия. Почему именно при произнесении этих слова рождается образ России?

Высказывания учеников

Учитель. Как вы считаете, есть ли такие слова, которые мы сегодня не употребляем, но когда произносим, то всегда возникает образ родины?

Высказывания учеников

Учитель. Слова, которые отражают особенности русской культуры и не имеют эквивалентов в жизни и культуре носителей других языков, называются безэквивалентными словами. Какие еще слова можно отнести к этой группы? Прочитайте рубрику «Лингвистические заметки» на стр. 6

Ученики читают и называют безэквивалентные слова

Учитель. Богатейшее собрание безэквивалентной лексики русского языка представлено в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. Опираясь на материал упр. 3, объясните, почему Толковый словарь В.И. Даля называют энциклопедией русской жизни и истории русского народа, воплощенной в словах, пословицах, поговорках, песнях и преданиях?

Ученики читают упр. 3, высказывают предположения

Учитель. Какие слова, называющие предметы на фотографии на стр. 8, могут содержать сведения о жизни русского народа? (Вариант организации работы: иллюстрация проецируется на экран, учащиеся получают карточки со словами: печь, люлька, полог, чугунок, сундук, полавошник, крынка, рубаха, отдушина, поддувало, горнушки, лучина, матица. Предлагается разместить эти карточки/подписать предметы)

Ученики. Печь, люлька, полог, чугунок, сундук, полавошник, крынка, рубаха, отдушина, поддувало, горнушки, лучина, матица,

Учитель. Почему из русского языка исчезают слова?

Ученики. Человек перестает пользоваться некоторыми словами, потому что исчезают какие-либо предметы, явления, события.

Учитель. Как называются слова, называющие тем самые исчезнувшие явления или предметы?

Ученики. Такие слова называются историзмами

Учитель. Найдите слова-историзмы в упр. 4. Какие исторические факты в них отражены.

Ученики выполняют упражнение. Участвуют в обсуждении

Учитель. Почему найденные вами слова относятся к безэквивалентной лексике?

Ученики. Эти слова относятся к безэквивалентной лексике, потому что в них отражена история только русского народа.

Учитель. Литературной формой, в которой отражена история русского народа являются пословицы и поговорки. Поработайте в группах. Выберите 2 пословицы из упр. 5 и объясните их значение.

Ученики выполняют упражнение. Участвуют в обсуждении

Учитель. Обратитесь еще раз к нашим пословицы. На какие тематические группы вы разделили бы эти пословицы?

Ученики. Возможно, это группы друг, друзья, дружба; семья, родители; красота; труд; родина; счастье, несчастье;

Учитель. Откуда народ черпал эти пословицы и поговорки?

Ученики. Он наблюдал за природой, миром, сопоставлял, сравнивал. Конечно, и за собой наблюдал.

Учитель. Все, о чем мы говорили называется языковая картина мира. В языковой форме отражено представления русского народа о семье, красоте, родине. Прочитайте рубрику «Лингвистические заметки» на стр. 9

Учитель. Прочитайте текст упр. 6. Какая информация является для вас известной, а какая новой?

Ученики читают текст вслух. Отвечают на вопрос

Учитель. Выпишите из текста глаголы со значением отдавать (1 вариант) и брать (2 вариант). Продолжите данный синонимический ряд, обращаясь к словарю синонимов. Чем различаются слова в каждом синонимическом ряду? Есть ли среди них стилистически окрашенные глаголы? Подтвердили ли ваши наблюдения утверждение автора текста о количественном различии данных синонимических рядов в русском языке?

Ученики выполняют задание. Отвечают на вопросы

Учитель. Прочитайте рубрику «Диалог культур». Как особенности русской языковой картины мира отражаются в языках народов мира?

Ученики читают информацию из рубрики «Диалог культур». Отвечают на вопрос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: