Морские мины в Западной Европе




После Крымской войны преимущества, получаемые от применения оборонительных позиционных мин при обороне своих берегов, оценили и за пределами в России.

Камера обскура с «минным роялем» береговой, минной станции.

Так, во время Австро-итало-французской (Франко-австрийской) войны 1859 года по плану инженер-полковника австрийской армии барон фон Эбнера для защиты с моря главных каналов Венеции была устроена минно-артиллерийская позиция, причем для управления с берега якорными гальваническими минами было применено оптико-электромеханическое устройство, получившее название «камера-обскура». Ни один неприятельский корабль от австрийских мин тогда не погиб, но цель минирования была достигнута - Венеция избежала атаки.

 

3.2. Морские мины Гражданской войны в США (1861-1865 гг.)

В Гражданской войне в США (1861-1865) южные штаты, имевшие слабый флот, были вынуждены применять против федерального флота мины, большую часть которых составили якорные образцы.


 


При этом американцы не ограничились использованием опыта применения мин Россией в Крымской войне. Они в разы увеличили вес минного заряда и разработали совершенно новые типы мин и минных устройств.

 


 

Изобретатели морских мин периода Гражданской войны в США (1861-1865 гг.): слева - Самуэлъ Кольт (1814-1862), в центре - Мэтью Фонтейн Мори (1806-1873),

VVWSAiVlMVVVW ' ' ' J, WV\WVWW^ WvNA/s/VWWWWW i ' '

справа-генерал Габриель Рейнс (1803-1881)

i i i VwWvWvW ' '


 


 

Существенное улучшение тактико-технических характеристик якорных ударных и донных гальванических мин, в сочетании с массовым и активным их применением принесло конфедератам в Гражданской войне небывалый по тем временам боевой эффект в виде больших прямых и косвенных потерь противника. На несколько тысяч выставленных южанами мин пришлось более 30 потопленных боевых кораблей, то есть на потопление миной одного корабля ими было потрачено около 100 мин.


 

Постановка донных мин (Гражданская, война в США, 1861-1865 гг.}

Свайные (слева) и рамные (справа) подводные мины (Гражданская война в США, 1861-1865 гг.)

 


 

Подводное оружие Гражданской войны в США 1861-1865 гг.


 

Подрыв на мине монитора северян «Тетсумзе» у форта Морган в бухте

2 2. 2. wvw^wsaw«* «/ 2. 2. 2. %/

Мобил, 5 августа 1864 г., Гражданская, война в США 1861-1865 гг.


В конце 1860-х гг. обнажился серьёзный кризис в развитии военного кораблестроения - преимущество корабельной брони перед артиллерийским снарядом. В этих условиях резко увеличился интерес к подводному оружию. В России в 1874 г. в Кронштадте были учреждены Минный офицерский класс и Минная школа для нижних чинов. «Мины заграждения», как и торпеды, стали самостоятельным видом морского оружия, а одним из главных направлений деятельности Минного офицерского класса стала подготовка для русского флота минных офицеров и разработка новых образцов морских мин (прежде всего - якорных).


Развитие морских мин в 1866-1900 гг.

Принятие минно-торпедного оружия на вооружение флотов

До начала в 1877 г. очередной войны с Турцией отечественные изобретатели-минёры не успели разработать на требуемом уровне качества отечественный вариант морской мины. Чтобы не оставить наш флот с пустыми руками, русское правительство закупило за рубежом лучшую в мире по тем временам образец минного оружия - германскую якорную гальваноударную мину Герца.

 


Здание бившего Минного офицерского класса Изобретатель радио А. С. Попов в Кронштадте (ул. Макаровская, д..1/3), где Попов А.С. (стоит второй справа) преподавал физику и электротехнику ив 1895 г. создал среди преподавателей аппаратуру радиосвязи. Минного офицерского класса

 

1.2. Отечественные морские мины в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и в конце XIX века

В Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Россия вынуждена была применять морское минное оружие, так как в силу исторических обстоятельств того времени Турция имела существенное превосходство на Черном море. Еще накануне войны, с конца 1876 г., оборонительные минные постановки Россия начала под Севастополем, Одессой, Балаклавой и Очаковым. И не зря: эти защищенные минами приморские города ни разу за всю войну не подверглись нападению.

В 1877 г. на Дунае для защиты переправ русских войск турецкие броненосцы были вытеснены в Черное море активными минными действиями. На Дунае было установлено 51 минное заграждение силами, в основном, армейских саперов. Флотские минёры поставили в дельте Дуная пять заграждений с минных плотов, буксируемых небольшими катерами. На одном из них 9 октября (27 сентября) 1877 г. у турецкой крепости Сулина впервые в истории погиб подорвавшийся на русской мине боевой корабль противника - турецкая канонерская лодка «Сунна». В Европе это был первый случай успешного боевого применения морских мин в активных заграждениях.

 

 

 
 

Всего в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. русской армией и флотом было выставлено свыше 1,6 тысяч мин: 1,2 тысячи - на подступах к черноморским портам (в том числе 1175 якорных гальванических, 35 мин Герца и 10 донных гальванических фугасов), и свыше 400 мин - на Дунае (якорных гальваноударных мин Герца и гальванических). Таким образом, в войнах XIX века (Крымской и Русско-турецкой 1877-1878 гг.) Россией было суммарно поставлено 4,2 тысяч мин (из них на долю якорных приходится около 80%).

На рубеже 1870-х - 1880-х гг. в России и других странах флотские изобретатели приступили к превращению якорных мин в корабельное оружие. Для этого требовалось создать автоматические минные якоря и специальные суда - минные транспорта, предназначенные для массовой, но быстрой (за счет автоматизации) постановки минных заграждений.

В 1882 г. в России были изобретены два способа установки якорных мин на заданное углубление - штерто-грузовой 5 способ постановки с поверхности воды (лейтенант Н. Н. Азаров) и гидростатический способ постановки с грунта (капитан 1 ранга С. О. Макаров), но основным способом постановки якорных мин в отечественном флоте стал способ Азарова. В конце XIX в. перешли от сфероконических корпусов мин к шаровым, что позволило увеличить минный заряд почти в 2 раза.

Штерто-грузовой способ существенно упростил постановку мин, обеспечив ее даже на ходу корабля. Но мины и якоря к ним, имели значительный вес (например, мина образца 1898 г. весила 250 кг, а ее якорь - 320 кг). Поэтому процесс постановки оставался очень трудоемким, требовал применения грузовой стрелы и большой осторожности в обращении с миной.

В конце века по проекту лейтенанта В. А. Степанова были построены четыре первых в мире надводных минных заградителя специальной постройки - минные транспорты с запасом 400 мин каждый («Буг», «Дунай», «Енисей» и «Амур»).

В 1898 г. на вооружение русского флота приняли корабельную якорную гальваноударную мину - «образец 1898 г.» (корпус в форме шара, штерто-грузовой системой установки на заданное углубление, предохранительное устройство в виде сахарного разъединителя цепи запала), которая стала основной миной отечественного флота в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

В период между Русско-турецкой (1877-1878) и Русско-японской войнами (1878-1904) в отечественном флоте появилось тралы - противоминное оружие. В 1881 г. лейтенант М. Н. Беклемишев предложил первый в истории морской трал. Он буксировался двумя кораблями и представлял собой 183-метрового пеньковый трос с надетыми грузами-цилиндрами, волочившийся по дну. Ширина захвата трала составляла от 30 до 70 м, а скорость буксировки тралов не превышала 3 узлов.

 
 

 
 

В 1898 г. трал Беклемишева усовершенствовал лейтенант русского флота К. Ф. Шульц, создавший классическую конструкцию минного контактного трала, тралящая часть которого удерживалась на определенном углублении (модернизированные тралы Шульца к началу Русско- японской войны отечественный флот имел на вооружении).

Такгико-техннческие характеристики основных образцов мин состоявших на вооружении Российского флота

Обра зец. год принятия на вооружение Тип взрывчатого вещества, масса зарода, кг Взрыватель Предохранитель­ное устройство Наибольшая глубина моря. ч Способ установки на заданное углубление Корпус
Якоби 1854 г. Порох,10-14 Ударный замыкатель в гуттаперчевом стакане с подрессоренным ДИСКОМ, с угольковым запалом Отключение береговой батареи   По измеренной глубине Цнлнндр из железного листа и деревянном бочкообраз ном корпусе
Нобеля 1854 г Порох,3-4 Пнротехк нческий: серная кислота 't- хлопчатая бумага Поплавковый предохранитель   По измеренной глубине Переверну­тый конус из листового железа
Якоб я 1855 г. Порох, 26-28 Креновый шариковый замыкатель с угольковым запалом Отключение береговой батареи   По измеренной глубине Куб И! медного л нега в железной оправе
Донная Боре с кока 1854 г. Порох, 24 Береговой замыкатель с угольковым запалом Отключение береговой батареи     Деревянный ящик
Яхты а на 1856 г. Порох,16 Пиротехнический: серная кислота+ бертол— летова соль с сахаром Поплавковый предохра я ител ь   По измеренной глубине Цилиндр нз медного листа
Гериа 1876 г. Пироксилин 5 гальваноударных колпаков с платиновым запалом Соляной (сахарный) разъединитель   По измеренной глубине Сферокони­ческий из листового железа
Образец 1898 г. Пироксилин 5 гальваноударных колпаков с платиновым запалом Соляной (сахарный) ратьедн китель   Автоматический штерто-грузовой, с поверхности Шар из листового железа
Образец 1908 г. Тротил,115 5 гальваноударных колпаков с электрическим запалом Соляной (сахарный) разъединитель   Автоматический штерто-грузовой, с поверхности Шар из листового железа
Образец 1912 г. Тротил, 100 Ударно-мсхзнп- ческий с капсюльным запалом Соляной (сахарный) разъединитель и гидростат   Автоматический с гидро­статическим стопором, с глубины Шар из листового железа
Малая речная "Рыбка" 1915 г. Тротил,9-12 Ударно-механи­ческий с капсюльным запалом Гидростат   Автоматичес кий штерто- грузовой с поверхности Рыбовндный с хвостовым стабилизато­ром, из листового железа
пл-юо 1915 г. Тротил, 100 Ударно-механи­ческий с ка псюльным запалом Соляной (сахарный! разъединитель и гидростат   Автоматический с гидро­статическим стопором, с глубины Шар из листового железа

 


 

Заключение

Морские мины (позиционные мины, «мины заграждения») могли стать оружием флотов уже в конце XVIII в., однако произошло это с задержкой почти на столетие, что можно объяснить следующим:

- на протяжении многих десятилетий основные усилия конструкторов были направлены на создание мин для ведения наступательных действий (диверсионно-подлодочных и дрейфующих), но оборонительные возможности позиционных мин в то время практически не использовали;

- первые образцы якорных мин (1840-е - 1870-е гг.) были очень опасны в обращении и плохо приспособлены для применения с боевых кораблей, что превращало процесс их постановки в очень трудоёмкую и опасную работу;

-первые мины имели недостаточный по весу заряд, а их боевое применение не носило массовый характер, что не могло привести к существенным прямым потерям противника и, следовательно, не могло продемонстрировать эффективность нового оружия;

-малозначимый эффект боевого применения разочаровывал правительства, ждущие от морских мин впечатляющих боевых успехов. Образовался порочный круг: нет массового применения - нет ожидаемого результата - нет достаточного финансирования.

Общими творческими усилиями минёров-изобретателей разных стран к концу XIX века морские мины приобрели классический вид мины первого поколения и могут быть классифицированы следующим образом:

• по театрам военных действий - морские и речные мины;

• по целям - противокорабельные;

• по носителям - корабельные;

• по расположению после постановки - якорные, донные и дрейфующие («плавающие»);

• по мобильности действия - позиционные («ждущие» цель на позиции) мины; стационарные мины (свайные, рамные и подрываемые с берега); судовые мины (буксируемые, шестовые, бросательные и самодвижущиеся, то есть торпеды); дрейфующие мины;

• по типу взрывчатого вещества (ВВ)-заряда - мины с пороховым ВВ и мины с пироксилиновым ВВ;

• по весу ВВ - малые мины (вес ВВ до 20 кг), средние мины (от 20 до 100 кг) и большие (свыше 100 кг);

• по автономности - автономные (ударные) и управляемые (подрываемые) с берега (гальванические и самовоспламеняющиеся);

• по типу взрывателя - контактные и взрываемые «по желанию»;

• по типу контактного взрывателя - гальваноударные и ударные (пиротехнические);

• по типу запального устройства - мины с электрозапалом и пиротехнические (ударно­инерционные);

• по типам применяемых предохранительных приборов (1111) - мины с 1111 временного принципа действия; мины с ПП, действующими по принципу тающих тел; мины с ПП гидростатического принципа действия; мины с ПП, размыкающими запальную цепь; мины с комплексным предохранением;

• по способу постановки якорных мин - мины, устанавливаемые по измеренной глубине, и мины, с устройством автоматической установки на заданное углубление.

Морские мины с контактным взрывателем к началу ХХ века не достигли наивысшей точки своего развития и еще не исчерпали свой ресурс, но в головах ученых-физиков и морских инженеров уже витала мысль о создании мин второго поколения - неконтактных мин, реагирующих своим взрывателем не на удар или касание кораблем (судном), а на какое-либо его физическое поле, габариты которого исчисляются уже не метрами, а десятками метров. Флоты ждали ключевых изобретений в морском минном деле.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: