Группы П-1-19, П-1-19
Дисциплина «Основы экологии».
Тема лекции: Механизмы саморегулирования и самоуправления в природных системах.
Основные вопросы: Динамическая структура экосистемы. Понятие об экологической сукцессии как закономерном развитии экосистем. Типы сукцессии. Направленность сукцессии. Понятие о гомеостазе экосистемы. Понятие об устойчивости экосистемы как способности сохранять гомеостаз в изменяющихся условиях среды. Информационная структура экосистемы. Информационные сигналы и управление в экосистеме. Типы информационных сигналов. Важнейшие кибернетические задачи в экосистеме.
Основной механизм управления - принцип обратной связи. Отрицательная и положительная обратная связь.
Типы кибернетических систем: системы с внешним и системы с внутренним управлением. Антропогенные системы как системы с внешним управлением. Природные экосистемы как системы с внутренним управлением.
Два типа простейших контуров управления в природных экосистемах: контуры обратной связи «усилитель сигнала» и «регулятор сигнала».
Экстенсивное развитие природных систем под воздействием контура «усилитель сигнала». Особенности контура. Возможность регрессивной сукцессии экосистемы.
Стабилизация природных систем под действием контура «регулятор сигнала». Особенности контура. Возникновение колебательных изменений в экосистеме.
Необходимость учета способности природных экосистем к саморегулированию и саморазвитию в процессах природопользования. Закон внутреннего динамического равновесия. Понятие о «жестком» и «мягком» управлении природопользованием. Понятие о рациональном природопользовании.
|
Вопросы для самоконтроля:
1.Что называется экологической сукцессией? Виды сукцессий.
2. Динамизм и устойчивость экосистем.
3. Информационные сигналы и управление в экосистеме.
4. В чем особенность механизма управления в экосистемах на основе принципа механизма обратной связи.
5. Типы контуров управления в природных экосистемах.
6 Особенности контуров обратной связи «усилитель сигнала» и «регулятор сигнала».
Требования к конспекту и правила его ведения
Конспект должен содержать следующие пункты: дата, тема, основные рассматриваемые вопросы и их краткое содержание.
1. Общий вид конспекта. Материал в конспекте должен читаться легко и быстро. Для этого необходимо использовать тетради с широким форматом страниц, вести запись достаточно крупными буквами. Главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными чернилами, а подчиненность тем и заголовков - при помощи уступов. Основные темы целесообразно пронумеровать римскими цифрами, а подчиненные им разделы – арабскими или буквами. Удобочитаемый конспект содержит не более семи пунктов на странице.
2.Наличие полей. Конспект должен иметь широкие поля для заметок. Иногда рекомендуют использовать для конспекта только одну сторону листа. Вторая используется для различного рода дополнений, которые вносятся в конспект в процессе работы с ним при подготовке к очередному занятию или экзамену. Это может быть любая интересная и важная информация, относящаяся к теме: выписки из литературных источников, примеры, библиографические ссылки и, наконец, собственные комментарии.
|
3. Применяемые условные обозначения. Для быстрой записи текста необходимо придумать условные знаки. Только не надо придумывать их слишком много, иначе можно запутаться. Таких знаков не должно быть более 10-15. Условные обозначения придумывают для часто встречающихся слов. Чтобы выделить свои знаки из остального текста, используются различные буквы. Можно пользоваться общеупотребительными математическими и логическими символами, такими как > (больше), < (меньше), = (равняется), S (сумма), F (сила), A (работа) и т.д.. Наконец, длинные слова можно «укорачивать» или сокращать, однако это допустимо только для достаточно узнаваемых слов. В энциклопедических изданиях принято такое сокращение: описываемый предмет или явление, названные полностью в заголовке справочной статьи, в тексте обозначают начальными буквами. Так можно делать и при конспектировании лекции, не забывая полностью записать название при первом упоминании в тексте.
Конспект лекционного занятия по плану должен быть написан вручную и представлен преподавателю для проверки
ПЛАН
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
По дисциплине: Основы экология
Тема занятия: Антропогенная трансформация ландшафтов
Цель занятия: ознакомиться с понятием «рациональное природопользование» и «антропогенный ландшафт», основными подходами к классификации антропогенных ландшафтов, а также с заповедованием ландшафтов как методом охраны природы.
Количество часов: 2 часа
Вопросы для обсуждения
1. Рациональное природопользование – условие устойчивого развития.
|
2. Типы антропогенных ландшафтов.
3. Влияние техносферы на окружающую природную среду.
4. Охрана ландшафтов.
ТЕМЫДОКЛАДОВ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ
3.1. Антропогенная трансформация ландшафтов в прошлом и настоящем. (Разрушение природной среды хозяйственной деятельностью человека в прошлые исторические эпохи. Трансформация ландшафтов в настоящее время. Понятие об антропогенных ландшафтах)
3.2. Особенности техноландшафтов. (Понятие о техноландшафте. Влияние промышленности на окружающую природную среду. Рекультивация нарушенных ландшафтов).
3.3. Воздействие на окружающую среду автомобильного транспорта. (Развитие автомобильного транспорта. Состав автомобильных выхлопов. Загрязнение ландшафтов свинцом. Фотохимический смог. Создание «экологически чистого» автомобиля.)
3.4. Водохранилище и окружающая природная среда. (Современные гидротехнические сооружения. Изменение ландшафта при создании крупных водохранилищ. Сопоставление преимуществ и отрицательных последствий сооружения искусственных водохранилищ.
3.5. Воздействие на природную среду рекреации населения. (Причины роста рекреационных нагрузок на природную среду. Нежелательные экологические последствия - разрушение пригородных лесов и парков. Рекреационная дигрессия крымских ландшафтов.)
3.6. Почему нужно охранять биотическое разнообразие? (Понятие о биотическом разнообразии. Биотическое разнообразие – условие устойчивости биосферы. Конвенция о биотическом разнообразии, принятая на Конференции в Рио-де-Жанейро (1992). Красные книги, Зелёные книги.).
3.7. Особо охраняемые ландшафты. (Цель и задачи создания заповедных ландшафтов. Типы заповедных территорий. Особо охраняемые ландшафты России и Крыма).
Литература:
Степанова, Н.Е. Экология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Н.Е. Степанова. — Электрон. дан. — Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2016. — 116 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/76689. — Загл. с экрана.
Маринченко, А.В. Экология [Электронный ресурс]: учебник /А.В. Маринченко. — Электрон. дан. — Москва: Дашков и К, 2018. — 304 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/105571. — Загл. с экрана.
Конспект семинарского занятия по плану должен быть написан вручную и представлен преподавателю для проверки.