учет географических, экономических и национальных особенностей.




Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами должна учитывать особенности слоев населения, в которых проводятся соответствующие мероприятия. Реакции людей на эту проблему неоднозначны. Это часто зависит от региона страны, национального и возрастного состава, уровня экономического развития, проживают ли они в городе, пригородах или в сельской местности.

Важно ограничивать программу по профилактике пределами определенного региона, поселка или ближайшей окружающей территории, чтобы оценить ее эффективность и недостатки. Факторы риска, которые могут приводить к зависимости, зачастую таятся внутри различных культурных, общественных и экономических элементов жизни.

 
                       
  Целевая подгруппа    
  Возрастные категории Микросреда
Дети 5-11 лет Детсады Школа Семья Воспитатели Учителя Родители
Подростки 12-14 лет Школа Семья Досуг Учителя Учащиеся Родители Молодежные лидеры
Подростки 15-17 лет Школа Училище Семья Досуг Работа Учителя Учащиеся Родители Молодежные лидеры Взрослые
Юношество 18-21 года Вуз Работа Семья Досуг Друзья-сверстники Коллеги Начальство Родители Друзья Взрослые  
  Целевые подгруппы
  • Связь с представителями каждой возрастной категории может устанавливаться в воспитательных, семейных, образовательных и учреждениях досуга. Влияние на подрастающее поколение может осуществляться воспитателями, родителями, школьными врачами, психологами, преподавателями, руководителями детских молодежных и спортивных клубов, коллегами по работе, средствами массовой информации и т.д. Этих взрослых можно рассматривать как целевые подгруппы, которые должны быть информированными и обученными, чтобы отдельные представители могли осуществлять деятельность по профилактике среди детей, подростков, и юношества.
Важно также включать в программу некоторых представителей подрастающего поколения.
  • С конкретной целевой подгруппой взрослых связь может устанавливаться в тех же учреждениях, где находятся дети. Так, например, с родителями контакт устанавливается через родительские комитеты, с другими взрослыми - через различные общественные организации, профессиональные объединения.
Чтобы установить контакт с такого рода целевой подгруппой необходимо назначить конкретных лиц. Их можно выбирать из числа руководителей клубов и команд, членов родительских комитетов, членов общественных организаций, представителей правоохранительных органов и органов здравоохранения. возможно церковных деятелей и др. В результате эти люди образуют собой подгруппы, нуждающиеся в специальном обучении, чтобы обеспечивать, стимулировать интерес к профилактике наркотиков в соответствующих слоях. Вначале необходимо выбрать хотя бы одну целевую подгруппу и принять решение об их обучении на кратко временной или долгосрочной основе. Так вырабатывается надежная стратегия. Например, можно поставить задачу, инициировать профилактику для групп населения начиная с детских садов, продолжая в начальной и средней школе, ПТУ. Или можно отдельно поставить задачу проведения профилактики в учреждениях досуга для детей и подростков.   Помощь целевым подгруппам Естественно, что целевые подгруппы необходимо снабжать методическими материалами, а по ходу выполнения программы требуется проводить регулярные конференции, на которых будет производиться обмен мнениями и информацией. Эти мероприятия нужно проводить по типу группы-встреч, где желательно иметь круговой интерьер для участников и обязательно избегать атрибутов официальной обстановки. Можно выделить следующие целевые подгруппы:
  • Воспитатели детских садов и учителя начальной школы
  • Педагоги средней школы, школьные врачи, социальные педагоги
  • Представители родительского комитета, женских общественных организаций
  • Психиатры наркологи, педиатры данного района, включая работников аптек
  • Представители детских и молодежных клубов, дискотек, лидеры неформальных объединений, владельцы игровых залов и Интернет-кафе.
  Деятельность целевых подгрупп Цель каждой подгруппы в том, чтобы способствовать первичной профилактике наркомании в соответствующий социальной среде. Ее члены должны: 1. быть знакомы с ситуацией отношения к психоактивным веществам в данной среде, отдельными случаями, связанными с наркотиками; 2. объединять усилия по профилактике и стараться выявить общие цели (включая кратко и долговременные). Все это является частью выработки педагогической концепции; 3. Снабжать методическими материалами и образовательными средствами, полезными для выполнения программы; 4. Оценивать эффективность различных этапов программы. Каждая целевая подгруппа может выработать свой собственный подход;
  • Вышеприведенные задачи являют собой разные части активного профилактического процесса.
  Начальная школа Результата опроса, проведенного в 1998 г. среди детей, учащихся с 3 по 8 класс (10-15 лет), показали, что употребление алкоголя и табакокурение прогрессивно увеличивается, следовательно, рекомендуется осуществление программ профилактики в этих возрастных группах. Ниже приведены некоторые результаты опроса относительно начальных проб спиртных напитков и табакокурения:
 
  Возраст 10-14 лет 15 лет
Пробовавшие курить 20 % 37 %
Пробовавшие алкоголь 28 % 44 %  
Эти данные говорят о том, что 14-15 лет является критическим возрастным периодом для приобщения детей к психоактивным веществам, поэтому объектом работы для целевой группы в начальной школе могут стать дети до 10 лет, где можно поставить следующие задачи: 1. Сформировать понятие о здоровом образе жизни и его преимуществах, помочь приобрести следующие навыки, необходимые для жизни без психоактивных веществ: o Уметь занимать правильную позицию при мелких неудачах и при разрешении конфликтов, o Уметь выражать свои чувства и устанавливать межличностные контакты. o Уметь сказать "НЕТ". Обучающие приемы для группы 11-13-летних детей отличаются от приемов для младших детей. В детских садах и в начальных школах указанные выше задачи не выходят за рамки физического и общего воспитания; их следует рассматривать на фоне противопоставления "здоровье – зависимость - болезнь". В раннем возрасте для детей важно научиться, как вести себя в жизни в периоды уныния, скуки, разочарования, агрессии и как с этим справляться, развивая в себе хорошее самочувствие и самоуважение. 2. Для целевой подгруппы, ответственной за учащихся начальной школы, более большое значение имеет подготовка преподавателей в плане формирования навыков, чем собственно профилактика химической зависимости. Преподаватели, занимающиеся этой проблемой, должны пройти подготовку по ведению групповой дискуссии и использовании упражнений, нацеленных на личностное развитие. Среди тем занятий главными являются элементы самопознания, принципы безопасности в различных экстремальных ситуациях, отравления лекарственными препаратами. Информация, содержащаяся в учебнике, рассчитана на учителей начальных школ. В таких уроках могут быть использованы игры, песни, рисунки, книги, мультфильмы, содержание которых ассоциируются с проблемами поведения в разных ситуациях позитивными и негативными образцами их разрешения. Средняя школа Несмотря на всеобщее признание остроты проблемы с употреблением психоактивных веществ и сознание необходимости профилактической работы в образовательных учреждениях формирование мотивации целевых подгрупп является самостоятельной проблемой. Распространение информации является лишь одним из аспектов формирования здорового образа жизни. На таких уроках помимо темы здоровья необходимо, демонстрировать учащимся способы разрешения конфликтов, связанных с их возрастными особенностями, вовлекать их в интерактивную работу, с тем, чтобы психоактивные вещества не стали основным способом разрешения проблем. Первичная профилактика наркомании преследует прежде всего воспитательные задачи. Это помощь в сохранении здоровья, а не в доказательствах вредных последствий употребления психоактивных веществ. Главной конечной целью является развитие позитивных отношений с окружающими, адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни. Эта концепция требует специального обучения, где члены целевых подгрупп не только делятся своими знаниями, но и готовы понять позицию учеников. Для этого необходимы навыки проведения групповых дискуссий. Кроме того, необходимо четко осознавать свои собственные позиции по отношению алкоголю и табаку и другим психоактивным веществам (они не обязательно должны совпадать с социальными стандартами). Это условие необходимо создания атмосферы доверия и уважения. При проведении работы необходимо знать реальность не только в школе, но и за ее пределами. В этих целях целесообразно провести опрос ребят для выяснения позиции и мотивировок по отношению к злоупотреблению психоактивными веществами, находящимися в свободной продаже и запрещенными. Сложившееся представление ребят может являть собой серьезный фактор риска, однако эта картина подвержена постоянным изменениям. Координация мероприятий.Профилактический подход может быть как частью общего учебного плана в виде отдельной дисциплины, так, и включен в план уроков по другим предметам. Целесообразно, чтобы в каждой школе один преподаватель координировал работу по профилактике наркомании в пределах этой школы. Этот преподаватель-координатор должен встречаться на регулярной основе с другими преподавателями-координаторами, чтобы быть включенным в региональный профилактический процесс. Время от времени преподаватели разных школ, ведущие учебные занятия в классах одного возрастного уровня, общаются, обмениваются опытом и информацией. На этих встречах выдвигаются предложения по единому подходу к проведению работы.   Cемья Первые представления о наркотиках у детей формируются в раннем детстве на основе наблюдения поведения родителей (употребление табака, алкоголя и некоторых лекарств). Совершенно очевидно, что мощным фактором первичной профилактики является семья Задачей обучения родителей как целевой подгруппы является умение вести диалог со своими детьми о психоактивных веществах. Не менее важной задачей является также преодоление защитной позиции родителей - отрицания возможности приобщения своих детей к табаку, алкоголю и наркотикам. Регулярная информация о распространенности употребления психоактивных веществ в данном регионе или данном учреждении должна сочетаться с анализом отдельных случаев и разбором возможных альтернатив поведения родителей и их последствий. Традиционный уход от ответственности путем передачи ее другим, поиски виновных, непонимание собственных ресурсов часто препятствуют профилактике в семье. Понимание проблемы запаздывает по сравнению с ее формированием и развитием. Чтобы ознакомиться с отношением родителей к проблеме, первым шагом может стать анонимное консультирование об ожиданиях родителей в отношении употребления психоактивных веществ их детьми. Вторым шагом может стать оказание консультативной помощи тем родителям, которые имеют проблемы и наконец третьим шагом может стать попытка объединить таких родителе, сделать их целевой подгруппой для работы с другими семьями. После соответствующего обучения родители могут демонстрировать различные методы профилактики и подходы для других родителей. Те или иные темы могут обсуждаться во время родительских конференций, и специальных тематических собраний. Информация о наркотиках, которой обучаются родителями, должна представлять собой специфику в зависимости от возраста их детей. Так например, если в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте с детьми можно говорить о табакокурении, алкоголе и некоторых лекарствах, то родители подростков точно должны знать комплекс признаков злоупотребления психоактивными веществами, их разновидности. Цели обучения.Родители должны, прежде всего, понять, что их дети имеют собственные мнения, часто отражающие социальные стереотипы (терпимое отношение к алкоголю, табаку). Родители должны быть очень внимательны к тем явлениям окружающей среды, которые содержат факторы риска приобщения к употреблению алкоголя, табака и некоторых лекарств. Это расположение торговых точек рядом с учебным заведением, работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продаж лекарств в аптеках и аптечных пунктах. Для родителей необходимо осознание своего отношения и опыта употребления психоактивных веществ. Динамика этого отношения на протяжении жизни. Не менее важны навыки для родителей аналитического подхода к рекламным объявлениям, песням и поговоркам, связанным с данной тематикой, средствам массовой информации. В общении с родителями дети должны получить возможность учиться отстаивать свое мнение, отказываться от некоторых вещей, понимать свои потребности. Среди родителей и детей можно провести опрос с просьбой указать способности, которые они считают жизненно важными для их детей, чтобы избежать опасности приобретения наркотической зависимости. Далее можно провести обсуждение по поводу указанных способностей которые вызвали наибольшее разногласие. Ниже дан пример списка, необходимых свойств, относящихся к упражнению “способности”, помогающие избежать употребления наркотиков.
Способности Ребенок Родитель  
принимать (безропотно) отказы     говорить "нет"
выражать свои чувства     обходиться без чего-либо
разрешать конфликты     устанавливать контакт
выдерживать напряжения     радоваться жизни
Следует отдавать себе отчет в том, что родителей нелегко мотивировать на подобную деятельность, однако идеи совместного проведения времени с детьми могут служить дополнительным побуждением. Педагогическая концепция Углубленная обработка информации является одним из руководящих принципов первичной профилактики. В результате проведения опросов можно получить ценную информацию об употреблении наркотиков и об отношении различных групп к наркотикам. Следует различать отношение к легальным наркотикам и не легальным. Три основные цели педагогической концепции Цель 1
  • Начальная склонность к употреблению наркотиков может развиться на основе отношений данного лица к проблеме:
  • "Я буду курить, поскольку мои друзья курят тоже"
  • "Вы должны напиваться, чтобы знать, о чем говорить"
  • "Наркотики обеспечивают отличное самочувствие"
Следовательно, первичную профилактику надо начинать как можно раньше, предпочтительно в то время, когда мнения обычно уже сформировались.
  • Когда индивиды нуждаются в помощи, важно знать факторы, приведшие к таким точкам зрения.
  Цель 2 Так как люди нередко ведут себя в группе иначе, чем в одиночку, будет недостаточно предоставить им возможность сопоставления их собственных чувств с чувствами других. Следует дать им шанс жить в гармонии со своими чувствами. Это требует приобретения определенных навыков и умения обходиться без некоторых вещей, держаться особняком в толпе, разрешать конфликты, уметь испытывать разочарования и выражать свои чувства. Эта вторая цель должна давать как подросткам, так и взрослым возможность приобретать необходимые навыки и умения для того, чтобы вести жизнь, свободную от наркотиков.   Цель 3 Влияние среды, проживания, семьи и ситуации в школе на употребление (или неупотребление) наркотиков неоспоримы. Следовательно, первичная профилактика должна распространяться на эти среды на долговременной основе с целью получения атмосферы, благоприятной для реализации фундаментальных человеческих ценностей. Приходится признать, что некоторые призывы улучшить жизнь путем употребления наркотиков нередко содержатся в песнях, в местных традициях, рекламе. Их анализ ведет к пониманию, что профилактику следует начинать с взрослых. Средства достижения этих целей Первая задача состоит в поддержке подростков, равно как и взрослых в приобретении ими осведомленности об их собственных ощущениях и в знании, что эти ощущения могут рассматриваться как "здоровые или нездоровые" для них самих. Решения этой задачи можно добиваться, делая упор на нескольких факторах, обусловливающих собой формирование мнения, а именно:
  • личный опыт: "что я наблюдаю вокруг себя и что испытываю при этом",
  • личные устремления: быть принятым в члены той или иной группы, быть "кем-то", быть важной персоной,
  • некоторые ценности, считающиеся в обществе важными,
  • факты и информация, влияющие на формы поведения.
При осведомленности об этих факторах и в результате оценки их становится возможной осведомленность о собственных впечатлениях и понимании вещей. Существуют пять подходов для анализа своего отношения к наркотикам: Как формируется мнение Первый подход - Воспоминания о своих пробах Иногда бывает полезно вспомнить о собственных первых пробах употребления того или иного вещества, например, сколь плох был вкус первой сигареты. Стоит произвести повторную оценку результатов этих проб. Второй - анализ личных проблем, которые привели к пробам психоактивных веществ Не является ли злоупотребление наркотиками весомым ответом на эти "личные потребности"? Третий – влияние ценностей общества. Эти ценности часто отражаются в традициях, песнях, поговорках, содержании кинофильмов, радио- и телевизионных программ и т.д. Когда дело касается таких ценностей, зачастую возникают некоторые вопросы, относящиеся к темам здоровья и жизни как таковой и т.д. Что такое здоровье и сколь ценно оно для меня? Существует ли какой-либо смысл моей жизни и стоит ли жить вообще? Четвертый - анализ современной доступной информации Когда этот процесс завершен, должен иметь место следующий подход: Пятый - освоение всей новой информации Для достижения этой цели используется ролевая игра в качестве педагогического средства. Пятый подход особенно важен для тех людей, которые хотят изменить свои отношения к наркотикам и обрести новые формы поведения.
  воспоминания о своих пробах
  приобретение осведомленности о собственных потребностях
  приобретение осведомленности об определенных ценностях в окружении
  коррекция и увеличение объема доступной информации и передача ее другим
  реализация новых альтернатив поведения
Методы достижения второй цели: Цель, которая должна быть достигнута, состоит в оказании помощи, как подросткам, так и взрослым, дабы они могли жить в соответствии с ценностями, которые считаются здоровыми, и принятия определенной точки зрения. Это непростой процесс, поскольку нередко существует большое несоответствие отношений действиям. Учась противостоять давлению среды и соблазнам рекламы, идеализирующей и придающей привлекательность употреблению психоактивных веществ, мы должны приобретать следующие способности: устанавливать контакт с другими во избежание ощущения изолированности; разрешать конфликты, не прибегая к наркотикам и не доводя дело до разочарований в результатах. Однако, этого недостаточно для того, чтобы укрепляться в мнениях. Для достижения этой начальной цели необходимо приобретать навыки и умения, необходимые для ведения жизни, свободной от наркотиков. Значение второй цели может легко уточняться в ходе лечения наркоманов. Эти наблюдения свидетельствуют, что дефицит соответствующих навыков и умений был одной из причин, приведшей к наркомании.   Средства достижения третьей цели Третья цель подчеркивает влияние среды. Однако основной приоритет должен быть отдан личности, а не таким категориям как успеваемость, дисциплина и т. д. Достижение этой цели является особенно трудной задачей, поскольку необходимо отставить в сторону, как мелочи, так и грандиозные декларации о намерениях. Обучение взрослых, профессионально связанных с детьми и подростками сводится к умению вести дискуссии "с личностной направленностью" и является долговременным, полезным "инструментом" создания атмосферы здоровья в школах. Три цели первичной профилактики:
  • Укрепление отрицательного отношения к наркотикам
  • Приобретение навыков и умений
  • Создание обстановки доверия и доброжелательности.
Эффективность профилактики Существенно, чтобы властные структуры были заинтересованы в проведении программы и осуществляли постоянный контроль на каждой стадии ее выполнения. Показателями эффективности деятельности можно считать остановку или сокращение роста распространенности злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков, сокращение численности правонарушений, связанных с распространением и употреблением наркотиков, возросшую компетентность населения в отношении проблемы наркоманий и ее последствий. Следует различать кратковременные, отставленные и долговременные показатели эффективности. К первым относятся результаты, полученные сразу после проведения акций, уроков или курсов. К отставленным показателям эффективности можно отнести результаты, полученные спустя 1- 3 и более лет после начала вмешательства. И наконец, долговременным эффектом профилактической работы является изменение отношения к наркотикам на границе смены поколений. Не располагая точными показателями экономической эффективности, можно с уверенностью утверждать, что стоимость лечения и реабилитации лиц с химической зависимостью по своим затратам на несколько порядков превышает затраты на профилактическую деятельность. И если мы ставим реалистичные задачи в противостоянии распространению злоупотребления психоактивными веществами, уменьшении спроса на них, то эффективность при их выполнении неотделима от содержания работы.
 

<<<

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: