Особенности организации конструирования в группах раннего возраста.




Дата занятия по расписанию: 13.04.2020

Тема: Конструирование как вид продуктивной деятельности: понятие, особенности, значение. Организация конструирования в группах раннего возраста.

Количество часов: 90 мин.

Цели, задачи: Формировать у студентов представление о детском конструировании, видах и значении, материалах и оборудовании, особенностях организации в группах раннего возраста; продолжать формировать общие и профессиональные компетенции.

Способ коммуникации: взаимодействие по электронной почте(указать адрес электронной почты) - kolesovasvetlana474@gmail.com

Сроки выполнения: 13.04-2020 —16.04.2020

 

Теоретический блок (информационные материалы, ссылки на ресурсы и др.)

 

1. Теоретический материал по теме:

 

Конструирование - (от латинского «соnstruerе») означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоёмкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по своей форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребёнка есть одна общая характеристика. И в том и в другом случае конструкция имеет практическое назначение, а именно в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребёнка организует его игру как один из видов его деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.

 

Виды конструирования.

По материалам, используемым в процессе конструирования:

Ø Конструирование из строительных наборов.

Ø Конструирование из конструкторов.

Ø Конструирование из природного материала.

Ø Конструирование из бросового материала.

Ø Конструирование из бумаги и картона (бумагопластика):

· оригами;

· объемное бумажно-картонное моделирование.

По содержанию:

Ø Реалистичное конструирование.

Ø Стилизованное.

Ø Абстрактное.

По характеру деятельности детей:

Ø Индивидуальное.

Ø Коллективное.

По назначению:

Ø Конструирование, имеющее практическое назначение.

Ø Конструирование, имеющее художественно-эстетическое назначение.

 

Приёмы конструирования:

Ø закрепление частей на основе (обучение с раннего возраста);

Ø соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста);

Ø приклеивание (обучение с раннего возраста);

Ø заклеивание (обучение с младшей группы);

Ø склеивание (обучение с младшей группы);

Ø пришивание (обучение со старших групп);

Ø прокалывание (обучение со старших групп);

Ø закручивание (обучение со старших групп);

Ø зажимание (обучение со средней группы);

Ø сминание (обучение с раннего возраста);

Ø сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возраста);

Ø сложение (обучение с младшей группы);

Ø разворачивание (сворачивание);

Ø скручивание (раскручивание);

Ø обматывание (обучение со старших групп);

Ø примазывание (обучение с младшей группы).

 

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. В процессе создания конструкций из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций). При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить свои знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объёмными формами. Здесь дети осваивают приёмы работы с бумагой, которые они в последствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путём сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объёмную форму.

Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребёнка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте, позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ.

В конструировании могут использоваться и готовые формы, в зависимости от задач обучения.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребёнок прежде чем выполнить постройку, сначала представляет её (мысленно или на основе имеющейся схемы, картинки), продумывает форму его частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе самого конструирования ребёнок может вносить коррективы, добавлять не запланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

 

Особенности организации конструирования в группах раннего возраста.

Задачи.

Образовательные:

1.Познакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой).

2.Познакомить с объёмными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), входящими в состав строительных наборов или конструкторов.

3.Учить размещать в пространстве различные геометрически тела.

4.Учить выделять геометрические формы в знакомых объектах.

5.Познакомить с приёмами, используемыми в конструировании.

6.Учить экспериментировать с бумагой, природным, бросовым материалами в процессе создания элементарных поделок.

7.Учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины).

8.Учить выделять знакомые образы в постройках и поделках.

Развивающие:

1.Формировать чувство формы при создании элементарных построек и поделок.

2.Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

3.Способствовать развитию внимания, памяти.

4.Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.

Воспитательные:

1.Вызвать интерес к конструктивному экспериментированию.

2.Воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструкции, характеристики.

3.Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.

Организация:

Конструирование детей раннего возраста напоминает игру-экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. Трехмерный объём продуктов конструирования даёт возможность детям более тщательно обследовать все детали, из которых планируется создавать конструкцию.

В процессе обучения, где ведущим методом является игра, целесообразно не просто демонстрировать различные фигурки, но и как можно чаще называть, давать им образную характеристику, которая помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в собственный замысел. Важно активизировать все анализаторы, с целью формирования более полного представления о конструировании.

В раннем возрасте дети, начиная с 1-го года, дети способны идентифицировать геометрические формы, не называя их, но выделяя задаваемую форму из множества других. Данный факт свидетельствует о том, что объемные геометрические тела, не только могут предметами манипуляции и игры детей в этом возрасте, но объектом изучения. Умение выделять форму, а в последующем и называть её облегчает процесс обучения конструированию на более поздних этапах, где педагогу не нужно будет вести подготовку в двух направлениях: ознакомление с формами и формирование умения создавать из них различные постройки. В этом случае педагог может использовать словесную инструкцию, с указанием на необходимые формы, а не подробный показ, поясняя значение выбора определённых форм для конкретной постройки. Ведь дети уже оказываются подготовленными к работе с этими формами, поскольку знают их свойства и признаки. Больше времени остаётся на сам процесс творческого конструирования. Не стоит облегчать то, что и так просто. Как показывает практика, в игре дети приобретают множественные умения, которые мы, взрослые, не всегда разумно используем для их творческого становления. Мы всё время опасаемся, что дети не поймут, не смогут, не справятся. Но при этом мы даже иногда и не пробуем дать им то, в чём они так нуждаются. Зачастую чтобы уложиться во времени, отведённом на занятие, мы стареемся сократить до минимума деятельность ребёнка, а это кардинально неверный подход. Не стоит жертвовать возможностью сформировать какое-то умение ради эффектности поделки. Пусть конструкция (поделка) первоначально будет иметь корявый вид, мало чем напоминающий, может быть, реальный объект, но зато она будет свидетельствовать о том пути, который ребёнок прошёл. И здесь важно подчеркнуть его достижения, указав на перспективу дальнейшего движения.

 

2. Конспект НОД

(непрерывной образовательной деятельности)

Возраст детей

Образовательная область (назвать из перечисленных далее основную образовательную область):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Вид конкретной детской деятельности (рисование, посадка, наблюдение, конструирование, пересказ, игра и т.п.) с названием темы:

Задачи (в основной области деятельности):

Интеграция образовательных областей (назвать 1 - 2 области и сформулировать задачи).

Включить:

· Предварительная работа

· Оборудование и материал

· Организация детей

· Ход НОД:

I часть – Организационная (постановка цели перед детьми, мотивация предстоящей деятельности).

II часть – Основная (решение поставленных задач). Могут быть подчасти.

III часть – Заключительная (подведение итогов, закрепление, обобщение).

Практический блок (инструкции и рекомендации к выполнению практических заданий, задания на закрепление изученного материала, формирование и развитие умений, выполнение проектных и/или исследовательских работ и.)др

1. Изучить представленный теоретический материал.

2. Выбрать из интернет -источников конспект игры - занятия по конструированию в ДОУ в группах раннего возраста и проанализировать его.

3. Составить перечень материалов и оборудования по конструированию по разным источникам (использовать 2-3 интернет-источника, источники указать в подборке).

Форма предъявления:

1. Готовый конспект по конструированию в раннем возрасте (с указанием автора)

2. Подробный анализ конспекта с рекомендациями (печатный вариант).

3. Конспект и анализ в 1 файле!

4. Перечень материалов к конструированию в ДОУ (печатный вариант)

5. В названии отправления (файл а) чётко указать группу, фамилию, дату урока.

6. Материалы высылать по адресу kolesovasvetlana474@gmail.com

7. Срок сдачи материала — 16. 04. 2020

Критерии оценки работ

Оценка 5 «отлично» ставится, если:

  • выполнены все задания
  • задания выполнены в полном объёме и правильно
  • оформление соответствует эстетическим требованиям
  • материал представлен логично, чётко, последовательно, без ошибок
  • материал сдан в указанные сроки

Оценка 4 «хорошо» ставится, если:

  • выполнены все задания
  • задания выполнены с незначительными недоделками или неточностями
  • оформление соответствует эстетическим требованиям
  • материал представлен логично и последовательно, с небольшим количеством (1-2) ошибок.
  • материал сдан на следующий день после назначенного срока.

Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если:

  • задания выполнены частично
  • оформление не соответствует эстетическим требованиям
  • при выполнении задания допущены ошибки
  • сроки сдачи материала нарушены на 2-3 дня

Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если материал сдан с существенной задержкой и нарушением требований или не сдан вообще.

Рекомендации

Уважаемые студенты, выполняйте выданные вам задания по расписанию. Таким образом вам удастся пройти период дистанционного обучения без долгов.

Желаю всем здоровья!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: