Направления развития БРИКС




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА»

 

 

Факультет Дистанционного обучения

 

 

Эссе

По дисциплине «Торгово-экономические отношения России»

Торгово-экономические связи России с членами БРИКС.

 

 

Выполнила

Студентка 4 курса

Заочной формы обучения

Специальность «Финансы и кредит»

Барсегян Юлия Юрьевна

 

 

Москва 2017

Страны БРИКС

БРИКС – это платформа для развития диалога и сотрудничества между государствами-членами (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), которые в совокупности занимают 30 % суши и на долю которых приходится 43 % населения планеты, 21 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 17,3 % мировой торговли товарами, 12,7 % мировой торговли услугами2 и 45 % мирового сельскохозяйственного производства. Цель этой платформы – содействовать безопасности, процветанию и развитию в условиях многополярного, взаимосвязанного и глобализованного мира. Страны БРИКС представляют Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку, что обусловливает трансконтинентальное измерение их сотрудничества и придает ему особую ценность и значимость. БРИКС играет жизненно важную роль в мировой экономике с точки зрения общего объема производства, получения инвестиционного капитала и расширения потенциальных потребительских рынков. Первая министерская встреча в формате БРИК состоялась по предложению Президента России В.В. Путина 20 сентября 2006 г. «на полях» сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

16 мая 2008 г. по инициативе России в г. Екатеринбурге состоялась первая полноформатная встреча глав внешнеполитических ведомств БРИК, а
9 июля 2008 г., «на полях» саммита «Группы восьми» в г. Токио (Япония) - руководителей стран БРИК. Первый полноформатный саммит БРИК прошёл по предложению российской стороны 16 июня 2009 г. в г. Екатеринбурге.

Основу влияния БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, их значение как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов.

На долю БРИКС приходится около 27% мирового ВВП (по паритету покупательной способности национальных валют). Совокупное население государств БРИКС составляет 2,88 млрд. чел. (42% населения мира), территория – 26% земной суши.

Отношения между партнерами по БРИКС строятся на основе Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права, а также следующих принципов: открытость, прагматизм, солидарность, не блоковый характер, не направленность против третьих сторон. БРИКС – это яркий пример укрепления коллективных начал в мировых делах. Разные в культурно-цивилизационном отношении государства выстраивают свои отношения на принципах равноправия, строгого учёта интересов друг друга, взаимоуважения и открытости внешнему миру.

За короткий исторический срок объединение крупнейших развивающихся экономик — БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) стало ведущим фактором формирования многополярного баланса сил в мире, реформирования международной финансовой системы и развития диалога государств с формирующимися рынками. По итогам 2014 г. на страны БРИКС приходилось 43 % населения планеты, 21 % мирового ВВП, 17,3 % объёмов международной торговли, 12,7 % глобального рынка услуг, 20,5 % от общемирового объёма прямых иностранных инвестиций, 45 % мирового сельскохозяйственного производства. Однако замедление темпов экономического роста в странах — членах объединения в 2014– 2015 гг. породило критические оценки перспектив развития БРИКС, а также состоятельности его претензий на глобальное лидерство. Объективно мощным фактором, позволяющим задействовать производственный и научно-технический потенциал стран БРИКС для стимулирования роста национальных экономик является внешнеторговое взаимодействие между участниками объединения, которому до последнего времени уделялось весьма ограниченное внимание. В то же время структура экспорта государств–участников характеризуется наличием ряда отраслей, в которых отсутствует непосредственная конкуренция и возможна тесная технологическая кооперация между партерами

Цели и задачи БРИКС

Сотрудничество в рамках БРИКС призвано дополнить и укрепить существующие двусторонние и многосторонние связи между государствами-членами. Стратегия экономического партнерства БРИКС 3 База статистических данных "ФАО Стат"5 (далее – Стратегия БРИКС) будет способствовать укреплению экономического роста и повышению уровня конкурентоспособности экономик БРИКС на международной арене. Цели Стратегии БРИКС являются следующими: – расширение возможностей доступа на рынки и содействие развитию связей между рынками; – содействие взаимной торговле и инвестициям и создание благоприятной среды для инвесторов и предпринимателей во всех странах БРИКС; – расширение и диверсификация торгового и инвестиционного сотрудничества в целях повышения доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью в торговле между странами БРИКС; – углубление координации макроэкономической политики и повышение устойчивости к внешним экономическим потрясениям; – стремление к обеспечению инклюзивного экономического роста в целях искоренения бедности, решения проблемы безработицы и содействия социальной вовлеченности; – содействие обмену информацией через Виртуальный секретариат БРИКС и Платформу БРИКС для обмена экономической информацией, а также другие согласованные платформы; – консолидация усилий для обеспечения более качественного роста путем ускорения инновационного экономического развития, основанного на развитии новейших технологий и навыков, в целях создания экономики знаний; – наращивание дальнейшего взаимодействия и сотрудничества с государствами, не входящими в БРИКС, а также с международными организациями и форумами. Члены БРИКС 6 будут взаимодействовать с бизнес-сообществами своих стран в целях реализации Стратегии. Они будут содействовать налаживанию более тесного взаимодействия между бизнес-сообществами стран БРИКС.

Все члены БРИКС стремятся реформировать устаревшую финансово-экономическую систему мира, которая всё ещё не учитывает новую роль в глобальной экономике, которую уже сейчас играют страны БРИКС и другие государства с формирующимися рынками.

Принципиально важно то, что участники «пятёрки» привержены принципам международного права, стремятся укреплять центральную роль ООН и ее Совета Безопасности в вопросах поддержания мира и безопасности.

Экономики стран БРИКС взаимодополняемы. Этот фактор может быть с успехом использован для ускорения роста и модернизации экономик участников БРИКС, включая Россию.

Показателем заинтересованности партнеров в укреплении БРИКС является быстрый рост числа форматов взаимодействия. Всего их на данный момент 23. Вот основные: ежегодный саммит, неформальная встреча лидеров «на полях» встречи «Группы двадцати», встречи секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, министров торговли и экономики, министров финансов, здравоохранения, образования, науки и сельского хозяйства. Действуют четыре рабочих группы: по информационной безопасности, сельскому хозяйству, здравоохранению, науке и инновациям.

В целом успешно продвигаются переговоры о создании Банка развития и виртуального пула валютных резервов БРИКС. Согласованы их размеры – 100 млрд. долл. США для Банка и 100 млрд долл. для пула[7].

Главная задача сейчас – налаживание многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Только оно позволит в полной мере задействовать взаимодополняющий характер наших экономик, рынков и научно-технических потенциалов. Надо учитывать, что БРИКС – это почти три миллиарда потребителей.

Будущее БРИКС российская сторона видит в постепенном превращении его в один из ключевых элементов системы глобального управления миром. При этом Россия рассчитывает на широкий диалог и сотрудничество со странами с формирующейся рыночной экономикой и развивающимися странами.

К вопросу о расширении БРИКС российская сторона подходит взвешенно: сначала нужно отладить работу всех уже созданных механизмов диалога и сотрудничества, и лишь затем обсуждать варианты расширения альянса.

Россия обладает наилучшими показателями развитости инфраструктуры среди стран БРИКС, в том числе по доступу населения к мобильной связи (6-е место) и по доле заасфальтированных дорог (76,4%). Однако качество дорог и инфраструктуры для авиационного транспорта оставляет желать лучшего: Россия занимает 136-ю и 102-ю строчки в соответствующих рейтингах[8]. Отмечается, что около 60% федеральных и региональных автомобильных дорог не соответствуют нормативным стандартам. Транспортная инфраструктура в основном развита только в урбанизированных центрах, таких как Москва и Санкт-Петербург.

Направления развития БРИКС

Основным перспективным направлением развития БРИКС является создание Дорожной карты инвестиционного сотрудничества, которая может стимулировать активизацию других форм внешнеэкономического взаимодействия, прежде всего внешней торговли и промышленного и научно-технологического сотрудничества.

Целями Дорожной карты БРИКС должны стать[9]:

· определение приоритетных областей для инвестиционного сотрудничества;

· создание системы взаимных приоритетов и стимулов для реализации взаимных инвестиций и ликвидация существующих барьеров в этой области;

· координация действий и объединение усилий во взаимном инвестиционном сотрудничестве, расширение числа совместных двусторонних проектов и начало реализации многосторонних инвестиционных проектов;

· дополнение инвестиционного сотрудничества промышленной и научно-технологической кооперацией и другими формами, и направлениями взаимодействия;

· открытие «окон возможностей» для межгосударственных инвестиций предприятиям малого и среднего бизнеса, которые необходимо активней привлекать к реализации крупных взаимных проектов;

· расширение координации усилий при реализации инвестиционных проектов в третьих странах; а также

· создание институциональных предпосылок для инвестиционного сотрудничества.

15-16 октября 2016 года в Нью-Дели и Гоа прошли заседания рабочих групп и Делового совета БРИКС, где стороны договорились особое внимание уделять следующим направлениям:

сотрудничество с Новым банком развития (НБР) БРИКС;

В развитие этой темы в рамках деловой программы саммита БРИКС в октябре 2016 года прошли отдельные мероприятия с участием представителей НБР.

формирование пула инвестиционных проектов, которые поддержаны Деловым советом и рекомендованы для реализации с привлечением финансовых ресурсов НБР;

На данном этапе Деловым советом БРИКС прорабатывается Дорожная карта инвестиционного сотрудничества до 2020 года, а также производится отбор совместных проектных инициатив, предлагаемых для проработки отраслевыми рабочими группами.

необходимость оптимизации торговых режимов, внутренних стандартов, унификации тех-регламентов, снятия административных барьеров (в т.ч. визовых);

поддержка межрегиональных деловых связей;

Итоги работы Делового совета БРИКС, проектные предложения и инициативы рабочих групп, одобренные национальными частями, представлены в годовом отчете, который передается главам государств БРИКС в ходе традиционных встреч лидеров с Деловым советом на полях саммитов БРИКС.

Отчет о деятельности ДС БРИКС за 2015-2016 гг. был передан главам государств БРИКС на традиционной встрече с ними, которая состоялась 16 октября с.г. в Гоа.

В числе основных инициатив, предложенных Деловым советом для рассмотрения главам государств БРИКС:

1. Заключение многосторонних и двусторонних соглашений о социальном обеспечении иностранных работников из стран БРИКС.

2. Продвижение финансовой программы по поддержке устойчивого развития.

3. Обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

4. Развитие национальных финансовых рынков с использованием возможностей Нового банка развития.

5. Создание сети поддержки стартапов и предпринимателей, открывающих и развивающих бизнес в странах БРИКС.

6. Развитие взаиморасчетов в национальных валютах.

7. Развитие сотрудничества в области сельского хозяйства.

8. Развитие сотрудничества в сфере энергетики.

9. Укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества в области профессиональной подготовки кадров.

10. Сотрудничество стран БРИКС в производственном секторе с целью увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью во взаимном товарообороте.

11. Расширение взаимодействия в области упрощения торговых режимов с целью развития совместных торгово-экономических инициатив.

12. Создание специальной платформы (площадки для диалога) по стандартам и регламентации с целью реализации лучших практик стран БРИКС в области регуляции и стандартизации.

13. Предоставление Деловому совету БРИКС статуса наблюдателя в Новом банке развития.

14. Содействие развитию инвестиционного сотрудничества с целью расширения инвестиционного сотрудничества и снижения барьеров при осуществлении взаимных инвестиций между странами БРИКС.

15. Продолжить обсуждение ответственными ведомствами возможности создания рейтингового агентства БРИКС.

16. Привлечение представителей национальных центральных банков стран БРИКС к работе в рамках Делового совета БРИКС по проработке создания международной платежной системы стран БРИКС.

На настоящий момент в рамках действующего состава Делового совета БРИКС сложились прочные партнерские связи, обмен информацией осуществляется на регулярной основе, выработана единая позиция по ключевым вопросам, набирает обороты проектное сотрудничество.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: