Цель обучения | Содержание предмета | Результат обучения | ||||||||
Введение | ||||||||||
Познакомиться с целями и задачами изучения дисциплины «Основы инженерной графики» | Цель и задачи дисциплины. Общая характеристика разделов программы. Краткие сведения о развитии графики и роль стандартизации в повышении качества продукции и развитии научно – технического прогресса. Стандарты ЕСКД (общие сведения). Оснащение современных конструкторских бюро. Применение системы автоматизированного проектирования (САПР). Литература [1] c.4…5 | Высказывает общее определение о целях и задачах изучения дисциплины «Основы инженерной графики». | ||||||||
Раздел 1 Оформления чертежей | ||||||||||
Тема 1.1 Графическое оформление чертежей | ||||||||||
Дать понятие о ЕСКД, ознакомиться видами и формами чертежей | Единая система конструкторской документации. Стандарты ЕСКД. Общие правила выполнения чертежей. Литература [1] c.5…11 | Высказывает общее суждение о государственных стандартах на оформление чертежей. | ||||||||
Тема 1.2 Линии чертежа. Выполнение надписей | ||||||||||
Дать понятие о требованиях государственных стандартов к начертанию линий чертежа, выполнению надписей, выбору масштаба и формата. | Форматы. Линии. Шрифты чертёжные. Масштабы. Литература [1] c.11…24 | Должен знать: форматы чертежей (ГОСТ 2.301-68), основные надписи (ГОСТ 2.104-68), линии чертежей (ГОСТ 2.303-68), шрифты чертёжные (ГОСТ 2.304-81), масштабы (ГОСТ 2.302-68); Должен уметь: подготавливать лист определённого формата, выполнять рамку и основную надпись на чертеже линии чертежа согласно их назначению, заполнять основную надпись стандартным чертёжным шрифтом. Излагать требования государственных стандартов к начертанию линий чертежа и написанию букв и цифр, требования при выборе масштабов. | ||||||||
Контрольная работа № 1 лист 1 | ||||||||||
Научиться применять полученные знания при выполнении графической работы. | Вычерчивание линий. Заполнение основной надписи. Написание цифр. Слов и предложений. | Выполняет графическую работу в соответствии с требованиями государственных стандартов. | ||||||||
Тема 1.3 Приёмы вычерчивания контуров технических деталей | ||||||||||
На чертежах сформировать знание и умение по вычерчиванию контуров детали с применением различных геометрических построений. | Геометрические построения: деления отрезков прямых, углов и окружностей на равные части. Сопряжение прямых. Внешнее и внутреннее касание дуг. Сопряжение дуг с дугами. Понятие о лекальных кривых. Вычерчивание прямых по лекалу. Правила нанесения размеров. Литература [1] c.24…26, 32…39,42,48 | Излагает основные требования государственных стандартов при нанесении размеров. Выполняет различные геометрические построения и сопряжения. Должен знать: основные правила нанесения размеров (ГОСТ2.307-68), последовательность и правило построения сопряжений и лекальных кривых. Должен уметь: правильно выполнять основные геометрические построения: деление отрезков прямых, углов и окружностей на равные части, сопряжения, лекальные кривые, наносить размеры на чертеже детали простой формы. | ||||||||
Контрольная работа № 1 лист 1 | ||||||||||
Научиться применять полученные знания при вычерчивании контуров технических деталей. | Вычерчивание контура технической детали с делением окружности, с построением сопряжений, с нанесением размеров. | Выполняет графическую работу в соответствии с требованиями государственных стандартов. | ||||||||
Раздел 2 Основы начертательной геометрии и проекционное черчение | ||||||||||
Тема 2.1 Методы проецирования | ||||||||||
Сформировать представление о начертательной геометрии, её практическом значении, способах проецирования изображений изделий на чертежах. | Общие сведения о начертательной геометрии. Проецирование центральное и параллельное. Их основные свойства. Способы графического изображения при параллельном проецировании. Прямоугольное и косоугольное проецирование. Плоскости проекций, их обозначение. Координатный угол. Комплексный чертеж. Литература [1] c.50…53 | Высказывает общее суждение о начертательной геометрии и способах проецирования. | ||||||||
Тема 2.2 Точка и прямая | ||||||||||
Сформировать знание и умения по методам и видам проецирования по проецированию точки и отрезка прямой. | Проецирование точки на две и на три плоскости проекции. Координаты точки. Проекции точки на комплексном чертеже. Проецирование отрезка прямой на две и на три плоскости проекции. Отрезок прямой относительно плоскостей проекции. Относительное положение точки и прямой. Взаимное положение двух прямых. Литература [1] c.53…57 | Проецирует точки и отрезки прямых. Должен знать: методику образования комплексного чертежа точки, терминологию и обозначение элементов на комплексном чертеже, методику образования проекций отрезка прямой на комплексном чертеже, случаи расположения отрезка прямой в пространстве, терминологию и обозначение; Должен уметь: строить проекции точки по координатам, а также по двум заданным – третью; определить по комплексному чертежу положение точки в пространстве, выполнять комплексные чертежи отрезков прямых; определять по комплексному чертежу положение прямой в пространстве, их взаимное расположение. | ||||||||
Тема 2.3 Аксонометрические проекции | ||||||||||
Дать понятие об аксонометрических проекциях и их видах. Научить строить изображения геометрических тел в аксонометрических проекциях. | Общее понятие об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций. Аксонометрические оси. Показатели искажения. Изображение в аксонометрических проекциях плоских фигур, круга, геометрических тел. Литература [1] c.77…85 | Объясняет порядок изображения в аксонометрических проекциях плоских фигур и геометрических тел. Должен знать: виды аксонометрических проекций, показатели искажения по осям, правила построения изображений плоских и объёмных фигур; Должен уметь: выполнять аксонометрические проекции плоских фигур и геометрических тел. | ||||||||
Тема 2.4 Проекции геометрических тел | ||||||||||
Сформировать знания и умения по проецированию геометрических тел. | Проецирование геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса) и определение по чертежу положения их вершин, рёбер, граней, образующих. Построение проекций точек, принадлежащим поверхностям геометрических тел. Литература [1] c.85…90 | Вычерчивает проекции геометрических тел. Проводит подробный анализ проекций элементов геометрических тел. Должен знать: методику получения изображений геометрических тел на комплексном чертеже, способы нахождения недостающих проекций точек, принадлежащих поверхностям геометрических тел. | ||||||||
Контрольная работа № 1 лист 2 | ||||||||||
Научиться применять полученные знания при выполнении комплексных чертежей геометрических тел. | Построение комплексных чертежей геометрических тел, проекций точек, принадлежащих поверхностям заданных тел. Нанесение размеров. | Выполнять комплексный чертёж геометрических тел, находить недостающие проекции точек, принадлежащих поверхностям заданных тел. | ||||||||
Тема 2.5 Пересечение поверхностей геометрических тел плоскостями | ||||||||||
Дать понятие о пересечении геометричес ких тел проецирующими плоскостями. Сформировать знания по выполнению комплексного чертежа и построению аксонометрической проекции усечённых геометрических тел. | Понятие о сечении. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Изображение усечённых геометрических тел в аксонометрических проекциях. Построение натуральной величины фигуры сечения. Литература [1] c.95…100 | Излагает последовательность выполнения комплексного чертежа и аксонометрической проекции усечённых геометрических тел. Должен знать: определение сечений; методы нахождения натуральной величины фигуры сечения; последовательность вычерчивания проекций усечённых геометрических тел, развёрток их поверхностей. Должен уметь: выполнять комплексные чертежи усечённых геометрических тел, практически применять способы преобразования проекций; строить развёртку поверхности усечённого геометрического тела и его аксонометрическую проекцию. | ||||||||
Контрольная работа № 1 лист 3 | ||||||||||
Научиться применять полученные знания при выполнении комплексного чертежа, развёртки поверхности и аксонометрической проекции усечённого геометрического тела. | Построение комплексного чертежа усечённого геометрического тела, действительной величины фигуры сечения, развёртки поверхностей и аксонометрической проекции усечённого тела. | Выполняет комплексный чертёж, развёртку поверхности и аксонометрическую проекцию усечённого геометрического тела. | ||||||||
Тема 2.6 Проекционное черчение. Элементы технического рисования | ||||||||||
Сформировать знания по выполнению комплексного чертежа модели. Дать понятие о техническом рисунке, правилах его выполнения. | Анализ формы модели как сочетание простых геометрических тел. Построение третьей проекции модели по двум данным. Назначение технического рисунка. Техника зарисовки геометрических тел. Придание рисунку рельефности. | Излагает последовательность выполнения комплексного чертежа модели. Объясняет отличие технического рисунка от чертежа, правила выполнения технического рисунка. Выполняет технические рисунки простых геометрических тел и моделей. | ||||||||
Раздел 3 Основы технического черчения | ||||||||||
Тема 3.1 Общие правила выполнения чертежей | ||||||||||
Дать общие сведения о машиностроительных чертежах, их особенностях. Дать понятие о видах изделия, о видах конструкторских документов. | ЕСКД. Виды изделий, виды конструкторских документов. Основные задачи стандартизации и стандартов в технике. Обзор стандартов ЕСКД, изучаемых в данном разделе. Литература [1] c.11…12, 137…140 | Высказывает общее определение о видах изделия и конструкторских документов. | ||||||||
Тема 3.2. Изображения - виды, разрезы, сечения | ||||||||||
Сформировать знания и умения о правилах изображения предметов на чертежах (ГОСТ 2.305-68. «Изображения – виды, разрезы, сечения»). | Виды: основные, местные, дополнительные. Их расположение и обозначение. Разрезы простые: фронтальные, горизонтальные, профильные, наклонные. Местные разрезы. Разрезы сложные: ломаные и ступенчатые. Расположение и обозначение их на чертежах. Сечения вынесенные и наложенные. Их обозначение. Надписи. Графическое обозначение материалов в сечениях. Выносные элементы. Условности и упрощения. Упражнение: 1. Выполнение простых и сложных разрезов. Литература [1] c.128…144 | Излагает правила изображения предметов на чертежах в соответствии с требованиями государственных стандартов. Выполняет комплексный чертёж по модели, по аксонометрической проекции, выполняет третий вид по двум заданным. Выполняет разрезы простые и сложные и сечения на чертежах деталей. Должен знать: систему расположения видов (основных, местных и дополнительных) на чертеже; правила построения простых и сложных разрезов, сечений, выносных элементов; обозначение видов, разрезов, сечений и выносных элементов; условности и упрощения на чертежах при выполнении изображений; Должен уметь: по заданным изображениям детали без резьбы строить необходимые виды, разрезы, сечения, выносные элементы. | ||||||||
Контрольная работа № 1 лист 4 | ||||||||||
Закрепить умения по выполнению комплексного чертежа модели с применением простых разрезов. | Построение комплексного чертежа модели с применением простых разрезов, нанесение размеров. | Выполняет комплексные чертежи модели с применением простых разрезов. | ||||||||
Тема 3.3 Изображение и обозначение резьб | ||||||||||
Сформировать знание и умение о правилах изображения и нанесения обозначения резьбы в соответствии с государственными стандартами. | Виды изделий с винтовой поверхностью. Винтовая линия: образование, направление, шаг, ход. Условное изображение резьбы. Различные профили резьб. Стандартные резьбовые крепёжные детали и их условное обозначение. Литература [1] c.159…170 | Излагает правила изображения и обозначения резьб. Выполняет задание по изображению и обозначению резьб. Должен знать: типы резьб, изображение и обозначение резьб на чертеже. Должен уметь: изображать и обозначать резьбу, определять тип и размер резьбы. | ||||||||
Тема 3.4 Эскизы и чертежи деталей | ||||||||||
Сформировать знания и умения о назначении, требованиях и последовательности составления эскиза и рабочего чертежа детали. | Назначение эскиза и чертежа детали. Конструкция детали и ее элементов. Последовательность составления эскиза детали. Приемы обмера деталей. Назначение размеров. Порядок выполнения чертежей детали по данным ее эскиза. Литература [1] c.170…188 | Излагает требования и последовательность составления эскиза и рабочего чертежа детали. Должен знать: назначение эскиза детали и рабочего чертежа, различие между эскизом и рабочим чертежом, последовательность выполнения эскиза, содержание рабочего чертежа детали и требования ГОСТов ЕСКД по его оформлению, способы постановки размеров. Должен уметь: выполнять эскизы и чертежи деталей, пользоваться мерительным инструментом, справочной литературой. | ||||||||
Тема 3.5 Соединения разъемные и неразъемные | ||||||||||
Сформировать понятие о разъемных и неразъемных соединениях деталей, их назначении, об условностях их изображения на чертежах. | Соединения разъемные и неразъемные. Резьбовые разъемные соединения, условности их изображения. Изображение неразъемных соединений, выполненных сваркой, пайкой, склеиванием. Условности их изображения. Литература [1] c.202…213, 168…169 | Излагает правила выполнения чертежей разъемных и неразъемных соединений. Дожжен знать: виды разъемных и неразъемных соединений, их назначение, условности и упрощения, применяемые при оформлении чертежей резьбовыми крепёжными деталями. Должен уметь: выполнять и читать чертежи резьбовых соединений (болтового, винтового, шпилечного) деталей с использованием упрощений. | ||||||||
Контрольная работа №1. Лист 5 | ||||||||||
Научиться применять полученные знания при выполнении чертежа резьбового соединения. | Выполнения чертежа резьбового соединения, оформленного как сборочный чертеж. | Выполняет чертежи упрощенных изображений резьбовых соединений. | ||||||||
Тема 3.6 Сборочный чертеж | ||||||||||
Сформировать понятие о правилах выполнения сборочного чертежа и чертежа общего вида. | Чертеж общего вида, его назначение и содержание. Сборочный чертеж, его назначение и содержание. Упрощения на сборочных чертежах. Требования, предъявляемые к сборочным чертежам. Спецификация. Основная надпись, графы и разделы. Порядок заполнения спецификации. Литература [1] c.240…243, 246…255 | Излагает правила выполнения сборочного чертежа и чертежа общего вида. Должен знать: определение и назначение сборочного чертежа, порядок его выполнения и особенности выполнения; назначение спецификации, порядок ее заполнения; условности упрощения на сборочных чертежах. Должен уметь: выполнять сборочные чертежи, заполнять спецификацию, читать чертежи общих видов и сборочные чертежи. | ||||||||
Контрольная работа №1. Лист 5 | ||||||||||
Научиться применять полученные знания при выполнении спецификации. | Вычерчивание и заполнение спецификации к листу 5 «Соединение резьбовое». | Оформляет спецификацию. | ||||||||
Тема 3.7 Чтение сборочных чертежей | ||||||||||
Дать понятие о чтении сборочных чертежей. Сформировать знания изучения о последовательности и правилах выполнения рабочего чертежа детали по сборочному чертежу. | Последовательность чтения сборочного чертежа. Последовательность деталирования: выбор главного вида, количества изображений, формата, масштаба. Увязка сопрягаемых размеров при выполнении рабочих чертежей деталей. Литература [1] c.263…265 | Излагает правила и последовательность выполнения рабочего чертежа детали по сборочному чертежу. Дожжен знать: порядок чтения сборочных чертежей, последовательность деталирования сборочного чертежа. Должен уметь: читать сборочные чертежи и деталировать их. | ||||||||
Раздел 4 Строительное черчение | ||||||||||
Тема 4.1 Строительные чертежи. Элементы конструкций | ||||||||||
Ознакомить с особенностями строительных чертежей. | Стадии проектирования строительного объекта. Единая модульная система (ЕМС). Особенности строительных чертежей. Марки отдельных частей рабочих строительных чертежей. Основные конструктивные элементы здания. Литература [1] c.301…305 | Называет особенности строительных чертежей. | ||||||||
Тема 4.2 Выполнение и чтение строительных чертежей | ||||||||||
Сформировать понятие об изображениях, применяемых на строительных чертежах. Научить читать строительные чертежи, выполнять чертежи планов и разрезов. | Оформление строительных чертежей. Условные изображения и обозначения, применяемые на строительных чертежах (обозначение оконных и дверных проемов, оконных переплетов, дверей и ворот, лестниц, подъемно-транспортного оборудования и т.п.). Вычерчивание планов, разделов и фасадов зданий. Чтение чертежей строительных конструкций из металла, железобетона и дерева. Чертежи санитарно-технических устройств. Литература [1] c.305…308 | Излагает основные правила построения планов производственных зданий. Выполняет фрагменты планировки производственного здания. | ||||||||
Раздел 5 Чертежи и схемы по специальности | ||||||||||
Тема 5.1 Общие сведения о схемах | ||||||||||
Ознакомить с классификацией схем. Сформировать понятие о видах и типах схем. | Виды и типы схем. Код схем. Общие требования к выполнению схем. Особенности оформления основной надписи для схем. Литература [1] c.290…295 | Излагает общие сведения о классификации схем, их типах и видах. Формулирует основные правила выполнения схем. | ||||||||
Тема 5.2 Условные графические обозначения в схемах | ||||||||||
Научить читать и наносить условные графические обозначения на схемах. | Стандарты 7-й группы ЕСКД. Построение условных графических обозначений для электрических схем. Литература [1] c.300…301 | Читает и выполняет условные графические обозначения на схемах. | ||||||||
Тема 5.3. Схемы электрические структурные и функциональные. | ||||||||||
Сформировать понятие о видах схем. Ознакомить с правилами выполнения электрических структурных и функциональных схем. | Виды схем. Правила выполнения электрических структурных схем. Правила выполнения электрических функциональных схем. Литература [1] c.300…301 | Излагает сведения и видах схем. Формулирует правила выполнения электрических структурных и функциональных схем. | ||||||||
Тема 5.4. Схемы электрические принципиальные. | ||||||||||
Ознакомить с правилами выполнения электрических принципиальных схем. Научить читать и выполнять электрические принципиальные схемы. | Правила выполнения электрических принципиальных схем и перечня элементов. Буквенно-цифровые позиционные обозначения на электрической принципиальной схеме. Особенности составления перечня элементов. Правила заполнения основной надписи для электрической принципиальной схемы и перечня элементов к ней. Литература [1] c.300…301 | Формулирует правила выполнения электрических принципиальных схем и перечня элементов. Выполняет чертежи схем и читает схемы по специальности. | ||||||||
Контрольная работа №1. Лист 6 | ||||||||||
Научить выполнять электрические принципиальные схемы и наносить условные обозначения | Выполнение чертежа электрической принципиальной схемы. | Выполняет электрическую принципиальную схему, наносит и читает условные обозначения на схемах. | ||||||||
Обязательная контрольная работа | ||||||||||
Выполнение чертежа электрической принципиальной схемы. | Выполняет чертеж электрической принципиальной схемы. | |||||||||
Основная форма изучения дисциплины «Основы инженерной графики» – самостоятельная работа с учебной и учебно–методической литературой, решение задач, выполнение контрольных работ.
В помощь учащимся заочной формы обучения предусмотрены:
- лекции, практические занятия во время сессии;
- консультации по расписанию преподавателя инженерной графики;
- рецензирование контрольных работ.
Защита контрольных работ производится во время консультаций.
За период изучения курса инженерной графики выполняется одна домашняя контрольная работа.
Условия задач контрольной работы № 1 индивидуальные. Они представлены в вариантах. Учащийся выполняет тот вариант, номер которого соответствует шифру в учебном журнале.
Перед выполнением графических работ по отдельным темам необходимо изучить материал соответствующего раздела учебника, а также ознакомиться с требованиями стандартов ЕСКД, относящихся к данной работе.