Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Опрос и его виды. Наблюдение. Эксперимент и его виды. Проективные методы.




Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных методов. Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу представляет совокупность приёмов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

Методы психолого-педагогических исследований – методы, при помощи которых получают надежные и достоверные знания о психологических явлени­ях. Основные группы М. следующие: методы наблюде­ния, методы опроса, объективные методы, психологические тесты, экспериментальные методы, технические методы, ма­тематические методы.

Методы наблюдения основаны на не­посредственном восприятии и оценке самих психических яв­лений или признаков, в которых эти явления проявляются.

Методы опроса базируются на использовании ответов людей для выводов об их психологии.

Объективными называют методы, при помощи которых о психологических явлениях судят на основе физических, физиологических и других объективных признаков, функционально связанных с соот­ветствующими психическими явлениями, которые можно объективно оценивать.

Тесты – это разновидность методов, отличающихся особой тщательностью разработки и точнос­тью оценки психических явлений.

Экспериментальными на­зывают методы исследования, в которых для получения зна­ний о психических явлениях используется эксперимент.

Технические – это методы, предполагающие применение тех или иных технических средств, приборов, устройств для изучения психических явлений.

Математические методы ос­нованы на использовании математического аппарата для представления и изучения психических явлений.

Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное.

При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с её мысленной репрезентацией – представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.

 

Опрос и его виды. Суть метода сводится к форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой – исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования (письменный опрос) и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида.

Интервью – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на заранее сформулированные вопросы.

По цели выделяют (Н. В. Кузьмина):

- интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий;

- интервью документальное, связанное с установлением фактов.

Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов. Преимущество анкетирования состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть ста­тистически обработаны. В педагогической практике анкеты при­меняются достаточно широко, но необходимо помнить, что по­лучение надежных и достоверных фактов требует профессио­нальных знаний от составителей анкет. Плохо составленная ан­кета не только не дает достоверной информации, но и компро­метирует сам метод. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при ан­кетировании данные намечают направления дальнейшего изуче­ния личности или группы.

Для получения более достоверной инфор­мации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психо­логии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.

Опросники могут быть:

- открытого типа (ответ формулирует опрашиваемый);

- полузакрытого типа (выбрать ответ из предложенных вариантов или сформулировать свой);

- закрытого типа (да-нет).

Вопросы должны быть взаимосвязаны и частично перекрывать друг друга, что позволит проверить достоверность ответов. Анкета часто включает общие данные (пол, возраст, профессия…).

+ Возможность опросить большое количество людей.

Вероятность погрешности, неискренних ответов.

Метод наблюдения – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с це­лью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблю­дение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторо­на деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Успешность наблюдения и объяснения его результатов в ко­нечном счете зависит от состояния знаний в исследуемой облас­ти. На основе определенного понимания природы изучаемого явления выдвигается гипотеза о его зависимости от конкретных факторов, от их проявления во внешнем поведении. Гипотеза проверяется в ходе наблюдения и может подтверждаться, уточ­няться, опровергаться.

Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду тре­бований:

- должно быть избирательным, т.е. исходить из чет­ко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучае­мой реальности;

- должно быть плановым и система­тическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на про­тяжении определенного периода времени;

- важно как можно бо­лее подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходи­ма полнота наблюдения.

Виды наблюдений:

- по признаку «временной организации»: непрерывное, дискретное;

- по объёму: широкое (за группой или процессом в целом), у зкоспециальное (отдельные стороны явления);

- по типу связи наблюдателя и наблюдаемого: включённое (исследователь как участник деятельности), невключённое (позиция исследователя открыта)

Объективность метода наблюдения повышается, если испытуемые не знают, что за ними наблюдают, и ведут себя естественно, как в обычных условиях, т. е. эффекта отсутствия ис­следователя (видеомагнитофон, наблюдение с использованием «зеркала Гезелла»).

+ Н. позволяет изучить предмет в его целостности, в его естественном функционировании, в его живых, многогранных связях и проявлениях.

Н. не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать ситуации, делать точные замеры. Принципиальная трудность объективного наблюдения в психологии связана с однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов поведения в психологических по­нятиях. На результатах наблюдения в существенной степени ска­зывается уровень опыта и квалификация наблюдателя. Иначе го­воря, внешнее наблюдение может быть объективным в отноше­нии систематической и полной регистрации поведенческих фак­тов, но субъективным при их психологическом истолковании. Отмеченную трудность можно преодолеть путем использования других объективных методов психологии.

Эксперимент – это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность её изменять, варьировать её условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления.

С.Л.Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента:

- исследователь сам вы­зывает изучаемое им явление;

- экспериментатор может варьировать, изменять усло­вия протекания и проявления изучаемого процесса;

- в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные свя­зи, определяющие изучаемый процесс;

- эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотноше­ние условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Выделяют три вида психологического эксперимента: ла­бораторный, естественный и формирующий (психолого-педа­гогический).

Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры

Первоначальным объектом лабораторного эксперимента в психологии выступили элементарные психические процессы: ощущения, восприятия, скорость реакции. Отличительной осо­бенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Большого совершенства в использовании лабораторного экспе­римента достигла когнитивная психология, изучающая позна­вательные процессы человека. Познавательные процессы со­ставили основную область лабораторных исследований психо­логии человека.

Научную объективность и практическую значимость получаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусст­венность создаваемых условий. Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от реальных жизненных условий испытуемого, так и с невозможностью фиксировать характер влияния экспериментатора на испытуемого. Возникает проблема переноса полученных в лаборатории данных на реальные условия жизнедеятельности человека.

Естественный психологический эксперимент (А.Ф.Лазурский) снимает отме­ченные ограничения лабораторного эксперимента.

Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий. Воздействие исследователя, основанное на гипотезе, осуществляется в привычных условиях деятельности или поведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте не подозревают, что выступают в роли испытуемых.

Формирующий эксперимент – это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса.

На основе предварительного теоретического анализа закономерностей психического развития детей определённого возраста либо условий и характера формирования важнейших человеческих способностей гипотетическая модель становления изучаемых способностей в специально проектируемых условиях, как правило, в экспери­ментальных классах или школах.

В формирующем эксперименте сам педагогический процесс становится экс­периментальным.

Формирующий эксперимент – основной метод отечественной педагогической психологии. Его достоинствами являются ориентация на развитие учащегося в образовательном процессе, теоретическая обоснованность экспериментальной модели организации этого процесса, длительность исследования, гарантирующая обоснованность и надежность получаемых данных.

Важным достоинством формирующего эксперимента являет­ся новый тип научности в педагогической практике – проектно-программный, в центре внимания которого находится не столько изучение того, что есть, что сложилось и существует, сколько построение, создание возможного будущего, перспективного. Непременным условием развертывания формирующего психолого-педагогического эксперимента является предвидение, возможных последствий, ответственность исследователей за ход и результаты эксперимента, за участвующих в нём субъектов (этапы – см. дипломную работу).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: