Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных методов. Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу представляет совокупность приёмов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.
Методы психолого-педагогических исследований – методы, при помощи которых получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Основные группы М. следующие: методы наблюдения, методы опроса, объективные методы, психологические тесты, экспериментальные методы, технические методы, математические методы.
Методы наблюдения основаны на непосредственном восприятии и оценке самих психических явлений или признаков, в которых эти явления проявляются.
Методы опроса базируются на использовании ответов людей для выводов об их психологии.
Объективными называют методы, при помощи которых о психологических явлениях судят на основе физических, физиологических и других объективных признаков, функционально связанных с соответствующими психическими явлениями, которые можно объективно оценивать.
Тесты – это разновидность методов, отличающихся особой тщательностью разработки и точностью оценки психических явлений.
Экспериментальными называют методы исследования, в которых для получения знаний о психических явлениях используется эксперимент.
Технические – это методы, предполагающие применение тех или иных технических средств, приборов, устройств для изучения психических явлений.
Математические методы основаны на использовании математического аппарата для представления и изучения психических явлений.
Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное.
При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с её мысленной репрезентацией – представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.
Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.
Опрос и его виды. Суть метода сводится к форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой – исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.
Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования (письменный опрос) и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида.
Интервью – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на заранее сформулированные вопросы.
По цели выделяют (Н. В. Кузьмина):
- интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий;
- интервью документальное, связанное с установлением фактов.
Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов. Преимущество анкетирования состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В педагогической практике анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной информации, но и компрометирует сам метод. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.
Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.
Опросники могут быть:
- открытого типа (ответ формулирует опрашиваемый);
- полузакрытого типа (выбрать ответ из предложенных вариантов или сформулировать свой);
- закрытого типа (да-нет).
Вопросы должны быть взаимосвязаны и частично перекрывать друг друга, что позволит проверить достоверность ответов. Анкета часто включает общие данные (пол, возраст, профессия…).
+ Возможность опросить большое количество людей.
– Вероятность погрешности, неискренних ответов.
Метод наблюдения – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.
Успешность наблюдения и объяснения его результатов в конечном счете зависит от состояния знаний в исследуемой области. На основе определенного понимания природы изучаемого явления выдвигается гипотеза о его зависимости от конкретных факторов, от их проявления во внешнем поведении. Гипотеза проверяется в ходе наблюдения и может подтверждаться, уточняться, опровергаться.
Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований:
- должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности;
- должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени;
- важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходима полнота наблюдения.
Виды наблюдений:
- по признаку «временной организации»: непрерывное, дискретное;
- по объёму: широкое (за группой или процессом в целом), у зкоспециальное (отдельные стороны явления);
- по типу связи наблюдателя и наблюдаемого: включённое (исследователь как участник деятельности), невключённое (позиция исследователя открыта)
Объективность метода наблюдения повышается, если испытуемые не знают, что за ними наблюдают, и ведут себя естественно, как в обычных условиях, т. е. эффекта отсутствия исследователя (видеомагнитофон, наблюдение с использованием «зеркала Гезелла»).
+ Н. позволяет изучить предмет в его целостности, в его естественном функционировании, в его живых, многогранных связях и проявлениях.
– Н. не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать ситуации, делать точные замеры. Принципиальная трудность объективного наблюдения в психологии связана с однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов поведения в психологических понятиях. На результатах наблюдения в существенной степени сказывается уровень опыта и квалификация наблюдателя. Иначе говоря, внешнее наблюдение может быть объективным в отношении систематической и полной регистрации поведенческих фактов, но субъективным при их психологическом истолковании. Отмеченную трудность можно преодолеть путем использования других объективных методов психологии.
Эксперимент – это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность её изменять, варьировать её условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления.
С.Л.Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента:
- исследователь сам вызывает изучаемое им явление;
- экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
- в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
- эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий (психолого-педагогический).
Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры
Первоначальным объектом лабораторного эксперимента в психологии выступили элементарные психические процессы: ощущения, восприятия, скорость реакции. Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Большого совершенства в использовании лабораторного эксперимента достигла когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человека. Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека.
Научную объективность и практическую значимость получаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых условий. Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от реальных жизненных условий испытуемого, так и с невозможностью фиксировать характер влияния экспериментатора на испытуемого. Возникает проблема переноса полученных в лаборатории данных на реальные условия жизнедеятельности человека.
Естественный психологический эксперимент (А.Ф.Лазурский) снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента.
Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий. Воздействие исследователя, основанное на гипотезе, осуществляется в привычных условиях деятельности или поведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте не подозревают, что выступают в роли испытуемых.
Формирующий эксперимент – это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса.
На основе предварительного теоретического анализа закономерностей психического развития детей определённого возраста либо условий и характера формирования важнейших человеческих способностей гипотетическая модель становления изучаемых способностей в специально проектируемых условиях, как правило, в экспериментальных классах или школах.
В формирующем эксперименте сам педагогический процесс становится экспериментальным.
Формирующий эксперимент – основной метод отечественной педагогической психологии. Его достоинствами являются ориентация на развитие учащегося в образовательном процессе, теоретическая обоснованность экспериментальной модели организации этого процесса, длительность исследования, гарантирующая обоснованность и надежность получаемых данных.
Важным достоинством формирующего эксперимента является новый тип научности в педагогической практике – проектно-программный, в центре внимания которого находится не столько изучение того, что есть, что сложилось и существует, сколько построение, создание возможного будущего, перспективного. Непременным условием развертывания формирующего психолого-педагогического эксперимента является предвидение, возможных последствий, ответственность исследователей за ход и результаты эксперимента, за участвующих в нём субъектов (этапы – см. дипломную работу).