Структуры и механизмы потребностей человека»




Сборник лекций по дисциплине: «Анатомия и физиология»

Для студентов II курса специальностей: 0401 «лечебное дело» повышенный уровень

0402 «акушерское дело» базовый уровень

0406 «сестринское дело» базовый уровень

 

Сборник лекций составлен в помощь студентам для подготовки к семинарам и практическим занятиям по дисциплине.

 

Автор: Кравчук Е.М. преподаватель высшей категории по дисциплине «Анатомия и физиология»

ГОУЗ «Камышинское медицинское училище № 2»

 

 

Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД протокол № ___ от «___»_________ 200 __г.

 

Утверждено на заседании Методического совета протокол № ___ от «___»_________ 200 __г.

 

 

Рецензенты:

Федосеева И.Н. заместитель главного врача по поликлинической работе МУЗ ГБ № 1;

врач невролог первой квалификационной категории

Бугрова Е.А. преподаватель высшей квалификационной категории ГОУЗ «КМУ № 2», врач

 

 

Рекомендовано для студентов и преподавателей медицинских училищ и колледжей Волгоградской области.

 

Пояснительная записка.

 

Учебное пособие «Сборник лекций по анатомии и физиологии» для студентов второго курса медицинских училищ и колледжей базового и повышенного уровня обучения по специальностям 0401 «Лечебное дело», 0406 «Сестринское дело» разработан в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения РФ и требованиями Государственного образовательного стандарта второго поколения.

В пособии в доступной для студентов форме изложен теоретический материал по дисциплине «Анатомия и физиология» в форме лекций. В логической последовательности рассматриваются вопросы введения в дисциплину, краткая историческая справка о развитии наук, даются основные понятия Международной анатомической номенклатуры, утвержденной на Лондонском анатомическом конгрессе в 1985 году, латинские и греческие названия органов и их частей, общие сведения о строении и функциях органов и систем человека. Рассматриваются вопросы о строении организма по всем девяти системам и параллельно с этим раскрываются физиологические процессы, идущие в данной системе и их влиянии на другие органы.

Курс лекций рассчитан на 68 часов, из них 36 часов изучается в третьем семестре и 32 часа – в четвертом. Включает следующие разделы:

· Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека.

· Цитология и гистология.

· Процесс движения.

· Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма.

· Процесс репродукции.

· Кровь.

· Процесс крово- и лимфоообращения.

· Процесс защиты организма от внешней и внутренней среды.

· Процесс дыхания.

· Процесс питания.

· Процесс терморегуляции.

· Процесс мочевыделения.

· Сенсорные системы.

Некоторые темы и отдельные вопросы в целях более доступного и наглядного изложения учебного материала представлены в виде таблиц и схем.

«Сборник лекций по анатомии и физиологии» рекомендован для использования студентами и преподавателями в процессе освоения дисциплины, ее понимания и приобретения глубоких, качественных знаний.

 

 

Введение.

 

Анатомия и физиология человека, – основные дисциплины теоретической и практической подготовки медицинских работников.

Анатомия (от греческого anаtemno – рассекаю) – наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было вскрытие (рассечение) трупов, откуда и происходит название науки.

Физиология (от греческого physis – природа, logos – наука) изучает процессы жизнедеятельности живого организма на разных структурных уровнях его развития от клетки до целостного организма, их взаимосвязь с постоянно меняющими условиями окружающей среды и при различных состояниях организма.

Медицинский работник не может изучать клинические дисциплины без знаний нормальной анатомии и физиологии, поэтому еще Вальтер сказал: «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины». Качество обучения медицинских сестер, акушерок и фельдшеров зависит не только от мастерства преподавания, технического оснащения учебных занятий, но и от наличия современных учебников по дисциплине и учебных пособий.

В данном сборнике систематизирован в соответствии с учебным календарно-тематическим планом и рабочими программами ГОС СПО лекционный материал по анатомии и физиологии, переработанный и адаптированный к восприятию студентов II курса медицинских училищ и колледжей, что способствует качественному усвоению учебного материала.

 

Раздел 1. Введение.

лекция № 1

Тема: «Анатомия и физиология как науки, изучающие

структуры и механизмы потребностей человека»

 

Человек – самое сложное, совершенное создание природы, является ее неотъемлемой составляющей. Человека можно рассматривать с двух позиций:

- Как биологическое существо с присущим ему определенным строением, имеющим отличительные качества от других биологических существ (прямохождение, верхние конечности – руки), живущее в социальной среде.

- Как биологическое существо, наделенное психикой (от греч. психэ – душа).

Организм человека – биологическая система, наделенная разумом. Организм человека имеет сложное многоуровневое строение. Тело состоит из взаимосвязанных сообществ – клеток, которые обладают основными свойствами живой материи: обменом веществ, способностью к размножению и чувствительностью. Клетки образуют ткани, из которых состоят органы. Орган (кости, мышцы, печень, сердце и т.д.) – часть организма, имеющий определенное строение, положение и выполняемую функцию. Все органы снабжены нервами, кровеносными и лимфатическими сосудами. Органы сходные по строению, функции и развитию объединяются в системы органов (пищеварительная, дыхательная, мочевая и др.). Все органы и системы органов взаимосвязаны анатомически и функционально и объединяются в единое целое – организм. Все системы организма работают совместно для создания внутренней стабильности. Единство обеспечивает нервная и эндокринная системы (нейрогуморальная регуляция функций). Организм обладает способностью к саморегуляции и адаптации, взаимодействует с окружающей средой, но поддерживает гомеостаз (постоянство внутренней среды). Он взаимодействует и с социальной средой, где важную роль играет II сигнальная система (открыта И.П.Павловым).

Чтобы жить, быть здоровым и счастливым, люди нуждаются в пище, воде, воздухе, общении, сне и т.п. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет в течение жизни. Обеспечиваются они функциями разных органов и систем. Заболевание органа или системы органов мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту. Потребность – это нужда организма в чем-то, что лежит вне его, но при этом является необходимым компонентом его жизнедеятельности. По происхождению потребности разделяют: естественные (биологические) и социальные (культурные). Здоровье человека определяется биологическими предпосылками, социальными условиями и взаимодействием организма с окружающей средой. Культуру здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не принося вреда своему организму.

 

 


В 1943 г. американский психолог Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих поведение человека. По его теории, одни потребности более существенны, другие – менее. Это позволило их классифицировать и изобразить в виде пирамиды. В основании он поставил физиологические потребности, т.к. они являются фундаментом жизнедеятельности.

В России эта теория популярна и ее используют при изучении ОСД (основы сестринского дела).

Анатомия и физиология изучают структуры и механизмы обеспечения потребностей человека.


Анатомия человека (от греч. anatemno – рассекаю) – наука, изучающая форму и строение тела человека, всех его частей и органов в связи с их функцией, развитием, влиянием условий внешней среды.

На современном этапе различают описательную, систематическую, топографическую, пластическую, функциональную, сравнительную и возрастную анатомию.

Методы изучения анатомии (антропометрия, препарирование, последовательное рассечение трупов, рентгенологический, метод инъекции, метод окраски, стереоморфологический, метод просветления, метод коррозии, пальпация, перкуссия, аускультация и т. д.) позволяют определить форму, строение, величину и положение отдельных частей тела и органов. Рассечение трупов для исследования – основной метод анатомии. Он дает ответы на вопрос: «Как устроен организм?»

Физиология (от греч. physis – природа и loqos – наука) – изучает функции, а именно процессы жизнедеятельности организма, его органов, тканей, клеток и структурных элементов клетки, а также развитие функций и их взаимосвязи и изменения в разных условиях внешней среды и различных состояниях организма.

Физиологию делят на: общую, сравнительную, частную.

Основные методы физиологии – наблюдение и эксперимент (острый и хронический) с использованием физических, химических и технических методов. Их применение дает информацию о сложнейших процессах, происходящих в организме.

Анатомия и физиология – науки, изучающие обеспечение потребностей здорового человека, называются нормальная анатомия и нормальная физиология, а наука, изучающая больного – патологическая анатомия и патологическая физиология. Нормальная анатомия и физиология тесно связаны с науками: естественными, биологическими и клиническими.

 

Историческая справка.

Анатомия одна из древнейших наук. В древнем Египте применяли бальзамирование трупов. Гиппократ (460-377г. до н.э.) собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека («Гиппократовы сборники»). Представители александрийской школы: Аристотель -384-322г. до н.э. (описал строение сердца, отличал нервы от сухожилий), Эразистрат (300-250г. до н.э.), Герофил - 304г. до н.э. (описал желудочки и оболочки мозга, 12-перстную кишку). По теории Клавдия Галена (131-210г. до н.э.) 13 веков обучали врачей. Произведение «Канон врачебной науки» Абу Али Ибн Сина (Авиценна) 980-1073г. н.э.) переиздавался полностью 40 раз в разных странах (в 1954-56г. впервые переведен на русский язык и издан в Ташкенте).

В средние века развитие науки затормозила религия. Выделялись лишь отдельные школы Франции, Италии. Леонардо да Винчи (1452-1519г.) первым начал препарировать трупы, сделал анатомические рисунки с пояснительными записками, дал классификацию мышц. Андрей Везалий (1514-1564г.) издал труд из 8-ми книг, где описал в системе скелет, мышцы, связки, сосуды, нервы, мозг, органы чувств («Анатомические таблицы», «О строении тела человека»). Фаллопий, Евстахий и Фабриций продолжили его исследования. Сервет описал малый круг кровообращения, Гарвей – большой круг кровообращения, Мальпиги обнаружил капилляры, Азелио – лимфатическую систему.

Анатомия в России получила развитие со времен Петра I. В 1725г. была создана Российская академия наук, где работал М.В.Ломоносов. Его последователи М.И.Шеин (автор первого русского анатомического атласа), А.М.Шумлянский, Е.О.Мухин (создал «Курс анатомии»), П.А.Загорский (воспитал школу анатомов) дальше развивали анатомическую науку. Н.И.Пирогов, создатель топографической анатомии, ввел новый метод исследования – последовательные распилы замороженных трупов. В.П.Воробьев впервые ввел новые методы макро- и микроскопии. Г.М. Иосифов значительно расширил знания по лимфатической системе, монография принесла ему мировую славу. Тонков – автор первого советского учебника по анатомии, выдержавшего шесть изданий, разработал учение о коллатеральном кровообращении.

Большой вклад в развитие физиологии внесли русские ученые И.П.Павлов (учение о высшей нервной деятельности, физиологии кровообращения и пищеварения), И.М.Сеченов (труд «Рефлексы головного мозга»), И.И.Мечников (открыл в 1882 г. явление фагоцитоза, за что получил Нобелевскую премию), Н.А.Введинский (создал учение о парабиозе), А.А.Ухтомский, К.М. Быков и др.

В настоящее время появились новые технологии и методы изучения, требующие совместной работы физиологов, морфологов, биохимиков, биофизиков, математиков, программистов и др. специалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: