Изучение фразеологии в начальных классах
Русский язык чрезвычайно богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами, которые делают нашу речь более яркой, точной, эмоциональной и выразительной. Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер нашего народа.
Фразеология широко представлена в круге детского чтения: подсчитано, что в литературных хрестоматиях типа «Родной речи» за 4 года дети встречают до 500 фразеологических единиц; их толкование часто дается в сносках. Над определением дети не работают, но признаки отмечают:
а) переносный смысл;
б) юмор, ирония;
в) образ.
На фразеологическом материале дети осмысливают переносное значение слов, образность языка, выразительность, нравственную позицию, юмористический эффект.
Определяя круг изучения образных выражений, необходимых для работы с младшими школьниками, прежде всего надо учитывать частотность их употребления в живой речи, наличие их в действующих учебниках и литературе для внеклассного чтения.
Система упражнений по работе с фразеологизмами в порядке нарастающей трудности
Упражнения, направленные на формирование умения видеть и слышать фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.
Найди фразеологизм и объясни его значение:
- Я не нашёл себе места и встал в проходе. Отец не находил себе места от волнения.
Найди фразеологизмы в тексте и объясни их значение:
- За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой - засучив рукава. (В. Викторов)
Упражнения, при выполнении которых, учащиеся наглядно убеждаются, что более образны тексты, содержащие фразеологизмы, обращают внимание на правильное употребление фразеологизмов в речи.
|
Сравнение текстов и предложений с фразеологизмами и без них.
Вместо точек вставь фразеологизм (при необходимости можно давать слова для справок):
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой:.
Замени подчёркнутые слова фразеологизмами (слова для справок):
- Случилась эта история очень давно.
- Дежурный устал от забот и теперь дремал, сидя за столом.
- Серёжа весь день бездельничал.
Упражнения, направленные на формирование умения правильно использовать фразеологизмы в речи, выбирать наиболее точные.
Подбери к данным фразеологизмам близкие по значению: со всех ног, не покладая рук, в двух шагах.
Подбери к данным фразеологизмам противоположные по значению: выйти из себя, кот наплакал, спустя рукава.
Игра «соедини антонимы стрелками»
спустя рукава | как из-под земли вырос |
как сквозь землю провалился | сломя голову |
рукой подать | не покладая рук |
сложа руки | хоть отбавляй |
черепашьим шагом | засучив рукава |
кот наплакал | в один голос |
кто в лес, кто по дрова | за тридевять земель |
Подбери фразеологизм, кратко выражающий основной смысл описанного.
Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки.)
На рисунке изображён нож (рука, нога, белка, гусь, уши:). Назовите фразеологизмы, в которых встречаются упоминания о данных предметах.
Распределите в 2 группы данные устойчивые выражения: во весь дух, сломя голову; во все лопатки; нога за ногу; со всех ног; одним махом; одна нога здесь, другая там; через час по чайной ложке.
|
- По какому признаку вы разделили выражения?
- Какое значение имеют фразеологизмы в 1 группе? Во 2 группе?
- Что вы можете сказать об этих значениях?
- Как можно назвать фразеологизмы, значения которых противоположны?
Упражнения на составление предложений с фразеологизмами.
Вырази смысл фразеологизма одним словом и составь предложение с данным фразеологизмом: не за горами, как по команде, клевать носом, во всё горло, оставить в дураках.
Упражнения на составление устных и письменных рассказов, сочинений-миниатюр с включением в них устойчивых выражений.
В каких ситуациях можно использовать пословицы:
- Сам пропадай, а товарища выручай.
- Поспешишь - людей насмешишь.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Составьте небольшой рассказ на тему "В лес за грибами", уместно используя данные фразеологизмы (не обязательно все): чуть свет, ни свет ни заря, глаза разбегаются, глаза разгорелись, рожки да ножки, дух захватывает, как в воду глядел.
6. "Редактирование" текстов с фразеологизмами.
Найди и исправь ошибки:
- Брат свалился как снег.
- Они смотрели на всё спустя рукава.
- Мы вернулись домой по добру, по здорову.
Доказательством освоенности фразеологизмов младшими школьниками является то, что они станут употреблять устойчивые выражения в собственной речи, в самостоятельных творческих работах, от чего их речь станет более яркой и выразительной.