Мастерство Тургенева-романиста




Романы занимают особое место в творчестве И.С. Тургенева. Именно в них писатель наиболее полно представил живую картину сложной, напряженной общественной и духовной жизни России.

В многожанровом творчестве И.С.Тургенева (1818-1883) роман занимает центральное место. Всего им было написано шесть романов. Наиболее полно особенности того типа романа, который принято называть «тургеневским», проявились в произведениях конца 1850-х – начала 1860-х годов: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Два поздних романа – «Дым» (1867) и «Новь» (1877) отмечены чертами своеобразия, написаны в «новой манере».

Романы И.С.Тургенева "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", "Дым", "Новь" называют художественной летописью жизни русского народа на протяжении почти полувека. Романы Тургенева – это жизненные зарисовки, без грубых приключений. В них занимательность сведена к минимуму и максимально усилены элементы социальный и психологический.

1. Романы социально-психологические. Современные Тургеневу критики, признавая в нём психолога, тончайшего лирика, считали, что он не обладал ни юмористическим, ни сатирическим талантом. В предисловию к собранию романов в издании 1880 года Тургенев писал: «Автор «Рудина», написанного в 1855 году, и автор «Нови», написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком. В течение всего этого времени я стремился, насколько хватило сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет «the body an dpressure of time» («самый образ и давление времени»), и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений» Двуединая задача, которую ставил перед собой Тургенев-романист, решалась им так: «самый образ и давление времени» художественно воссоздавались в его романах в первую очередь через фигуры героев времени (через «типы», «физиономию» людей культурного слоя). В этом отношении Тургенев следовал традиции лермонтовского «Героя нашего времени», где время «просвечивает», познается читателем через личность главного героя, а само по себе не является предметом непосредственного изображения.

В своей совокупности романы Тургенева явились художественной летописью идейных исканий и духовной жизни русской интеллигенции нескольких эпох - от 40-х до 70-х годов, что придает им непреходящую ценность.

Каждая из этих эпох в жизни русского общества и русской интеллигенции представлена в романах Тургенева в живых и художественно полнокровных образах «героев времени» - носителей общественных стремлений, философских взглядов и нравственных исканий того или другого исторического периода. Дворянские интеллигенты, «лишние люди» 40-х годов Рудин и Ларецкий, разночинцы-демократы 60-х годов Инсаров и особенно Базаров, западники и народники 70-х годов Потугин и Нежданов - в личности и мировоззрении, в жизни и судьбе каждого из них отразилось время. Говоря словами критика Н.Н.Страхова, действующими лицами своих романов Тургенев каждый раз давал «имя и образ» крупным общественно-психологическим явлениям русской жизни.

2. Философичность романов И.С.Тургенева. Все романы не только социально-психологические, но и философские. Таковыми они являются в двух смыслах. Во-первых, философские и нравственно-философские проблемы занимают большое место в идейной структуре романов, в диалогах-спорах персонажей, в мировоззрении главных героев. Интересы личности и других людей, проблема счастья и долга, «принципы» и «ощущения», человек и природа, природа любви, исторические пути и судьбы России и т.п. - таков далеко не полный перечень таких проблем, над которыми размышляют и которые стремятся решить тургеневские герои.

3. Особенности структуры романов И.С.Тургенева. Существенной особенностью романов Тургенева является моноцентрическое построение, когда в фокусе авторского изображения находится один главный герой, а другие персонажи занимают по отношению к нему подчиненное место. В этом отношении Тургенев тоже следовал тем принципам построения романа, которые были представлены в «Герое нашего времени» Лермонтова.

В сюжетно-композиционном плане тургеневские романы строятся как романы испытания: герой и его идеи проходят проверку на истинность и прочность через столкновение с действительностью и с носителями иных идей. Последнее обстоятельство обусловило особое значение и место в художественной структуре романов Тургенева такого элемента, как диалоги-споры (таковы споры Рудина с Пигасовым, Лаврецкого с Паншиным и Михалевичем, Базарова с Павлом Кирсановым, Одинцовой и Аркадием и т.д.).

Что касается результатов испытания героя и его идей, то они, как правило, драматичны и даже трагичны, о чем свидетельствуют как трагические финалы «Рудина» и «Накануне», «Отцов и детей» и «Нови», так и горестные окончания «Дворянского гнезда» и «Дыма».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: