Оборудование космических кораблей
На космических кораблях используются все лучшие разработки человечества, на них опробуются новейшие передовые технологии, и бортовое оборудование космических кораблей – также наисовременнейшее.
В целом оборудование космических кораблей можно разделить на системы поддержания жизнедеятельности экипажа, в том числе системы терморегуляции, энергетические системы, системы рециркуляции воздуха, системы связи, систему стабилизации, систему навигации, и научные системы, в том числе различные лаборатории, производственные отсеки, аппаратура наблюдения и т.д.
Системы жизнеобеспечения
Задачей систем жизнеобеспечения космического корабля является предоставление членам его экипажа максимально комфортных условий работы, обеспечение их максимальной безопасности.
Система энергоснабжения
Система энергоснабжения космического корабля предоставляет всю необходимую для жизнеобеспечения и проведения научной работы энергию.
Первым компонентом энергосистемы является энергосистема автономная. В ее состав входит блок аккумуляторов большой емкости и минимально возможной массы. Как правило, это алюминий-литиевые аккумуляторы. Автономная энергосистема используется тогда, когда энергия от солнечных батарей не поступает. Таким образом, оборудование космического корабля питается от внутренних аккумуляторных батарей при монтаже станции, когда энергия от солнечных батарей не поступает, поскольку они еще не смонтированы, при заходе станции на теневую сторону планеты, когда энергия от солнечных батарей не поступает, поскольку они не освещены, а также в аварийных ситуациях, когда повреждены солнечные батареи или проводка, соединяющая с ними. Еще одной причиной подключения аккумуляторной батареи может быть недостаток мощности солнечных батарей для проводимого эксперимента.
|
Вторым компонентом энергосистемы корабля являются солнечные панели большой плоскости, а следовательно, большой мощности. Площадь поверхности солнечных батарей очень велика и иногда превышает 1000 квадратных метров. Такие батареи могут предоставлять 25-30 киловатт мощности. На станции «Мир» площадь солнечных батарей составляла 114 квадратных метров, и они давали 10.1 киловатт мощности. Для получения максимальной отдачи солнечные батареи постоянно разворачиваются перпендикулярно направлению падающего на них света. В современных системах солнечные батареи по этой причине закреплены подвижно, чтобы позволить им разворачиваться, не разворачивая всего космического корабля. Неизрасходованная энергия запасается в аккумуляторной батарее. Солнечные батареи делаются из никель-кадмия, так как КПД батарей из этого материала максимален. С увеличением площади солнечных батарей возникает проблема безопасной навигации рядом с космическим кораблем, так как увеличивается риск задеть эти батареи, что, как известно, и случилось при эксплуатации станции «Мир». Тогда грузовой модуль задел батареи станции, повредив их и сбив ориентацию станции в пространстве, для устранения чего потребовалось несколько рабочих дней экипажа.
Системы терморегуляции
Задача систем терморегуляции космического корабля- обеспечивать равномерную комфортную для людей температуру во всем его внутреннем жилом объеме.
|
В космосе главную проблему представляет равномерное распределение тепла по освещенной и затененной сторонам корабля. Для выполнения этой задачи корпус корабля проектируют настолько теплопроводным, насколько возможно без опасности без экипажа.
Излишнее тепло с космических кораблей сбрасывается через радиаторы большой площади. На современных космических кораблях радиаторы располагаются в тени солнечных батарей.
Системы регенерации воздуха
Системы регенерации воздуха создают на космическом корабле атмосферу, пригодную для жизни его обитателей. Системы рециркуляции воздуха забирают из воздуха двуокись углерода и насыщают его кислородом.
Системы, поглощающие двуокись углерода в космических системах во многом подобны аналогичным системам подводных лодок, однако отличаются от них большим сроком службы и меньшим весом. Двуокись углерода поглощается из воздуха за счет химической реакции с наполнителем поглотителя, превращаясь в химически нейтральные и безопасные вещества.
Поглотители, выработавшие свои ресурс, отправляются на Землю грузовым кораблем и сгорают в атмосфере вместе с ним или же выбрасываются в космос вместе с другим мусором.
Важной частью систем регенерации воздуха на космическом корабле является система электролитических генераторов кислорода. Электролитические генераторы кислорода насыщают воздух космического корабля кислородом, вырабатывая его из воды методом электролиза. Как правило, в кислородных генераторах используется уже отработанная вода, например, вода, остающаяся после душа космонавтов. Минусом подобных систем является большая энергоемкость генераторов.
|
Для экстренных случаев, связанных с отказом систем рециркуляции воздуха, на космических кораблях есть запас воздуха в баллонах высокого давления. Недостатком подобных систем является высокий вес.
Следует заметить разность в подходе к атмосфере на космических кораблях советских и российских и американских конструкторов. На наших космических аппаратах состав воздуха совпадает с составом воздуха на Земле, то есть в нем есть 70% азота. На американских космических кораблях атмосфера состоит из чистого кислорода, по концентрации и порционному давлению, однако, совпадающему с земными характеристиками. Из-за подобного подхода американские астронавты испытывают трудности при длительном пребывании на станциях и во время адаптационного периода на Земле.
Системы водоснабжения
Системы водоснабжения предоставляют экипажу космического корабля чистую воду, пригодную для использования в научных целях и для жизнеобеспечения.
Космический корабль имеет некоторый запас воды в баллонах. Эта вода используется для любых научных нужд и нужд экипажа. После использования вода попадает в систему регенерации. Та вода, которую можно использовать в дальнейшем, проходит очистку, фильтруется и снова попадает в баллоны. Вода, очистка которой невозможна или слишком трудоемка, попадает в системы электролитической генерации кислорода, где и разлагается.
Спортивные системы
На современных космических кораблях используется богатый набор средств для поддержания физической формы экипажа. К числу таковых относятся различные тренажеры, в том числе велотренажеры, тренажеры лестничного типа и так далее, а также эластичные жгуты для растягивания или скручивания.
В случае недостаточного использования спортинвентаря космонавтами в условиях невесомости или микрогравитации их мышцы настолько атрофируются, что на Земле им бывает необходим многомесячный восстановительный курс.
Системы связи
Системы связи на космических кораблях многогранны, так как имеют множество применений. К их числу относятся антенны связи с Землей и антенны связи со спутниками и другими кораблями.
Для связи с Землей чаще всего используются параболические антенны большого диаметра. (Например, на станции «Мир» было четыре параболических антенны диаметром 4.5 метра каждая). Зачастую кроме непосредственной связи с командным пунктом используются наземные ретрансляторы и спутники-ретрансляторы.
Для связи с другими космическими кораблями используются менее мощные антенны, поскольку им не надо пробивать оболочку атмосферы. Чаще всего эти антенны являются направленными.