Требования к оформлению курсовой работы (проекта)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Педагогический университет

Факультет дошкольного, начального и специального образования

Кафедра психологии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Методические рекомендации одобрены на заседании кафедры психологии
Протокол заседания кафедры от 03.09.2014  
  дата  

Общие положения

 

1.1. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

1.2. Написание курсовой работы преследует следующие цели:

- учебную, которая заключается в том, что автор работы должен показать широкое и полное усвоение текущего учебного материала, глубокое знание библиографии по избранной теме;

- исследовательскую, которая состоит в выявлении умения анализировать конкретные факты, обобщать их и делать обоснованные и правильные выводы.

1.3. Выбор темы курсовой работы студенты осуществляют добровольно на основе предлагаемого им списка тем курсовых работ.

1.4. Студенту предоставляется право уточнения темы курсовой работы вплоть до предложения своей темы.

 

Подготовка и защита курсовой работы (проекта)

 

2.1. Курсовая работа должна представлять собой завершенное исследование, в котором анализируются проблемы в исследуемой области, и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях. Работа должна носить творческий характер, отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов, отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации и содержать теоретические выводы и практические рекомендации.

2.2. Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:

· титульный лист;

· оглавление (если текст работы делится на главы) или содержание (в том случае, если текст работы делится на разделы);

· введение;

· текст 2-х глав или разделов (основная часть курсовой работы);

· заключение;

· список литературы;

· приложения (при необходимости).

2.3. Выполнение курсовой работы складывается из нескольких этапов: библиографирование и изучение литературы по избранной теме, составление плана работы, накопление и обработка фактического материала, написание и оформление работы, защита курсовой работы.

2.4. Законченная курсовая работа за неделю до защиты представляется студентом руководителю, который дает письменный отзыв и решает вопрос о допуске студента к защите курсовой работы. Основные замечания научный руководитель по своему усмотрению записывает на обратной стороне титульного листа. В случае допуска курсовой работы к защите на титульном листе руководитель указывает дату допуска работы к защите.

2.5.. Студент защищает курсовую работу перед научным руководителем в присутствии других студентов. Защита состоит в коротком докладе (8-10 минут) студента по выполненной работе и в ответах на вопросы.

2.6. В результате защиты курсовая работа (проект) оценивается дифференцированной отметкой, которая записывается в ведомость и зачетную книжку студента.

2.7. Студент, не предоставивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

После защиты курсовые работы сдаются на кафедру. На кафедре работы хранятся в соответствии со сроком, установленным в номенклатуре дел. По истечении срока хранения работы уничтожаются по акту.

2.8. Итоги выполнения плана курсовых работ обсуждаются на кафедре.

 

Требования к оформлению курсовой работы (проекта)

 

3.1. Техническое оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к печатным работам: работа должна быть написана абсолютно грамотно в научном, орфографическом и стилистическом отношении. Рекомендуемый объем курсовой работы составляет, как правило, 22 – 40 страниц стандартного текста. В случае необходимости, обусловленной спецификой учебной дисциплины или специальности (направления подготовки), допускаются отклонения от рекомендуемого объема более чем на 30 %.

3.2. Текст курсовой работы может быть написан от руки чернилами (пастой) черного, фиолетового, синего цвета или на компьютере черным шрифтом через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А-4 (210х297). Шрифт текста должен быть четким. Размер шрифта – 14 пунктов. Страницы должны иметь поля: левое − 25-30 мм, правое − 10 мм, верхнее − 20 мм, нижнее − 25 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равным 1,25 − 1,27 см (равен одному нажатию клавиши Tab).

Заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами.

Текст на иностранном языке может быть целиком впечатан или вписан от руки.

Все страницы курсовой работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений. Первой страницей является титульный лист, оформленный в соответствии с образцом (приложение 1), номер страницы на нем не ставится. На последующих страницах порядковый номер печатается в середине верхнего края страницы или в правом верхнем углу.

За титульным листом следует страница с указанием содержания работы в соответствии с ее планом и рубрикацией в тексте.

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела.

Номер схем, графиков должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенного точкой, например: Рис. 1. (первый рисунок второго раздела).

Номер рисунка с поясняющей подписью помещают ниже самого рисунка.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы под соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием номера этой таблицы, состоящего из номера раздела и порядкового номера таблицы, например: «Таблица 2».

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы читать ее можно было без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Ссылка на таблицу по ходу текста выполняется так: в табл. 2. приводятся данные о....., при повторной ссылке − см. табл. 2.

Примечание к таблице размещается непосредственно под ней.

Формулы должны быть вписаны в текст от руки тщательно и разборчиво или напечатаны на компьютере.

Не разрешается одну часть формулы вписывать от руки, другую впечатывать.

Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Размеры знаков для формулы рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры − 7-8 мм, строчные − 4 мм, показатели степени и индексы − не менее 2 мм.

3.3. При написании курсовой работы ее автор обязан давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствовал материалы или отдельные результаты. Фрагмент содержания источника или научного исследования, используемого при выполнении работы, может быть дан в виде цитаты, которая должна полностью соответствовать подлиннику. Цитата обязательно заключается в кавычки. Данные источники могут быть изложены своими словами, однако, при этом также необходимо делать ссылку.

В зависимости от назначения ссылки на источники и на литературу могут быть трех видов: ссылки на цитируемые источники и литературу; ссылки на упоминаемые источники и литературу без их цитирования; рекомендуемые, когда автор отсылает читателя к тем источникам, в которых с большей полнотой раскрываются определенные положения или факты.

Список использованной литературы приводится в конце работы. Список содержит перечень источников, используемых при ее выполнении.

Материал в списке литературы рекомендуется располагать в алфавитном порядке, раздельно в русском и латинском алфавите. Библиографическое описание включает следующие элементы: заголовок описания − фамилия и инициалы автора или авторов; название, область выходных данных − место издания, издательство, дата издания, сведения об объеме издания.

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение является важной составной частью. В нем представляется обоснование (что это за проблема и зачем ее следует исследовать), а также раскрытие всего научного аппарата. Он включает следующие составляющие бакалаврской работы:

–актуальность темы;

–объект и предмет;

–цель;

–гипотеза;

–основные задачи;

–пути (способы) решения основных задач

–структура работы.

Актуальность темы – это определение важности исследуемой проблемы. Она включает в себя следующее: аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики; раскрывается степень изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе; обосновывается тема и раскрывается потребность в ее специальном исследовании и пр.

Научная проблема характеризует, что именно хочет автор разрешить в процессе исследования. Сформулировав научную проблему, следует определить границы исследовательской деятельности (объект) и содержания (предмет) работы.

Объект – это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собою проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Предмет – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет чаще всего либо совпадает с ее темой, либо очень близки по звучанию.

Цель – это то, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной замысел студента при ее разработке.

Гипотеза исследования. Гипотеза (от греч. Hypothesis – предположение) означает предположение, допущение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого неопределенно. Она предполагает экспериментальную проверку опытом, чтобы стать фактом, концепцией, теорией, либо быть отвергнутой. Если гипотеза не подтверждается, то это означает, что предлагаемый подход не обоснован. Другими словами, выбранный студентом путь исследования проблемы ошибочен. В этом случае требуется выдвижение новой гипотезы.

При формулировании гипотезы определяется, что необходимо автору познать (преобразовать), а затем делается само предположение в виде выражения:

–«это возможно, если…»;

–«будет обеспечено, если…»;

–«будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)…»;

–«использование (создание) позволит обеспечить» и др.

Для каждой проблемы может быть определена своя конструкция гипотезы, и здесь шаблонов не должно быть, – это определенное творчество автора.

Основные задачи. На основе цели определяются основные задачи, которые требуется решить (и подтвердить выдвинутое предположение) в процессе ее достижения.

Задачи формулируются в виде перечисления:

– изучить…;

– описать…;

– уточнить и дополнить понимание…;

– выявить…;

– систематизировать…;

– разработать… и т.д.

Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех, в редких случаях достигает пяти. В первом случае каждая задача определяет название главы, во втором – отдельные главы, основные параграфы курсовой работы.

Пути (способы) решения основных задач. Он предполагает определение автором основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики, осуществлялась экспериментальная работа и пр. Другими словами, автор показывает ту практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели работы. В качестве основных методов, которые активно используются в процессе подготовки курсовой работы являются: наблюдение, беседы, опросы, тесты, изучение документов, изучение литературы, экспериментальная работа и др.

Первая глава, как правило, носит теоретический характер. В ней студент кратко излагает теоретические положения, которые должны определять методологию и методику достижения поставленных в работе целей. Здесь можно коснуться истории вопроса, показать, какие из аспектов рассматриваемой проблемы являются уже теоретически и практически решенными, а какие - дискуссионными, по-разному освещенными в различной литературе. При этом необходимо сформулировать свою точку зрения на вопросы, связанные с решением психологических проблем. Необходимо показать теоретические знания по существу решаемой проблемы. Первая глава может содержать как два, так и три параграфа, на усмотрение научного руководителя курсовой работы.

Вторая глава является экспериментальной, исследовательской, носит эмпирический характер и не предполагает проведения формирующего этапа эксперимента. В ней студент разрабатывает проект исследования, описывает основные методы исследования, обосновывает экспериментальную базу исследования, приводит анализ основных результатов эмпирического исследования, дает рекомендации. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Обе главы должны заканчиваться четко сформулированными выводами.

 


Зарегистрировано

«___»__________2014 г.

________ _______________

подпись (расшифровка подписи)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: