Условные рефлексы имеют сигнальное значение для организма, они предупреждают об опасности, дают знать о близости пищи и др. Павлов доказал, что у человека и животных в высшей нервной деятельности имеются общие механизмы. Различают первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система имеется у животных и человека, и проявляется в условных рефлексах формирующихся на любой раздражитель внешней среды (предметы и явления), действительность воспринимается непосредственно в конкретных образах. Деятельность второй сигнальной системы свойственна только человеку и проявляется в речевых условных рефлексах, обобщенно и отвлеченно сигнализирующих ему о действительности. С этой системой связана особенность человека к отвлечению и обобщению.
Язык (речь устная и письменная) – средство общения, хранение и передача знаний и опыта, развитие мышления, создание науки и культуры. Для развития второй сигнальной системы человека большое значение имеют первые шесть лет, сначала он учится говорить, а затем только пополняет эти знания. Если ребенок находился в диких условиях, среди животных, то после 6 лет, он уже не поддавался обучению. Для образования каждого навыка нужно определенное время; доказано, что, например, выучить иностранный язык легче до 6 лет.
Между двумя сигнальными системами существуют функциональные взаимосвязи. Вторая сигнальная система несколько притормаживает активность первой. Однако вторая сигнальная система правильно отражает внешний мир только в том случае, если согласованно взаимодействует с первой.
Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают при определенных условиях. В нервной деятельности участвуют два процесса: возбуждение и торможение – они взаимосвязаны (ничем не сдерживаемое возбуждение приведет к истощению нервной системы, а если бы существовал только процесс торможения, то организм оказался бы не жизнедеятельным, не приспособленным). Возбуждение участвует в образовании и осуществлении условного рефлекса. Роль торможения более сложная, именно оно делает условный рефлекс – механизмом совершенного приспособления к окружающей среде. Павлов различал два вида торможения: условное и безусловное
|
Безусловное торможение не требует выработки, является врожденным и может быть внешним и запредельным; условное – вырабатывается в процессе индивидуального опыта и свойственно только клеткам коры головного мозга.
![]() |
|
|
|
|
Внешнее торможение возникает под влиянием нового раздражителя, который действует одновременно с условным сигналом, причем внешний раздражитель должен быть более сильным. Организм переключается на новый вид рефлекторной деятельности.
Запредельное торможение возникает при чрезмерном раздражителе – это сознательное торможение, так как сильные раздражители могут вызвать истощение, поломку и даже гибель нервных клеток. Это торможение выполняет охранительную функцию. Например, зомбировать людей можно, используя запредельное торможение.
|
Внутреннее условное торможение тоже временное, вырабатывается путем не подкрепления условного раздражителя безусловным и подразделяется:
1. Угасательное торможение вырабатывается, если внешний раздражитель не сопровождается безусловным раздражителем.
2. Дифференцировочное торможение – это способность клеток коры к аналитической деятельности, позволяет различать близкие между собой раздражители. Вырабатывается, если один сильный раздражитель, подкрепляется безусловным, а другой нет.
3. Запаздывающее торможение точно приурочивает условный рефлекс ко времени действия безусловного раздражителя. Возникает при увеличении интервала между условным сигналом и безусловным раздражителем.
4. Условный тормоз способствует точности условных рефлексов, выключает реакцию организма на раздражитель, не имеющий биологического значения.