СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Теория и методика воспитания
Курс «Педагогическое образование»
Й семестр, 2012-13 уч. год.
Семинары (10 часов)
Семинар 1
Система методов и форм воспитания младших школьников
(2 часа)
Цель: выявить и охарактеризовать педагогические условия, способствующие наиболее эффективному использованию методов воспитания в целостном педагогическом процессе.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Понятие " метод воспитания".
2. Различные подходы к классификации методов воспитания (сравнительный анализ).
3. Зависимость выбора метода воспитания от целей, принципов, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
4. Педагогические условия эффективного использования методов воспитания.
5. Понятие «Форма воспитания». Примеры эффективного использования форм воспитательного воздействия.
Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию):
1. Представить схематично метод воспитания как логическую цепочку педагогических действий воспитателя.
Литература:
А) Обязательная:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1988.
2. Учебные пособия по педагогике.
3. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М., 1994.
Б) Дополнительная:
1. С.Л. Соловейчик. Педагогика для всех. М., 1989.
2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1969.
Семинар 2
Эстетическое воспитание младших школьников
(2 часа)
Цель: Определение эффективных способов эстетического воспитания младших школьников.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Факторы эстетического воспитания личности.
2. Основные этапы эстетического воспитания.
3. Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.
4. Роль школы в эстетическом воспитании младшего школьника.
Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию):
Подготовить сообщение об опыте эстетического воспитания школьников в Павлышской школе В.А. Сухомлинского (В.А. Сухомлинский «Павлышская средняя школа»).
Литература:
А) Обязательная:
1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1969. – С. 373-395.
2. Ефремова Л.И, Соловьев А.А. Эстетическая среда как фактор развития личности\\ Начальная школа. 1999,-№11. С. 52-56.
3. Учебные пособия по педагогике.
4. Б) Дополнительная:
1. Гордеева A.B., Ситник А.П. Эстетическая культура: проблемы вечные и современные. М.: Альфа, 1992. - 98с.
2. Ефимова И.Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности // «Начальная школа: плюс минус». - 2000. - № 1. - С. 26-32.
3. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. - М.: Педагогика. 1972. - 160 с.
Семинар 3
Нравственное воспитание младших школьников
(2 часа)
Цель: Определение эффективных способов нравственного воспитания младших школьников.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Факторы нравственного воспитания личности.
2. Основные этапы нравственного воспитания.
3. Роль школы в нравственном воспитании младшего школьника.
Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию):
Написать эссе на тему «Сензитивный период нравственного воспитания» (эссе - сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающий индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету, не претендующий на исчерпывающую или определяющую трактовку темы» сензитивный – чувствительный, наиболее подверженный).
Литература:
А) Обязательная:
1. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М., 1990.
2. Учебные пособия по педагогике.
Б) Дополнительная:
1. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности - СПб.: Книжный дом, 2006.
2. Сахаров В.А. В.А. Сухомлинский и современность // Начальная школа. – 2002. - №9. – С.20-22.
Семинары 4-5
Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе
(4 часа)
Цель: Формирование умения проводить педагогическую диагностику воспитательной деятельности.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Психолого-педагогическая диагностика как составная часть этапа выдвижения цели воспитания.
2. Функции диагностики.
3. Основные сложности в измерении воспитания.
4. Условия оптимального выбора диагностических методов и методик.
5. Методы и методики педагогических исследований воспитательного процесса в условиях начальной школы.
Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию):
Подготовить «копилку» методик педагогического исследования (шкала-лесенка, цветограмма, др.).
Литература:
А) Обязательная:
1. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. - Л., 1989.
2. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М., 1988.
3. Степанов П.В. Как провести проблемно- ориентированный анализ школьного воспитания? // Классный руководитель. - 2010. - № 2.
4. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.
Б) Дополнительная:
1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /; под ред В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М., «Академия», 2006.
2. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, студентов / Под ред. В.А.Петровского. - М., 1995.
3. Степанов Е.Н. Анализ воспитательного процесса: современные представления // Классный руководитель. - 2010. - №4.