При ручном переплете и реставрации книг используют бумагу, картон, различные технические и текстильные ткани, обложечную бумагу со специальным покрытием, марлю, тесьму, клей и т. д.
Обложечная бумага требуется для крытья брошюрного блока обложкой, изготовления составных и цельнобумажных переплетных крышек. Она вырабатывается трех марок: А, Б, В. Для оклейки переплетов школьных учебников применяется влагостойкая обложечная бумага марок А и Б. Сейчас в продаже можно найти обложечную бумагу типа мраморной, глянцевую цветную, крепированную (с шероховатой фактурой поверхности, например, под кожу, ткань и т. п.), бархатную (или велюр), бумагу, покрытую водостойкими красителям» различного цвета.
Форзацная бумага – это бумага, специально предназначенная для изготовления форзацев. Её свойства, отвечающие назначению: повышенная прочность и достаточная степень проклейки.
В России вырабатывается форзацная бумага двух марок: О – белая форзацная бумага для запечатываемых форзацев (100 – 160 г/м2) и А – белая и слабоокрашенная для форзацная бумага незапечатываемых форзацев (100 – 180 г/м2). По заказу может быть изготовлена тиснёная форзацная бумага. Чем больше формат и объем издания, тем большей должна быть поверхностная плотность форзацной бумаги.
При отсутствии форзацной бумаги можно воспользоваться офсетной, литографской и другой плотной бумагой. Следует, однако, учесть, что форзац, изготовленный из офсетной или литографской бумаги, при увлажнении раствором клея сильно скручивается, что усложняет работу по вставке книжного блока в крышку. Кроме того, эти бумаги (включая обложечную) по прочности уступают форзацной, что в дальнейшем может привести к разрушению форзаца в месте изгиба.
|
Слизуры (защитная, либо укрепляющая полоска бумаги или ткани, шириной 5-7 см, окантовывающая корешковый фальц форзаца) и отставы изготовляют из белой или серой плотной бумаги, тонкого картона, а для оклейки корешков применяют малопроклеенную бумагу, например газетную или ротаторную.
Следует запомнить, что в процессе отлива бумаги волокна располагаются в основном по ходу движения сетки бумагоделательной машины. Такое направление бумаги называется машинным, или продольным. В этом направлении прочность бумаги выше, а деформация при увлажнении значительно меньше, чем в поперечном. Это обязательно нужно учитывать при раскрое бумаги для форзацев, обложек, оклейки корешка. Направление волокон в заготовке должно быть всегда параллельно корешку блока.
Есть несколько способов определения продольного и поперечного направления волокон (т. е. направления отлива бумаги). Если вырезать из двух взаимно перпендикулярных сторон листа две одинаковые по длине и ширине полоски, сложить их вместе и зажать с одного конца, то полоски разойдутся, и менее изогнутая из них будет соответствовать продольному направлению бумаги (рис. 25, Б). При разрыве бумаги в двух взаимно перпендикулярных направлениях более ровный и прямолинейный обрыв указывает на продольное направление волокон (рис. 25, А). Если смочить водой взаимно перпендикулярные обрезы листа, то увлажненная бумага в поперечном направлении становится волнистой, а в продольном ее деформация едва заметна (рис. 25, В).
Бумага с полимерным покрытием
|
Глянцевые полимерные покрытия включают в себя разбухающее и микропористое. Последнее сделано из мельчайших неорганических частиц окиси кварца или алюминия, за счет которых и образуются микропоры, благодаря которым увеличивается скорость высыхания чернил, которая должна соответствовать скорости печати. Однако отпечатки на такой бумаге быстрее выцветают, так как микропоры дают чернилам возможность контактировать с воздухом. Для микропористого покрытия также подойдут как растворимые в воде, так и пигментные чернила.
Разбухающее покрытие было изобретено специально, чтобы уменьшить выцветание отпечатанного изображения при контакте с негативными факторами внешней среды. Это непористое покрытие, органические полимеры в структуре которого разбухают и покрывают сверху чернила, уже проникшие на бумагу. Поверхность бумаги – атласная или глянцевая, качество печати – крайне высокое, однако для разбухающего покрытия подходят только чернила, растворяющиеся в воде. Главный недостаток бумаги с разбухающим полимерным покрытием – это, то, что она очень подвержена воздействию влаги.
Переплётный картон
Для ручного изготовления переплетных крышек применяется картон марки А, вырабатываемый из древесной массы. Он жёлто-коричневого цвета, достаточно гладкий и обладает удовлетворительной прочностью и гибкостью, толщина его 1,25 – 3,00 мм. Картон марки А используется для переплётных крышек, сторонки которых оклеивают перёплетной тканью или бумагой. Для крышек можно брать и старые картонные сторонки, очистив их предварительно от остатков переплётного материала и клея.
|
Обложки для брошюр, переплетные крышки для изданий небольшого объема, блокнотов, различные папки делают из цветного многослойного картона марки В, одна сторона которого (лицевая) глазированная, а другая – матовая. Толщина его 0,4 – 0,9 мм.
Для тех же целей используют прессшпан – тонкий (1,25 – 2,5 мм), гладкий и очень прочный картон.
Для изготовления альбомов применяются глазированный (глянцевый) картон разных цветов, толстая бумага типа чертёжной, рисовальной, а также плотная цветная.
Переплётные ткани
При изготовлении тканевых корешков, переплетных крышек, фальчиков, для оклейки углов в переплетном деле используют специальные переплетные ткани, а также материалы на бумажной основе. Приводим краткое описание некоторых из этих материалов.
Переплётный коленкор – это тонкая хлопчатобумажная окрашенная ткань, пропитанная составом из крахмальных веществ, минеральных наполнителей и красителей. Поверхность коленкора может быть гладкой или фактурной. У коленкора «модерн» сохраняется фактура ткани-основы, что придаёт ему жёсткость и лоск, делает поверхность более восприимчивой к тиснению фольгой и печати трафаретными и переплётными красками. Выпускается он в рулонах длиной 200 – 250 м и шириной от 62 до 86 см.
Ледерин (от нем. leder – кожа) – материал на тканевой или бумажной основе, имитирующий кожу, на изнаночную сторону которого нанесён слой крахмального грунта, а на лицевую – эластичная пленка из нитроцеллюлозы, пластификаторов, наполнителей и пигмента. Это влагостойкий материал, прочнее коленкора. Его выпускают в рулонах длиной 200 – 250 м при ширине полотна 75 – 78 см. Ледерин изготовляют также на бумажной основе: менее прочен, но гораздо дешевле тканевого и с успехом может использоваться для изготовления составных и цельнокрытых переплётных крышек.
Дерматин – материал, изготовленный из грубофактурной хлопчатобумажной ткани, на лицевую сторону которой нанесено нитроцеллюлозное покрытие с рельефным рисунком, имитирующим кожу.
В настоящее время все большее применение находят переплетные материалы с латексным покрытием, нетканые материалы с синтетическими покрытиями и без них. Новыми высококачественными материалами, используемыми наряду с традиционными переплетными тканями, являются бумвинил (представляет собой бумажную основу с нанесённым слоем поливинилхлоридного покрытия, обладает хорошей адгезией и механической прочностью; доступен в широкой оттеночной гамме, поставляется с тиснением или без, возможен выбор матового или блестящего бумвинила, при тиснении бумвинилу можно придать практически любую дизайнерскую фактуру), армированная (склеенная с редкой хлопчатобумажной тканью) бумага, искусственная замша, бумага из синтетических волокон и др.
Текстильные ткани
При изготовлении корешков, фальчиков, цельнокрытых переплетных крышек широко применяются различные мягкие текстильные (бязь, сатин, молескин, миткаль, меланж), штапельные, грубофактурные (дук, парусина, подбортовка, льняной хвост) и некоторые другие ткани.
В большинстве случаев эти ткани перед использованием их для переплётных целей подвергают специальной обработке:
· нанесению с изнаночной стороны слоя крахмально-каолинового грунта;
· склеиванию тканей с бумагой.
Делается это для того, чтобы при наклейке на картонные сторонки через ткань не проступал клей, который может испортить внешний вид переплётной крышки.
Нитки
Для шитья блоков применяют главным образом хлопчатобумажные и льняные нитки № 10, 20 и 30 (наиболее подходящими считаются нитки № 30 в шесть сложений), а также из синтетического волокна: капрона (перлона) и анида (нейлона).
Для шитья блоков применяется специальная полиграфическая марля – сильно аппретированная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с двухниточной основой и однониточным утком. Если нет специальной марли, можно использовать сильно прокрахмаленную и проутюженную обычную бытовую марлю или канву, применяемую при вышивании.
Для скрепления концов тетрадей книжного блока и украшения книги применяют каптал – хлопчатобумажную, шелковую или из синтетических нитей ленту шириной 13 – 15 мм с утолщённым краем (бортиком). Ткут его из цветных нитей.
Клеи
Применяемые для переплетных работ клеи должны отвечать повышенным требованиям в отношении стойкости, антисептических свойств и безвредности, а главное, не должны разрушать бумагу и другие материалы, из которых делают книги. Имеющиеся в продаже конторский, канцелярский (силикатный), универсальный и подобные им клеи не пригодны для переплетных работ из-за низкой липкости, наличия в их составе большого количества щелочей и кислот, разрушающих склеиваемые материалы.
Раньше наиболее употребительны были клеи животного происхождения – костный, мездровый, рыбий, относящиеся к коллагеновым (или глютиновым), и казеиновый, а также растительного происхождения: крахмальный, декстриновый, мучной. Эти клеи широко используются и до сих пор, но всё больше вытесняются синтетическими.
Коллагеновые клеи вырабатываются из обезжиренных костей и подкожного слоя (мездры) шкур животных, а также путем вываривания плавательных пузырей и костей осетровых рыб. Они обладают очень высокой первоначальной липкостью, хорошей текучестью, быстрым схватыванием склеиваемых материалов и не промачивают их. Но эти клеи подвержены воздействию гнилостных бактерий, плесени, сырости. Для улучшения качества и предохранения от быстрой порчи в них вводят добавки буры или формалина (строго в соответствии с рецептурой: превышение концентрации добавок может привести к изменению цвета склеиваемого материала). Повышение эластичности клея достигается добавкой глицерина.
Наиболее доступен костный клей. Хотя он несколько уступает по клеящей способности мездровому и рыбьему, но дешевле и всегда имеется в продаже.
Казеиновый клей вырабатывают из обезжиренного творога с добавлением щёлочи, минеральных солей, фтористого натра, медного купороса и небольшого количества керосина (для предохранения от расслоения и комкования). Наличие этих добавок иногда приводит к изменению цвета склеиваемых материалов или к уменьшению прочности. Поэтому казеиновый клей в переплетном деле следует применять по возможности реже, в основном при переплёте малоценных изданий или изданий, не предназначенных для длительного хранения. По сравнению с коллагеновыми клеями он несколько медленнее схватывает, из-за чего больше пропитывает склеиваемые материалы, но обладает хорошей водопрочностью и меньше подвержен порче.
Из синтетических клеёв наиболее широко используются поливинилацетатная дисперсия (водная дисперсия-золь поливинилацетата) и водный раствор натриевой соли карбоксиметилцеллюлозы (Na-КМЦ). Клей из поливинилацетатной дисперсии поступает в продажу под названием «Клей ПВА». По внешнему виду это вязкая, сметанообразная жидкость молочно-белого цвета, без комков и механических загрязнений, иногда со слабо выраженным запахом уксуса. Клей обладает исключительно высокой адгезией к переплётным материалам, высокой эластичностью клеевой плёнки, прозрачностью в тонком слое, отсутствием неприятного запаха, удобством в работе (он имеет стабильные свойства, вязкость можно легко понизить добавлением воды), не подвергается бактериальному разложению. Применяется как в чистом виде, так и в смеси с костным клеем и Nа-КМЦ.