Тема 4.2.Способы словообразования. Понятие об этимологии




Практическое занятие. Словообразование частей речи. Словообразовательный разбор слова.

 

Способы словообразования в русском языке

1. Морфологический способ словообразования

2. Лексико-синтаксический способ словообразования

3. Морфолого-синтаксический способ словообразования

4. Лексико-семантический способ словообразования

Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова. Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.

Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.

Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.

 

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.

Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на:

· префиксы, или приставки;

· суффиксы; постфиксы;

· интерфиксы, или соединительные гласные;

· флексии, или окончания.

Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.

В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:

1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе: писать → выписать вид →подвид забавный → презабавный

2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса: находить → находка цвет (цветок) → цветник улыбаться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса локоть → подлокотник беседа → собеседник свежий → освежить море → заморский мох → замшеть

4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса: взводить → взвод припевать → припев свинья → свин ой золото → золот ой восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся: кто → кто-то что → что-нибудь где → где-либо когда → когда-то бросать → бросаться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса: слушать →вслушаться нюхать →принюхаться думать →вдуматься тосковать →истосковаться ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса. толпа → толпиться скупой → скупиться переговорить → переговариваться

8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение

1) двух производящих основ в одно слово

а) без помощи соединительной гласной (интерфикса): кресло-кровать; платье-халат; ракета-носитель; ковёр-самолет;

б) с помощью интерфикса: север, восток → северо-восток; сухие фрукты → сухофрукты; свод неба → небосвод; птица, фабрика → птицефабрика; хранилище для овощей → овощехранилище;

2) сложение усеченной основы и слова: ветеринарный врач→ ветврач; туристический поход→ турпоход; медицинский пункт→ медпункт;

3) сложение усеченных основ слов: заместитель председателя → зампред; мотоцикл педальный → мопед; профсоюзный комитет → профком;

4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний: МХАТ, ГОЭЛРО, ГАИ, нэп, МИД, ОБСЕ.

9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией: длинная шерсть + -н- → длинношерстный; хлеб, резать + -к- → хлеборезка; сам, варить + → самовар; черные брови + → чернобровый; каша, варить + → кашевар.

 

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов: вперед смотрящий → вперёдсмотрящий; сего дня → сегодня; с ума сшедший → сумасшедший.

При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.

Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение: сей час → сейча́с; тот час → то́тчас.

В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие: высоко, витаминный → высоковитаминный корм; мало, изученный → малоизученный район; слабо, видящий → слабовидящий человек; низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник; глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый; выше указанный → вышеуказанный. Морфолого-синтаксический способ словообразования.

 

Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.

Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи. Понаблюдаем: мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.); животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.); набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.); приёмная комната → приёмная директора; рабочий человек → квалифицированный рабочий.

Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи: любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом; темной ночью — спать (когда?) ночью. морозной зимой — родился (когда?) зимой.

Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие: мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.

 

Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы: титан — гигант, вступивший в схватку с врагом; титан — большой металлический бак для кипячения воды; титан — твердый металл.

 

Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/slovoobrazovanie/sposoby-slovoobrazovaniia.html

 

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов

Профессионализмы по происхождению можно разделить на три группы.

 

Во-первых, профессиональная лексика образуется в результате словообразовательных процессов, свойственных всей языковой системе: стружок (рубанок) от строгать; взмётывать (вспахивать пар или целину) от взметать — суффиксальный способ; заиграть (в речи музыкантов: от слишком частого исполнения какого- либо произведения потерять мастерство) от играть — приставочный способ; привой (растение, часть которого прививается другому) от привить — бессуффиксный способ и т. д.

 

Во-вторых, профессионализмы возникают в результате переосмысления общеупотребительных слов: отправления (в речи медиков: деятельность организма), шапка (заглавная часть документа или статьи), паркет (в речи журналистов: репортаж об официальном мероприятии). Реже переосмыслению подвергаются диалектные слова: абрашка — багор для ловли рыбы (астраханский диалект).

 

В-третьих, профессионализмы заимствуются из других языков: камбуз, кок (в речи моряков).

 

Слово может стать специальным в речи представителей той или иной профессии благодаря изменению ударения. Это случаи изменения сферы употребления, но не возникновения нового слова. Так, в речи военных употребляется глагол принять с ударением на и (например, принять влево — изменить направление движения), а в речи моряков существительное компас имеет ударение на а. Это неверно с точки зрения литературного произношения, однако допустимо в качестве профессионального словоупотребления.

 

Термины по происхождению можно разделить на исконно русские и заимствованные из других языков. Исконно русские термины образуются, как и некоторые профессионализмы, в результате переосмысления имеющихся в языке слов: напряжение, образование, окончание. Иногда они специально создаются в языке по образцу иноязычного слова, такой процесс называется калькированием: правописание, кислород.

Заимствованные термины приходят из разных языков. Очень часто встречаются интернациональные словообразовательные элементы греческого и латинского языков: дидактика, субстанция, лингвистика и др. В последние десятилетия много терминов было заимствовано из английского языка: маркетинг, фьючерс, лизинг.

 

В современном русском языке исконно русских терминов меньше, чем заимствованных. Иноязычное слово удобнее воспринимать как термин, потому что оно обособлено от лексической системы русского языка и имеет в момент появления одно значение, а исконное русское слово прежде должно подвергнуться переосмыслению, потерять ассоциативную связь с родственными словами, и только тогда, когда его начинают употреблять в новом, специальном значении, оно становится термином.

 

Этимология, этимологические словари

Термин этимология образован от греческих слов etymon «истинное значение слова» и logos - «учение, слово». Этимология – область языкознания, занимающаяся установлением происхождения слов, их первоначальной структуры и первоначальных генетических связей с другими словами.

 

Кроме того, этимологией иногда называют научно-исследовательский процесс, процедуру, направленную на выяснение происхождения слова. В этом случае термин имеет синонимы: этимологизирование, этимологизация, этимологический анализ.

 

Результат этимологического анализа, то есть сформулированную в ходе исследования версию происхождения слова, тоже называют этимологией. Вот, например, этимология слова грамота в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской:

 

Грамота. Др.-русск. заимствование из греч. яз. В памятниках отмечается с XI в. Греч. grammata— «чтение и письмо» является формой мн. ч. от gramma — «буква, запись».

Необходимо сделать оговорку. Все слова меняются с течением времени. Этому подвержены и фонетическая оболочка, и лексическое значение. За века может накопиться столько изменений, что первоначальный облик и смысл слова окажется «затемненным». Это создает значительные трудности для анализа. И установление происхождения слова в этимологии не означает, что будет восстановлена непременно самая ранняя, первоначальная форма. Увы, на данном этапе развития науки это зачастую невозможно, и не факт, что будет возможно в дальнейшем. Этимологический анализ предполагает лишь раскрытие истории слова до какого-либо определенного периода в прошлом. Например, этимология многих современных русских слов возводится к их «предкам» в праславянском или праиндоевропейском языках. Что было с исследуемыми словами еще раньше, пока нет возможности выяснить, а имеющиеся предположения обычно слишком зыбки.

 

Ввиду описанных выше трудностей, связанных с изменениями слов и «затемнением» их первоначальной формы, часто случается, что происхождение того или иного слова нельзя установить абсолютно точно. В связи с этим этимологии слов делятся на истинные (абсолютно надежные, бесспорные) и гипотетические (предположительные, проблемные). Истинная этимология у слова только одна, тогда как гипотетических может быть несколько. В словаре гипотетические толкования сопровождаются пометами и оговорками: вероятно, вероятнее всего, по-видимому и т.д. На нынешнем этапе развития науки слов с гипотетической этимологией гораздо больше, чем с бесспорной. И есть слова, которые пока вообще не подвергались этимологическому анализу.

 

И истинная, и гипотетическая этимология должны быть научно обоснованными.

 

Языковед В.И. Абаев сформулировал основные задачи научного этимологического анализа:

1. Для основных, непроизводных слов данного языка – сопоставление со словами родственных языков и прослеживание истории формы и значения слова вглубь до языка-основы.

2. Для слов, производных внутри данного языка, – установление их составных частей (основы, корня, аффиксов) в данном языке.

3. Для заимствованных слов – выявление источника заимствования.

Из сказанного видно, что этимология тесно связана с такими областями лингвистики, как лексикология (в ее рамках исследуется семантика, т.е. значение, слова) и словообразование (изучение структуры, составных частей слова). Но для успешной работы ученый-этимолог должен обладать всесторонними глубокими знаниями практически во всех областях лингвистики. Ему потребуется сравнивать данные множества разных языков, как современных, так и древних, т.е. владеть методами сравнительно-исторического языкознания. Он должен хорошо разбираться в диалектологии, исторической грамматике, знать фонетические процессы в языках на разных этапах их развития, иметь развитое языковое чутье. Понадобится в работе и знание других наук, в первую очередь, истории, литературы, этнографии, географии.

 

В последнее время стали модными любительские изыскания в области происхождения слов. Те, кто этим увлекается, часто не имеют необходимых знаний (а многие, что самое печальное, даже не собираются их накапливать, считая, что официальная наука «всё лжет»). В результате слова трактуются такими «исследователями» как придется – в основном по созвучиям. А это очень ненадежный путь, поскольку созвучия чаще бывают результатом простого совпадения, нежели признаком родства. Структуру слова эти этимологи-любители в расчет почти не принимают, в своих умозаключениях с легкостью игнорируют звуки, наличие которых в слове не могут объяснить. Об истории языка и действовавших в нем законах имеют весьма смутное представление.

 

Если бы такие изыскания оставались в рамках простого развлечения, проблемы бы не было. Но в настоящее время подобные трактовки преподносятся их авторами как альтернативные научные гипотезы, а то и единственно верные, истинные версии происхождения слов. И эти измышления вызывают доверие у многих людей.

 

Одна из главных причин такого положения вещей – недостаточное просвещение в области научной этимологии. Даже в учебниках для студентов филологических факультетов этот раздел языкознания представлен в меньшем объеме, чем надо бы. О школьном преподавании и говорить не приходится: выпускники общеобразовательных учреждений в лучшем случае смогут объяснить, что означает сам термин «этимология», но о принципах этой науки и об особенностях исторического развития языка обычно ничего не знают. Неосведомленность – благодатная почва для распространения антинаучных идей, которые могут на первый взгляд казаться логичными и привлекательными, но в реальности уводят интересующихся ими очень далеко от настоящей истории родного языка.

 

Современная этимология – увлекательная и сложная наука, в ней пока гораздо больше вопросов, чем ответов. И все же, если вы хотите больше узнать о происхождении слов русского языка, вам помогут именно работы по научной этимологии – статьи, научно-популярные книги, учебники, словари.

 

Тема 4.3.Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи.

1. Употребление приставок в разных стилях речи

https://wordsland.ru/magiclanguage/suff.html

2. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. https://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/upotrebitelnost-morfem-rechi-90928.html

 

Употребление приставок в разных стилях.

Приставки на з-, с-

Конечные согласные приставок, кроме согласной з, на письме сохраняются независимо от произношения: подбросить - подпрыгнуть (хотя во втором слове в приставке произносим [т]), отпилить отбить (хотя во втором слове произносим [д], - предвидение предчувствие, внести - вписать и т.д.

 

Приставка с- не изменяется независимо от того, перед глухим или звонким согласным она находится: сбить, сдать, сделать,сгореть (на месте буквы с произносим [з]), сжевать [ж¯ ], сшить [ш¯].

 

Примечание. Существует и формальный способ определения приставки с-: она употребляется в начальных буквенных сочетаниях сб, сг, од, еж, сх, сч.

 

Исключением из этого правила являются слова зга (в сочетании ни зги не видно), здание, здесь, здоровый, где буква з входит в состав корня.

 

1. Приставки без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз- (роз-), чрез-(через-) пишутся в соответствии с произношением: перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими - с:безаварийный, безумный, разудалый, безбедный - бесплодный; вознаградить - воспитать; избирать - исполнить; низвергнуть - ниспадать; розлив - роспись; чрезмерный - чересполосица; разжечь - расчистить и т.п. Ср. также написание двойных согласных на стыке приставки и корня:беззаботный - бессвязный, воззвать - восстать.

 

Примечание. В словах расчет, расчетливый, расчесть пишется одна с, так как приставка рас- прибавляется к корню -чет (ср.: вычет, нечет, вычесть), а в словах рассчитать, рассчитывать, рассчитанный приставка рас- прибавляется к основе счит (уже есть одна приставка с-, ср.: обсчитать, пересчитать, отсчитать).

 

В слове рассориться пишутся две одинаковые согласные буквы, а не три («рас- ссориться»). так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся.

Слова разевать, разинуть, разорить и производные от них пишутся с одной буквой з.

 

В словах исчезать, чересчур пишется с, так как исторически они образованы от корней чезати (пропадать) и чур (грань, граница, предел; ср. выражение чур меня), к которым прибавлены соответствующие приставки.

 

В первой части сложных слов типа близсидящий, близстоящий конечная согласная не изменяется (хотя произносится [с]). Подобные слова образованы путем слияния двух слов (в данном случае - наречия и причастия: близ сидящий), ср. также: близлежащий, близповерхностный (о залежах руды).

 

В сложном предлоге из-под согласная з также не изменяется, так как слово пишется через дефис: в словах же исподлобья, исподнизу, исподтишка приставка ис- пишется по общему правилу.

 

2. В приставках раз-, рас-, роз-, рос- гласные а и о пишутся в соответствии с произношением: под ударением - о, без ударения - а: розданный - раздать, роспись - расписать, розвальни - развалить, розыск - разыскивать:

Исключение: розыскной.

 

3.Иноязычные приставки: дез- (фр. des - придает значение отсутствия, отмены, устранения чего-либо: дезактивация - удаление радиоактивных веществ), диз-, дис- (лат. dis - придает значение нарушения, разделения, расстройства, утраты: дизартрия - «расстройство речи», диспозиция-»расположение», дислокация - «размещение» и т.п.) - не зависят от качества следующего согласного (звонкого или глухого); дез-, диз- пишутся перед гласной корня или перед ъ, а дис- - перед согласной: дезинфекция, дезориентация, дезодорант, дизартрия, дизъюнкция; дисгармония, дисквалификация, дискредитировать и др.

 

 

Безударные гласные в приставках: в безударной приставке пишется та же гласная, что и под ударением в соответствующей приставке однокоренного слова: бездарный (бездарь), бестолковый (бестолочь), подкупить (подкуп), подписать (подпись), проблеснуть (проблеск), прорвать (прорванный), походить (походя) и т.п. Это правило не распространяется на приставки раз-, рас-, роз-, рос- (об их правописании см. Приставки, заканчивающиеся на з, п.2).

 

Примечания:

1. В русском языке приставка а- пишется только в заимствованных словах: алогичный (нелогичный), аморфный (бесформенный),асимметричный (несимметричный) и др.

 

2. Приставка па- пишется в словах: паводок, паводковый, паводочный (спец.), паволока («нарядная ткань» - др.-русск.), пагуба, пагубный,пагубно, пагубность; в остальных случаях пишется только приставка по-: побродить, посмотреть, поездка, повеление и т.д.

 

3. Приставка пра- со значением «первоначальный, наиболее древний» пишется в словах праистория, прародина, праславянский, праязык; со значением «отдаленная степень прямого родства»: прабабка, прабабушка, правнук, прадед, прадедушка, праматерь, праотец, прародитель, праправнук, праправнучка.

 

Приставки пре- и при: в основе правописания приставок пре- и при- лежит смысловой принцип, т.е. выбор той или иной приставки зависит оттого, какое значение привносит приставка в слово.

 

1. Приставка пре- пишется:

 

1) когда она придает словам значение предельной степени, полноты действия, качества, превосходящего какую-либо меру: превозносить,превосходить, превышать, преисполниться, преувеличить, преуспевать, превосходный, прехорошенький, премилый, премило, преуспевший и др.;

 

2) когда имеет значение приставки пере-: преградить (перегородить), превратить, прекратить, прекословить (ср.: перечить - разг.), предание (передать), преступить (переступить), превратный (перевернутый), преемник (перенимать) и др.

 

2. Приставка при- придает словам следующие значения:

 

1) пространственной близости, смежности: приморский, Приамурье, прибрежье, пристанционный, пришкольный, приусадебный и др.;

 

2) прибавления, приближения, присоединения: пригнать, привести, привязать, примерзнуть, приклониться (к чему-либо), придавить (прижать к чему-либо) и др.;

 

3) неполноты действия: привянуть, приоткрыть, прилечь, приспустить (чуть-чуть опустить), припустить (чуть-чуть добавить), приутихнуть и др.;

 

4) доведения действия до конца, до определенного результата: прикончить, придавить (лишить жизни - разг.), приглушить (заглушить совсем),приручить, приучить, прирезать и др.;

 

5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прикарманить, приманить, принарядиться,припрятать, присвоить, прислушаться и др.;

 

6) сопутствующего действия, признака: припевать, прижизненный, присвистывать, пританцовывать и т.п.

 

Примечания: 1. Приставка пре- является старославянской по происхождению, в русском языке ей соответствует приставка с полногласным сочетанием пере-: преграда - перегородка, предать - передать.

 

2. Необходимо различать написания близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками про- и при-: презирать (ненавидеть) ипризирать (давать приют); преклонить (голову) и приклонить (ветку к земле); претворить (воплотить в жизнь, реализовать) и притворить(закрыть), притвориться (прикинуться иным); претерпеть (перенести, пережить что-либо неприятное) и притерпеться (привыкнуть к чему-либо неприятному); преходящий (временный, непостоянный, ср.: переходящий в другое состояние) и приходящий (причастие от приходить) и др.

 

3. В словах преумножить (сильно умножить, увеличить) и приумножить (добавить незначительное количество) значения приставок в современном русском языке не разграничиваются, поэтому в орфографическом словаре рекомендуется написание приумножить.

 

4. В следующих словах приставки не вычленяются: предел, предмет, преимущество, препинания (знаки), препона, препятствие, пререкаться, пресловутый, претить, преткновение (камень преткновения), прибор, привередливый, пригожий, приказать, приличный, примитивный, притязание, причина, приязнь. Написание таких слов рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю. Так же определяется и написание заимствованных слов, в которых пишется как пре-, так и при-: преамбула (вступительная часть в дипломатическом документе),превалировать (преобладать), препарат (химический продукт лабораторного типа), приватный (неофициальный), президент, президиум, примадонна, привилегия, примитив, приоритет и др.

 

Практическая часть:

Задание: Перепишите, раскрывая скобки. Вставьте недостающую орфограмму и объясните ее написание.

1. Юноша выпустил вожжи из рук, и первое, что он (з,с)делал, к немалому удивлению Ули, - он большими ладонями аккуратно пригладил свои почти нера...трепавшиеся, ра...чесанные на косой пробор светло-русые волосы. 2. Ра...свет застал Сережку за городом. 3. Утреннее солнце блестело в ее волосах, уложенных спереди золотым валом и ни...падавших на шею и на плечи тонкими и, должно быть, тщательно продуманными между двух зеркал кудрями. 4. Любовь Шевцова принадлежала к той группе комсомольцев, которые еще в начале были выдвинуты в ра...поряжение партизанского штаба для и...пользования в тылу врага. 5. Самые, казалось бы, несоедимые черты - мечтательность и действенность, беспощадность, широта души и трезвый ра...чет, страстная любовь к радостям земным и самоограничение эти, казалось бы, несоединимые черты вместе создали неповторимый облик этого поколения. (А. Фадеев)

 

II. 1. Далеко на том берегу, в непроглядной тьме, горело вра...сыпную несколько ярко-красных огней. 2. Вдруг, ра...секая потемки, золотой лентой взвилась к небу ракета; она описала дугу и, точно ра...бившись о небо, с треском ра...сыпалась в искры. 3. Охотник бе...цельно поглядел в окно и прошелся по избе. 4. Лаптев, не садясь и держа шляпу в руках, стал извиняться за беспокойство. S. Андрей Васильевич Коврин, магистр, утомился и ра...строил себе нервы. 6. Пока ра...горался бур...ян, Кирюха и Вася ходили за водой куда-то в балочку; они и...чезли в потемках, но все время слышно было, как они звякали ведрами и ра...говаривали. 7. А ночь была темная, (з,с)ги не видать, хоть не гляди вовсе. (А. Чехов)

 

Контрольные вопросы:

Правописание приставок пре- и при;

Правописание приставок на з-, с-;

Безударные гласные в приставках.

 

Тема 4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.

1. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

3. Правописание приставок при- / пре-.

4. Правописание сложных слов

 

Тематика практических занятий:

Тема 4.4. 1. Практическое занятие: Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: