АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«АКАДЕМИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОБОРОНЫИ ПРАВОПОРЯДКА (институт)»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории управления
дисциплина
Оптимизация процесса принятия решения в организации
тема работы
Работу выполнил студент__ курса | |
Группа № ______________________ | |
Фамилия______________________ | |
Имя Отчество | |
Специальность ________________ | |
Шифр ______________________ | |
Проверил __________________________ | |
Ф.И.О., должность, звание___________ | |
Оценка ____________________________ | |
___________________________________ | дата, подпись |
Барнаул – 2009 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие процесса принятия решения и его виды…………………………4
2. Модели и методы оптимизации принятия решения………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………29
Введение
Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Оптимизация процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования моделей и количественных методов принятия решений.
|
Данная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается понятие процесса принятия управленческих решений, указываются характерные особенности решений, а также рассматриваются стадии процесса принятия решений.
Во второй главе рассматриваются методы и модели оптимизации процесса принятия управленческих решений.
Понятие процесса принятия решения
Принятие решения — это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.
Следовательно, процесс принятия решения — это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.
Данный процесс — это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.
На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать самостоятельно, иногда — взаимодействуя с другими людьми.
|
Рассмотрим стадии процесса принятия решений. Типовые процессы принятия решений, реализуемые в самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типовая» схема процесса принятия решения, устанавливающая наиболее целесообразный набор и последовательность действий. Данную схему следует рассматривать не как жесткий алгоритм выработки и принятия управленческого решения, а как логическую и наиболее приемлемую схему действий менеджера в проблемных ситуациях [1, с.234].
Типовой процесс принятия решений включает:
§ предварительное формулирование проблемы;
§ определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;
§ выявление и установление ограничений;
§ составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;
§ сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;
§ точное формулирование поставленной задачи;
§ анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;
§ разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы;
§ оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;
§ принятие решения;
§ доведение решения до исполнителей;
§ выполнение решения и оценку результата.
|
Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы. Поэтому уделим некоторое внимание проблемам.
Наличие проблемы можно представить как критическое рассогласование между желаемым положением и реальным.
Существуют два подхода к определению проблемы.
Согласно первому проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.
Во втором случае в качестве проблемы рассматривают существующую потенциальную возможность. Осознание проблемы возникает при определенном критическом значении рассогласования между существующим и желаемым значениями эффекта. Это критическое значение определяют для каждой конкретной ситуации, используя типовые представления.
Индикатор проблемы — достижение одним или несколькими параметрами эффекта критического значения. При этом выделяют:
§ осознание проблемы — установление факта ее существования в результате контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров;
§ определение проблемы — ответ на вопросы: что действительно происходит в организации, каковы причины происходящего и что за всем этим стоит. Определение и последующее формулирование проблемы позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем. Кроме того, весьма важно, чтобы все лица, связанные с разработкой управленческого решения, одинаково (однозначно) понимали суть проблемы [1, с.236].
В основу определения приоритета проблемы могут быть положены следующие факторы:
§ последствия возникновения проблемы;
§ воздействие проблемы на организацию;
§ срочность разрешения проблемы и ограничения во времени;
§ мотивированность и наличие соответствующих способностей у участников;
§ возможность решения проблемы без участия менеджмента или в ходе решения других проблем.
Этапы принятия решения