Понятие процесса принятия решения




АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«АКАДЕМИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОБОРОНЫИ ПРАВОПОРЯДКА (институт)»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории управления

дисциплина

Оптимизация процесса принятия решения в организации

тема работы

Работу выполнил студент__ курса  
Группа № ______________________  
Фамилия______________________  
Имя Отчество  
Специальность ________________  
Шифр ______________________  
Проверил __________________________  
Ф.И.О., должность, звание___________  
Оценка ____________________________  
___________________________________ дата, подпись

Барнаул – 2009 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие процесса принятия решения и его виды…………………………4

2. Модели и методы оптимизации принятия решения………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы……………………………………………29

 


Введение

 

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Оптимизация процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования моделей и количественных методов принятия решений.

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается понятие процесса принятия управленческих решений, указываются характерные особенности решений, а также рассматриваются стадии процесса принятия решений.

Во второй главе рассматриваются методы и модели оптимизации процесса принятия управленческих решений.


 

Понятие процесса принятия решения

 

Принятие решения — это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Следовательно, процесс принятия решения — это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.

Данный процесс — это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.

На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать самостоятельно, иногда — взаимодействуя с другими людьми.

Рассмотрим стадии процесса принятия решений. Типовые процессы принятия решений, реализуемые в самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типовая» схема процесса принятия решения, устанавливающая наиболее целесообразный набор и последовательность действий. Данную схему следует рассматривать не как жесткий алгоритм выработки и принятия управленческого решения, а как логическую и наиболее приемлемую схему действий менеджера в проблемных ситуациях [1, с.234].

Типовой процесс принятия решений включает:

§ предварительное формулирование проблемы;

§ определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;

§ выявление и установление ограничений;

§ составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;

§ сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;

§ точное формулирование поставленной задачи;

§ анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;

§ разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы;

§ оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;

§ принятие решения;

§ доведение решения до исполнителей;

§ выполнение решения и оценку результата.

Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы. Поэтому уделим некоторое внимание проблемам.

Наличие проблемы можно представить как критическое рассогласование между желаемым положением и реальным.

Существуют два подхода к определению проблемы.

Согласно первому проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.

Во втором случае в качестве проблемы рассматривают существующую потенциальную возможность. Осознание проблемы возникает при определенном критическом значении рассогласования между существующим и желаемым значениями эффекта. Это критическое значение определяют для каждой конкретной ситуации, используя типовые представления.

Индикатор проблемы — достижение одним или несколькими параметрами эффекта критического значения. При этом выделяют:

§ осознание проблемы — установление факта ее существования в результате контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров;

§ определение проблемы — ответ на вопросы: что действительно происходит в организации, каковы причины происходящего и что за всем этим стоит. Определение и последующее формулирование проблемы позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем. Кроме того, весьма важно, чтобы все лица, связанные с разработкой управленческого решения, одинаково (однозначно) понимали суть проблемы [1, с.236].

В основу определения приоритета проблемы могут быть положены следующие факторы:

§ последствия возникновения проблемы;

§ воздействие проблемы на организацию;

§ срочность разрешения проблемы и ограничения во времени;

§ мотивированность и наличие соответствующих способностей у участников;

§ возможность решения проблемы без участия менеджмента или в ходе решения других проблем.

Этапы принятия решения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: