Преимущества и недостатки смешанного обучения




Билет № 20

Ключевые навыки 21 века.

Мир меняется, меняется человек, меняются задачи образования. Современный человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной. То есть обладать навыками XXI века.

Это личностные качества человека: его целосто-смысловая основа, его духовно-нравственный мир, его такие качества как лидерство, умение работать на результат, умение работать в команде, умение добиваться успеха. Это — компетенции, такие как критическое мышление, творчество. И третья составляющаяэто базовые знания, умения и навыки, ведь формирование компетенций и личностных качеств невозможно без серьезной базы.

Личностные качества

  • Принятие базовых национальных ценностей
  • Любознательность
  • Инициативность
  • Настойчивость
  • Лидерские качества
  • Социальная и культурная включённость в общественную жизнь
  • Осознанная, ответственная деятельность

Компетенции

  • Критическое мышление
  • Творческое мышление
  • Умение общаться
  • Умение работать в коллективе
  • Совместная деятельность и сотрудничество

Базовые знания

  • Навыки чтения и письма
  • Математическая грамотность
  • Гуманитарные знания
  • Естественнонаучные знания
  • Финансовая и предпринимательская грамотность
  • ИКТ-грамотность
  • Общекультурная и гражданская грамотность

1. Навыки обучения и инноваций

§ творчество и инновации

§ критическое мышление и решение задач

§ коммуникацию и сотрудничество.

2. Навыки в сфере информации, медиа и технологий

§ информационная грамотность

§ медиа-грамотность

§ грамотность в сфере ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

3. Навыки для жизни и карьеры

§ гибкость и адаптивность

§ инициатива и самостоятельность

§ социальные и кросс-культурные навыки

§ производительность и умение нести ответственность

§ лидерство и ответственность.

Смешанное обучение.

В процессе смешанного обучения одинаково важны и онлайн обучение, и обучение с участием учителя.

Онлайн-среда предоставляет учащимся возможность самим контролировать темп, время, место и путь обучения. Это помогает развивать навыки планирования, самоконтроль и саморегуляцию, а также дает свободу. Обучение с участием учителя - важная часть смешанного обучения. Роль учителя меняется в зависимости от потребностей учеников. Ученикам младших классов необходимо практически постоянное присутствие учителя в классе. Учитель демонстрирует модели поведения и мышления, способы построения взаимоотношений. Подросткам, студентам и взрослым нужен скорее тьютор, советчик, специалист.

Интеграция опыта обучения онлайн и с учителем представляет собой активный формы работы на уроке. Такие активности должны быть ориентированными на практику. Наиболее удобный формат их проведения - в малых группах (работа над проектами, настольные игры и другое). Также возможна коллективная и индивидуальная работа над проектами.

выделяет следующие факторы успеха смешанного обучения[1]:

1. Персонализация

2. Обучение, основанное на мастерстве

3. Среда высоких ожиданий

4. Личная ответственность

Также важными факторами являются: проектная работа, ориентированная на реальную жизнь и использование различных форм группового взаимодействия.

Существует более 40 моделей смешанного обучения, но не все они одинаково эффективны.

Преимущества и недостатки смешанного обучения

Смешанное обучение сочетает в себе достоинства дистанционного и традиционного методов обучения и имеет множество преимуществ:

1. Обучение лицом к лицу дает возможность взаимодействия учащихся и преподавателя, а также учащихся между собой. В процессе совместной учёбы создается благоприятная образовательная среда, настрой на достижение результата, мотивация к учёбе. Участники процесса обучения мгновенно получают обратную связь, обсуждают материал, задают вопросы.

2. Совместное обучение и взаимодействие студентов не только увеличивает когнитивные способности, но и развивает эмоциональный интеллект учащихся.

3. С точки зрения онлайн-обучения, смешанная модель предоставляет большую свободу для учащихся: они могут сами выбирать материал, темп, время и место обучения.

4. Преподаватель обладает большей свободой в представления учебных материалов, контроле и оценивании. Сокращается время на проверку успеваемости, за счёт того, что тестирования можно выполнять он-лайн.

Одним из препятствий внедрения смешанного обучения может быть низкий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) у обучающихся и преподавателей. Кроме того, разный уровень владения ИКТ может затруднить процесс групповой работы.

Другой сложностью может оказаться техническое обеспечение места, где проходит обучение.

Кроме того, смешанное обучение требует постоянной технической поддержки и определенных затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей

Существует более 40 моделей смешанного обучения, но не все они одинаково эффективны

Первая из них - модель ротации станций (Station rotation model). Она предполагает перемещениеротацию студентов между различными обучающими станциями таким образом, чтобы, как минимум, на одной из них проходило онлайн-обучение. Другие станции могут задействовать учеников в работе в малых либо в больших группах, групповых проектах, индивидуальной работе, выполнении письменных заданий. В этой модели учащиеся перемещаются между всеми станциями.

В этой модели есть три основных типа активности учащихся: непосредственное обучение в мини-группах под руководством учителя, совместная командная работа учеников и самостоятельная работа учащихся за компьютерами. В модели ротации станций учащиеся переходят между разными станциями. Для работы в таком классе нужны два педагога - учитель, который работает напрямую с учениками, разъясняя материал, который вызывает затруднения, и ассистент учителя, который выполняет поддерживающую функцию, отвечая на вопросы учеников при выполнении ими командных заданий и индивидуальной работе за компьютерами.

Вторая модель - модель ротации лабораторий предполагает перемещениеротацию учеников в определенные периоды времени между фиксированными аудиториями, в которых проходят занятия под руководством учителей, а в одной из них учащиеся занимаются самостоятельно за компьютерами. Схема работы класса при таком подходе показана на рисунке 3.

Формирование групп учащихся, которые затем расходятся по лабораториям, происходит динамически, на основании данных, полученных по итогам тестирования в начале дня, что делает эти группы однородными и оптимизирует работу учителей при объяснении материала. При распределении по лабораториям есть дисциплинарное разделение на гуманитарное направление и естественнонаучное. Разработка учебных планов для каждого ученика происходит совместно с мастер-учителем, выполняющим, в том числе, координирующие функции между учителями и учениками. Для 67 процентов учащихся этой школы английский не является родным языком, но, несмотря на это, в первый же год школа получила один из высших баллов тестирования в Калифорнии.

Третья модель смешанного обучения - гибкая модель (Flex model).

Ее суть заключается в том, что онлайн-обучение является стержневой деятельностью студентов, которая периодически прерывается короткими сессиями директивного обучения под руководством учителя. Каждый студент может самостоятельно перемещаться в течение урока, занимаясь командными заданиями, индивидуально или с учителем.

Главная идея состоит в том, что учащиеся могут свободно перемещаться из одного учебного пространства в другое исходя из своих нынешних потребностей. Главным образом "гибкая модель" отличается от предыдущих моделей тем, что учащиеся не обязаны тратить четко отведенное время на какой-либо вид учебной деятельности. Наоборот, у каждого студента есть индивидуально разработанный график соответствующий его запросам.

Четвертой моделью, которая тоже имеет отношение к смешанному обучению является перевернутый класс (flipped classroom). Бишоп Дж. и Верлегер М. [2] определяют этот подход как образовательную практику, состоящую из двух частей: интерактивного группового обучения в классе под руководством учителя и прямого обучения с помощью компьютерных технологий вне класса.

При реализации этой модели учебный процесс "переворачивается" - лекционный материал отдается на самостоятельное изучение дома посредством онлайн-курсов, а в классе происходит детальная проработка наиболее сложных моментов. Преимуществом такого подхода является то, что в случае необходимости, ученик может неограниченное количество раз просмотреть вызывающий затруднения лекционный материал дома, и, если разобраться не удалось, прийти в класс с конкретным вопросом. Таким образом, учащиеся освобождаются от необходимости присутствовать на уроке в процессе объяснения уже понятого ими материала и могут перераспределить свое время на то, в чем понимание еще не достигнуто.

Учитель в модели смешанного обучения перестает играть роль лектора, который находится в центре процесса и к которому приковано все внимание. Теперь он должен способствовать самостоятельному обучению учащихся, а не обучать напрямую. Учить тому, как следует учиться, а не предмету. Показывать, как ставить сложные задачи и подбирать для этого стратегии обучения.

Учитель более не должен фокусироваться на задачах типа объяснения материала базового уровня - теперь эту функцию могут взять на себя онлайн-курсы.

Учителя могут заниматься проектированием и развитием образовательных программ, измерениями и оценкой результатов учащихся, преподаванием в больших либо малых группах, углубляться в предметную специализацию. Важно отметить, что в таких условиях каждому педагогу может быть предоставлена возможность заниматься тем видом деятельности, в котором он готов проявлять максимальную отдачу.

Учебный процесс при реализации модели смешанного обучения также подвергнется изменениям, которые, в первую очередь, могут происходить в следующих сферах:

· · Продолжительность учебного года

· · Продолжительность учебного дня

· · Расписание занятий

· · Размер класса

· · Конфигурация класса

· · Группировка детей по возрасту

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: