содержания в представляемых учебниках




 

Раздел «Методы познания в химии». С первых параграфов учебника для 8 класса учащиеся знакомятся с химическим экспериментом, как источником познания веществ и их превращений. Они приучаются к тому, что любое предположение должно быть подкреплено опытным путем. Весь учебный процесс формирования знаний строится в следующем направлении.

 
 

Такой путь познания формирует у школьников определенное мировоззрение и понимание природы человеческого познания.

В 8 классе они также получают понятия синтеза и анализа, как методов познания химического состава вещества. При познании состава и строения вещества они знакомятся с методом моделирования. Сначала на материальных моделях они познают строение молекул и кристаллов, а затем и со схематическим моделированием реакций.

Разделы «Современные представления о строении вещества» и «Химическая связь». Строение атома (ядерная модель, изотопы) и периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева школьники познают в конце 8 класса. Они знакомятся с s-, p-, d-элементами, соотносят структуру периодической системы элементов с распределением электронов по орбиталям, учатся определять структуры валентных оболочек атомов каждого семейства. Сущность современного строения атома дана достаточно полно. Школьники понимают, что в химический элемент входят различные изотопы (хотя термин «нуклид» и не употребляется). Достаточно полно дается представление об электронном облаке, орбиталях, их формах и направленности. Фактически, школьники получают представление о строении атома на основе квантово-механических представлений, хотя и не знакомятся с квантовыми числами. Лишние термины не прибавляют понимания, а только создают лишнюю перегрузку учащихся. В начале 9 класса школьники изучают химическую связь, ее виды, геометрию молекул, взаимозависимость строения кристаллических решеток и видов связи. Геометрия молекул изучается на основании модели отталкивания электронных пар, что более понятно учащимся. То, что более понятно, уменьшает перегрузку, к чему автор учебника должен стремиться. Понятие о гибридизации вводится в курсе органической химии. При изучении растворов (глава II) они знакомятся с водородной связью, а при изучении восстановительных свойств металлов (глава III) — с металлической связью. Катионы и анионы изучаются в 8 классе (глава III) и в 9 классе (глава II).

Раздел «Вещество». Понятие состава вещества формируется на протяжении всего курса химии. Начинается этот процесс со знакомства с качественным (элементным) составом. Для установления качественного состава (анализа и синтеза) вводятся реакции разложения и соединения. В III главе 8 класса учащиеся знакомятся с некоторыми аналитическими реакциями, с помощью которых они могут доказать наличие тех или иных ионов в растворе. Количественный состав изучается при решении задач на нахождение массовой доли вещества, а затем задач на определение химической формулы (I глава 8-го класса). Для этого вводится физическая величина количество вещества и его единица — моль.

Одновременно с формированием понятия состава вещества изучается молекулярное и немолекулярное строение. Для молекулярных веществ вводится закон постоянства состава молекул. Молекулярное и немолекулярное строение связывается с агрегатным состоянием и температурами плавления и кипения веществ.

С аллотропией учащиеся сталкиваются впервые при изучении кислорода (II глава 8 класса), а с гомологией и изомерией — при знакомстве с органическими веществами (V глава 9-го класса). В последующем курсе эти понятия развиваются.

Растворяющие способности воды даются в II главе 8 класса. Там же дети знакомятся с массовой долей растворенного вещества. Механизм растворения, тепловые явления при растворении, слабые и сильные электролиты изучают в II главе 9-го класса. В этой же главе знакомятся с молярной концентрацией.

Дисперсные системы в содержание учебника не вводились. Но уже разработаны подробные уроки по изучению коллоидных растворов и написаны дополнительные параграфы, которые будут введены в последующие издания учебника 10 класса.

Раздел «Химические реакции». Классификация химических реакций начинается в 8 классе, где формируются понятия реакций разложения и соединения. В III главе учащиеся изучают кислотно-основные и ионообменные реакции. Все эти типы получают дальнейшее развитие в специальной главе «Типы химических реакций» (9 класс), в которой обобщаются и углубляются знания о кислотно-основных и ионно-обменных реакциях, а также изучаются окислительно-восстановительные реакции. В этой же главе школьники знакомятся с гидролизом, со средой водных растворов. С водородным показателем школьники узнали из II главы при изучении воды, как слабого электролита.

В главе «Основные закономерности химических реакций» (9 класс) учащиеся знакомятся с общими представлениями о механизмах реакций, энергетикой и тепловыми эффектами, химической кинетикой, катализом, энергией активации, а также с химическим равновесием. Все эти понятия развиваются в дальнейшем в 10 классе при изучении химических производств.

В учебник 10 класса дописана глава «Направленность химических реакций». В ней вводятся понятия энтальпии, энтропии, энергии Гиббса. Углубляется понятие теплового эффекта и вводится закон Гесса. Также рассматривается химическое равновесие с точки зрения термодинамики, закон действующих масс и константа равновесия.

Раздел «Неорганическая химия». Глава «Важнейшие классы неорганических веществ» (8 класс) посвящена изучению металлов и неметаллов, кислотных и основных оксидов, кислот и оснований. Эти знания используются и в свою очередь углубляются при изучении изменения свойств веществ в периодах и группах периодической системы элементов (IV глава 8 класса). В 10 классе эти понятия развиваются и углубляются при изучении групп элементов и их соединений.

Восстановительные свойства металлов сначала изучаются в 9 классе в III главе при изучении окислительно-восстановительных реакций, затем в 10 классе получают углубление при изучении общих свойств металлов. Там учащиеся знакомятся с гальваническим элементом, рядом напряжений металлов, электролизом расплавов и растворов солей металлов различной активности.

В курсе 10 класса учащиеся на основе сформированных химических понятий изучают неметаллы в главах «Галогены», «Подгруппа кислорода», «Подгруппа азота».

Металлы изучаются в специальной главе «Металлы». Структура этой главы такова. В первой части даются общие свойства металлов. В этой части даны гальванический элемент, ряд напряжений металлов, электролиз растворов и расплавов, общие принципы получения металлов из руд, сплавы, коррозия металлов и борьба с ней. Далее изучаются металлы s-элементов, металлы р-элементов (алюминий), металлы d-элементов. При рассмотрении металлов d-элементов достаточно подробно анализуруются свойства металлов в IV периоде, в том числе, хром, марганец, медь, цинк и другие. Более подробно изучается железо и его соединения. Соединения других металлов этого семейства часто рассматривались в ходе изучения общего курса (8 класс), а также в связи с изучением других элементов и их соединений (например, гидроксид цинка, меди, оксиды, сульфиды меди, хрома, марганца и других). При изучении металлов d-элементов вводится знакомство с комплексными соединениями, первые сведения о которых школьники получают еще в 8 классе при знакомстве с амфотерностью оксидов и гидроксидов. В учебник будет добавлен соответствующий параграф. Металлургия рассматривается на примере получения алюминия, чугуна, стали.

Раздел «Экспериментальные основы химии». На протяжении всего курса химии учащиеся выполняют много лабораторных работ и опытов. Им даны правила техники безопасности и правила работы с оборудованием. Перед каждой работой учитель предупреждает учащихся об опасности и напоминает им правила работы с реактивами и оборудованием.

Раздел «Органическая химия». Весь требуемый объем знаний дан в учебнике Э.Е.Нифаньтева «Органическая химия».

Раздел «Химия и жизнь». Одним из принципов отбора материала в содержание данного учебника является жизненная значимость химических знаний. Так, например, важно, чтобы учащиеся понимали опасность продуктов химии, разбирались бы, в общем и целом, в процессах, идущих в повседневной жизни, опасность пагубных привычек и так далее. Поэтому учебник насыщен таким материалом, который имеет значение в жизни каждого будущего гражданина. Так, они знакомятся с тем, что образуется при неполном сгорании табака, горении костров, мусора, полимеров, какие последствия это влечет. Они знакомятся с коррозией автомобильных деталей и мерами его защиты. Учащиеся выполняют домашний эксперимент с веществами, имеющимися в доме (моющие средства, удобрения, лекарства, пищевые продукты и т.д.) и знакомятся с их полезными и опасными свойствами. В учебнике даны сведения о значении, а также опасности для живых организмов различных элементов. На обложке учебника помещена бабочка. Как символ экологической чистоты среды и как символ экологизированности учебника.

Таким образом, содержание учебников соответствует действующим государственным стандартам.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: