У ребёнка должен быть чёткий алгоритм действий в любой ситуации




Глава «Лиза Алерт» Григорий Сергеев: «Родители экономят себя на разговорах с детьми»

25 мая — Международный день пропавших детей. Как избежать трагедии и что родитель может сделать для безопасности ребенка, рассказывает Григорий Сергеев, председатель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт».

Десять детей в год гибнут в канализационных люках

Ребёнок — это наивный, любопытный и стремительный товарищ с ещё недостаточно развитым интеллектом и инстинктом самосохранения. Это значит, что к трагедии может привести практически любая, даже самая невинная ситуация.

Реальная история: девочка Даша пошла собирать маме букет цветов. И как в страшной сказке — деревце за деревце, кустик за кустик — оказалась в глухом лесу.

Потом наступила ночь, температура упала до плюс восьми градусов. А она — в легком платье, в туфельках, без еды и воды. И все это где-то в Смоленской области.

Сотрудники полиции, МЧС и добровольцы сутки прочесывали лес и нашли девочку. У неё было серьезное переохлаждение, но она была жива. Все обошлось, потому что дети очень прочные, а поиск не растянулся во времени.

Надо помнить, что родитель несет полную ответственность за безопасность ребёнка до его совершеннолетия. Все трагедии — это всегда ошибка взрослых, и в первую очередь, родителей: не проговорили, не объяснили.

У нас больше десяти детей в год гибнет в канализационных люках и колодцах. Это мы, взрослые, с одной стороны, раскопали колодцы и оставили их открытыми, а с другой — не рассказали детям об этой опасности.

За лето от шести до десяти детей погибают в трансформаторных будках от удара электротока. Дети просто не знают, для чего нужны эти сооружения, и в чём их опасность.

Главная беда родителей в том, что они не расширяют свой кругозор в области безопасности и экономят себя на разговорах с детьми. Вот это убивает, а не злая сила, не злой рок — только наше бездействие, наша безалаберность, наша бесхозяйственность и наплевательское отношение к детям.

Вот в брянской школе на ровном месте случился трагический случай. В учебном здании не было туалета и детям приходилось бегать в отдельностоящий сортир в любую погоду, даже зимой. Пропал ребенок, даже не ученик ещё — дошкольник. Искали и нашли: утонул в туалетной яме. Там была огромная щель, в которой виднелась куча мусора и какой-то мячик. Визуально поверхность казалась твёрдой, и малыш полез туда за мячиком.

Недавно журналисты попросили нас показать эту школу.

Мы были уверены, что уже и показывать-то нечего, всё заменили и исправили. Но мы сильно ошиблись — туалет и яма на месте.

Ничего не изменилось даже после гибели ребёнка. Пока для взрослых безопасность детей — это незначительно, неважно, несерьёзно — ничего не поменяется.

Сады и школы должны быть окружены глухими заборами

В прошлом году я как родитель возмутился: почему в нашей школе ребёнка может забрать абсолютно любой человек? В ответ на недовольство директор выпустил приказ, и пару месяцев ребёнка можно было забрать только по паспорту. А потом всё вернулось на круги своя.

Безопасность в школах и садах находится всё ещё на очень низком уровне, особенно в регионах. В идеале любые детские учреждения должны быть окружены глухими непрозрачными заборами, чтобы посторонние не глазели на детей, как на зверей в зоопарке. И, конечно, ребёнка не должны выдавать посторонним людям. Вот эти вещи — базовые, а даже не камеры или вертушки на входе.

В первую очередь мы перекрываем подходы к воде

Конечно, дети пропадают везде: в городе, в лесу, на транспорте. Но наиболее опасна для ребёнка вода. Мы, поисковики, понимаем, что если ребёнок пропал около воды, то он, скорее всего, утонул. Из пятнадцати детей, которых мы находим погибшими в природной среде, четырнадцать убьёт вода. Когда мы ищем детей, то первое на что мы смотрим, — это близлежащую воду. И первое же действие — перекрываем подходы к этой воде. Потому что вода влечёт ребёнка, и при этом она очень опасна.

В зимний период на реках, озерах, прудах происходит много трагедий: 99% ребят не знают, как вести себя на льду. Особенно, если они попали на него неожиданно. Собственно, больше половины погибших на льду не знали, что там есть лёд. Они видели снег и думали, что перед ними поляна или просто какая-то твёрдая поверхность.

А правила довольно просты, но не очевидны: если на поверхности ничего не растет, если есть некоторое снижение рельефа, то большая вероятность, что под снегом и льдом вода, а вовсе не земля.

Бывают, конечно, счастливые исключения, когда вода была рядом, но беды не случилось. Так в

У ребёнка должен быть чёткий алгоритм действий в любой ситуации

Есть простые правила безопасности, и любой родитель в состоянии рассказать о них ребёнку. Это элементарные вещи, база: подходишь к дороге, посмотри налево, а потом направо, переходи по зебре или на зелёный сигнал светофора.

Зимой смотри на крыши: там может притаиться сосулька. Не суй пальцы в розетку, не играй на заброшенной стройке, не залезай в люки, не ходи по бетонным коллекторам.

Ребёнок должен знать домашний адрес и телефоны родителей, понимать, как пользоваться транспортом, что делать, если оказался один на улице или в незнакомом месте. К каким взрослым можно обращаться, а к каким нельзя.

В голове у ребёнка должен быть чёткий алгоритм действий, чтобы он не растерялся в сложной ситуации. Чтобы он, если что, действовал с холодной головой, а не из состояния паники. И этот алгоритм должны заложить родители, естественно, учитывая возрастные особенности.

Если с ребёнком ежедневно говорить о безопасности, то, возможно, это убережет его от беды. Возможно — потому что даже очень разумные и информированные дети все равно любопытны и активны. И если они хотят найти приключения, то они их найдут.

Вот, например, классическая ситуация на транспорте. Ребёнок заскочил в автобус, а родитель не успел. У ребёнка задача очень простая: оставаться на месте, никуда не уходить, а если кто-то из взрослых будет его тащить куда-то, чтобы найти маму, сказать: «Мне мама сказала оставаться на месте». Родителю нужно в это время быстро приехать и найти сына или дочь. То есть действие ребёнка — стоять в людном месте и ждать, действие взрослого — быстро найти и закончить эту ситуацию.

Если ребёнок ещё мал и может не сообразить, что нужно выйти на следующей остановке, то можно заранее договориться о более простых вещах: «Если потеряешься, ничего не делай, жди маму, я тебя найду». Мама должна через автобусный парк мигом выяснить телефон водителя, связаться с ним и объяснить ситуацию. Попросить, чтобы он поставил человека рядом с кабиной и присмотрел за ним. А самой нужно сесть в такси и догнать автобус. Родитель должен обеспечить безопасность, а безопасность обеспечивается вниманием достаточного количества людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: