Программа «Живопись» для ДШИ, по которой работаю шестой год, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир изобразительного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Одной из задач программы является развитие творческой активности учащихся, для достижения которой введена форма «Детский мастер- класс».
Появилась данная практика в процессе наблюдения за детьми, была отмечена некоторая закономерность: если один ребенок научился что-нибудь делать, необходимое и привлекательное лично для него, то он, как правило, будет делать это по просьбе всех детей в группе. Дети, независимо от возраста, научившись чему-то новому, делятся опытом со сверстниками. Таким образом, возникла идея организовать такую практику, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, желающим научиться. Изучив в сети Интернет, опыт работы по данной теме коллег- педагогов решила это использовать в образовательной деятельности. Многие дети заявили свое желание провести свой собственный мастер класс. Было определено, что ребенок, который проводит мастер-класс, является — Мастером, а дети, которые принимают участие — Умельцами. Таким образом, возникла идея организовать такую практику, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, желающим научиться.
Эта практика получила название «Детский мастер класс». Таким образом, Мастер – это ребенок, который в рамках одного конкретного детского мастер-класса может предъявить сверстниками свой опыт. Детский мастер-класс – это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
|
Данную технологию использую не первый год. Работу осуществляю при тесном взаимодействии с родителями, так как только с помощью сотрудничества педагога, родителя и ребенка можно достичь максимального результата от всего процесса организации и проведения детского мастер – класса. В ходе подготовки и проведения мастер – класса создаю определенные условия, ситуации, когда дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности.
Совместно с детьми мы разработали правила для участвующих в мастер-классе:
- Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.
- Слушаем внимательно, не перебивая.
- Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.
- Вопросы задаём вежливо.
- Не стесняемся задавать вопросы.
- Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает.
Ценностью детских мастер-классов является:
Для детей, дающих мастер-класс:
- приобретение опыта публичных выступлений;
- формирование коммуникативных навыков;
- возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
- формирование ответственности;
- развитие инициативности;
-мастер-классы позволяют приобрести практические навыки профессии педагога
Все это готовит ребенка к выбору будущей профессии.
|
Для детей, участвующих в мастер-классе:
- овладение новыми способами действий;
- приобретение опыта коллективной деятельности;
- формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам;
- развитие вопросительности;
- стимул самостоятельного поиска новых способов действий
Ценностью детских мастер-классов:
Для педагога:
- способ поддержки детских инициатив;
- способ сплочения группы;
- возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;
- возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
- возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
- возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него:
- увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
- способ участия в реализации образовательной программы.
Так же считаем, это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Мы руководствуемся следующими правилами организации детского мастер-класса:
Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.
День и время мастер-класса обговариваются с педагогом.
Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления.
Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.
Структурой детского мастер-класса является:
-презентация темы мастер-класса;
-представление опыта Мастером;
-практическая часть;
-презентация продуктов деятельности
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования такой культурной практики как Детский мастер - класс в образовательной деятельности, так как "ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности".
|
В ходе реализации этой практики дети приобрели опыт публичных выступлений; выступали со своими детскими инициативами, почувствовали себя успешными и значимыми; стали более ответственными; проявляли самостоятельность. Так же хочется отметить, что дети для проведения мастер-классов стали искать информацию в различных источниках: у родителей, из книг, в сети Интернет.
Позитивным результатом мастер-классов можно считать результат, выражающийся в формировании мотвации к самообучению, самосовершествованию, саморазвитию.
В течение 2018-2019, 2019- 2020 уч. года состоялись несколько детских мастер-классов «Шоколадница», «Новогодняя открытка», «Чехол для ножниц», «Очки для сна», «Игрушка-антистресс из бумаги», «Сувенир из светоотражающих материалов» (для мероприятия ГИБДД Ильинского района) в т. ч. и для родителей.
На мой взгляд это очень эффективная форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
Источники информации:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/22/chto-takoe-master-klass
https://www.apoi.ru/stati/master-klassy-dlya-detej