Для сбора информации у старожилов о населенных пунктах, можно воспользоваться вопросами по топонимике




С. Среднее Аверкино, ул. Центральная, 23а, филиал ЦВР «Эврика»

Егорова Надежда Александровна, тел.: 8 (846-56-) 42-8-08

3. Конкурс предполагает сбор устных свидетельств об историческом и культурном наследии на основе интервью с жителями региона.

3.1. Критерии оценки Конкурсных материалов:

· соответствие видеопродукта заявленной теме;

· этичность и корректность вопросов интервью;

· содержание с точки зрения полноты рассказа о прошлом народов района;

· наличие полной текстовой расшифровки с подтверждающими документами: копии справок, дипломов, удостоверений, фото и т.д.;

· техническая реализация: качество видеосъемки, наличие звукового сопровождения, видеоэффекты, уровень владения специальными средствами, наличие титульного кадра, титров; законченность сюжета;

· общее эмоциональное восприятие.

3.2. Требования к видеоролику:

· формат – wmv, mp4; mpg; avi;

· минимальное разрешение видеоролика –480px;

· продолжительность обработанного видеоролика – не более 3-5 минут;

· участие в видеоролике непосредственно участника – необязательно;

· использование при монтаже и съёмке видеоролика специальных программ и инструментов – на усмотрение участника;

· количество видеороликов — не ограниченно;

· участники сами определяют жанр видеопродукта (интервью, репортаж, фото-видеоклип и т. д. и т.п.);

· на конкурс не принимаются ролики рекламного характера, оскорбляющие достоинство и чувства других людей, не укладывающиеся в тематику конкурса.

3.3. Номинации:

1. История семьи в истории страны: Великая Отечественная война, тыл в годы войны, раскулачивание, колхозная жизнь и т.д.

2. Сбор и реконструкция исторических событий:

· Фольклор: информаторы исполняют песни, рассказывают сказку или иные формы устного народного творчества; рассказывают о детских, молодежных играх, вечёрках, плясках.

· Национальные праздники: праздники, обряды, (можно запись сделать дробной, т.е. самое интересное, чтобы по времени уложиться).

· Народная кухня: исполнители рассказывают рецепты традиционной кухни, национальной или показывают мастер- класс.

· Спорт: исполнители рассказывают о рукопашных состязаниях, борьбе и иных формах традиционных состязаний; спортивных праздниках.

· Ремесла, технологии изготовления игрушек, предметов быта.

3. Школьная жизнь: рассказы об учителях и учениках, школьные традиции, история школы, знаменитые выпускники.

Орг. комитет оставляет за собой право формирования подноминаций в зависимости от предоставленных материалов.

На Конкурс принимается от каждого участника не более 2 работ (образец анкеты- опросника для интервьюирования в Приложении 4.).

 

3.4. Для участия в Конкурсе необходимо предоставить в ЦВР «Эврика»:

1. Заявку на электронный адрес zvr-2013@mail.ru или nadin.egorova65@mail.ru (Приложение 1).

2. Сопроводительное письмо, видеоматериалы на электронных носителях; текстовую расшифровку (Приложение 2).

3. Согласие интервьюируемых на обработку персональных данных (тех, кто будет в кадре) (Приложение 3).

В теме письма указать: «Открытый районный конкурс «Голос истории» и Ф.И.О. заявителя.

3.5. Представленные на Конкурс материалы оцениваются согласно критериям, победители определяются по наибольшему количеству набранных баллов (Приложение 5).

3.6. Оценка заявленных на Конкурс материалов осуществляется жюри, в составе которого руководители музеев школ, учителя истории, методисты краеведческого направления, специалисты по созданию видеороликов.

Награждение.

Победители и призеры награждаются дипломами.

Предоставленные материалы должны быть достоверны, подкрепляться копиями документов. Авторы несут полную ответственность за предоставленные материалы.

Все предоставленные материалы будут размещены на сайте.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Форма Заявки

ОУ Ф. И. участника (участников) Возраст, класс Название работы Номинация Ф. И.О. руководителя, подготовившего участника, должность   Контактный телефон, e-mail  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сопроводительное письмо к видеозаписи

участника Конкурса «Голос истории»

 

1. ФИО заявителя – интервьюера (кем осуществлена видеозапись)

____________________________________________________________________

 

2. Имя файла видеозаписи

____________________________________________________________________

3. Дата, время и место (адрес) осуществления видеозаписи:

__________________________________________________________________

4. На видеозаписи представлено интервью с:

____________________________________________________________________

(ФИО интервьюируемого)

5. Заявитель представляет команду (указать наименование при наличии)

6. Текстовая расшифровка видеозаписи

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Согласие на обработку персональных данных

(в случае получения данных у третьих лиц/передачи

Данных третьим лицам)

 

ГБОУ СОШ

им. Н.С.Доровского с. Подбельск

м.р. Похвистневский Самарской области

Уздяеву В.Н.

от ________________________________

фамилия, инициалы заявителя

___________________________________

место работы, учебы, жительства

Не возражаю против использования Вами сведений обо мне, содержащих данные: биометрические параметры (фото и видео материалы мероприятий), фамилия, имя, отчество, должность, место работы, учебы для размещения на Интернет-ресурсах и в СМИ с целью освещения деятельности учреждения в печатной и электронной форме.

Настоящее согласие дано мной и действует бессрочно. Настоящее заявление может быть отозвано мной в письменной форме.

 

Дата_________________________

 

Подпись заявителя ____________________________

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец опросного листа

ФИО (девичья)

Место рождения

Год рождения

ФИО родителей/бабушек/дедушек помните? Назовите.

Откуда были родом? Какого года рождения? Чем занимались? Когда приехали в…..?

Сколько человек было в семье? Где жили?

Какой престольный праздник в деревне был? В соседних селах (деревнях)?

Была ли церковь, какая, где находилась, какого праздника или святого?

Праздники календарные

Рождество

1. Как отмечали Рождество? Ходили в церковь? Когда, как? Помните, как отмечали этот праздник ваши бабушки??

2. Какие блюда готовили на Рождество?

3. Ходили ли колядовщики? Кто, как, в чем одеты? Что приносили с собой? (свечу, фонарь, звезду) Что должны были делать? Что пели? Что им подавали? Куда складывали?

4. Гадали? Как?

5. Елку ставили? Где брали? Покупали? Рубили? Когда? Куда ставили? Игрушки на елку сами делали? Из чего? Что? Во что играли вокруг елки?

6. Как Новый год справляли?

7. Как праздновали крещение, купались ли в проруби? Кто, как, когда?

 

Масленица

Какие блины пекли? Как называлась масленичная неделя до Поста? К кому ходили в гости?Катались с гор? На чем? По деревне на санях ездили? Расскажите… Чучело жгли? Где устанавливали чучело? Кто наряжал? Во что?

 

Пасха

1. Пасху как праздновали?

2. На Пасхе что-то рисовали сверху? Из творога делали?

3. Яйца красили в какие цвета? Чем красили? Где краску брали? Были игры с яйцами?

4. Описать Красный угол. Иконы, лампада … В каждой комнате?

5. Ходили славить? Что пели? В дом запускали?

 

Троица

1. Как отмечали этот праздник?

2. Украшали зеленью? Как наряжали? Где ставили березки?

В одно и тоже место всегда ставили? Во дворе ставили?

Травой, цветами украшали?

3. Хороводы водили?

 

Детство

1. Детство помните? В детстве в какие игры играли?

2. Какие игрушки были? (куклы, береста, щепочки, палочки, глина...). Куклы сами шили? Из чего? Во что играли куклами? С кем играли?

Где хранились куклы?Мама/бабушка показывала как шить? Покупные игрушки…

3. Играли в мяч? Какие игры были? Из чего мяч? Кто делал мяч?

Когда в мяч играли? Кто? Какие игры еще были? (считалки, жеребьевки, дразнилки) Были свистульки?

 

Быт

1. В деревне кто жили? Жили дружно?

Какие рядом деревни были?

2. На ярмарку ездили? Что там покупали?

3. На покос ходили? Что брали с собой? (что пили-ели)

4. Лён выращивали? Как? Кто? Когда? Красили? Как?

5. Пряли? Кто? Когда?

6. Ткали? Что носили? Что шили?

7. Мастеровые люди в деревне были? (пимокат, плотник, гончар...)

8. Приезжал ли в деревню «тряпичник»? Что привозил?

Что брали у него? Что давали взамен?

9. До какого дня непременно нужно было все посадить в огороде?

10. Приметы

11. Ездили в гости? Когда? С собой что-то везли?

Кухня

1. В будни что ели? Что пили?

На праздники что должно быть на столе?

2. Какие заготовки делали (сушили грибы, ягоды...)?

3. Были пряники? Как выглядели? Сами стряпали или покупали?

В виде животных были?

4. Посты соблюдали? Что в пост ели?

5. Брагу варили? Квас?

6. Какие кисели были?

7. Когда приезжали гости, что непременно должно быть на столе?

Песни

1. Песни какие помните, пели?

2. Вечерки помните? Что это такое? В каком возрасте ходили на вечерки? Что там делали?

3. В игры играли на посиделках? Какие?

4. Помните хороводную песню? Частушки? Колыбельные? Заклички? Прибаутки?

Свадьба

1. Где жених с невестой знакомились? Где и как выбирали невесту? Когда играли свадьбы? Что было на свадьбе? Смотрины невесты.

2. Сватовство было? Как сватались? Кто ездил сватать?

3. Рукобитье было? (когда происходило, кто присутствовал?)

4. Какое приданое у невесты? (когда везли в дом жениха?)

5. После сватовства что было? Как назывались участники свадебной процессии (дружка, тысяцкий, товарищи)? Кто это был (родственники; друзья; крестные родители)? Сколько их было? Какие функции они выполняли?

6. Как жених забирал невесту? Нарядные лошади? Обозы?

7. В какой день венчались? Кто в церкви встречал?

8. Как невеста одета была? Венок был? Кто его делал? Как? Какого цвета цветы?

9. В каком порядке свадебный поезд? Перегораживали ли дорогу?

10. После церкви куда ехали? Кто встречал? Какие на свадьбу песни пели? Кто пел эти песни и когда?

11. Кушанья на свадьбе: кто готовил еду? Пекли ли специальный каравай? Были ли обрядовые свадебные кушанья?

12. Сколько дней длилась свадьба? Как назывался первый день? Кто присутствовал в первый день? В каком порядке сидят гости за столом? Был ли обычай сажать молодых отдельно от гостей? Каким образом сажали молодых?

13. Что происходило во время свадебного стола (гости дарят подарки, деньги; дарят что-либо родным невесты)? Как это происходило? Что кричат гости, желая, чтобы молодые поцеловались? Остаются ли гости на ночь? Где устраивали постель молодым и кто ее готовил? Кто провожал молодых? Кто и как их “ будил ”?

15. Как называли жениха, переходящего жить в дом невесты?

16. В какие праздники, определенные дни в году, принято было родителям молодой навещать дочь или дочери - родителей (в Покров; 40-й день после свадьбы; день "40 мучеников")? Какие полагались гостинцы (каша; рубаха для зятя; 40 " тетёрок "- фигурок из теста)?

Для сбора информации у старожилов о населенных пунктах, можно воспользоваться вопросами по топонимике

Вариант I.

1. Как называется деревня, (село, поселок, город)? В каком она районе, сельской администрации?

2. На какой реке (озере) находится деревня?

3. Как называется лес, ближайший к деревне?

4. Какие названия имеют луга вокруг деревни?

5. Как называется самое высокое место (гора, холм, бугор) возле деревни?

6. Есть ли вблизи деревни овраги, имеющие собственные названия? Какие это названия?

7. Как называется ближайшее к деревне болото?

8. Есть ли около деревни колодцы, ключи, родники, имеющие свои названия? Какие они?

9.Есть ли около деревни другие места, имеющие собственные названия? Какие?

В каждом случае следует спрашивать о происхождении названия (почему, в связи с чем оно дано?).

Вариант II.

(может использоваться новичками, начинающими знакомство с топонимикой со своего родного селения).

1. Как называется селение, его части, улицы.

2. На какой реке (каком озере) оно стоит?

3. Перечислите названия полей, лугов, болот, гор, логов, возвышенностей и других мест, расположенных по правой (левой) стороне от реки (дороги).

4. Вспомните, как называются отдельные места в лесу, где жители деревни собирают ягоды, грибы, заготавливают дрова, пасут скот.

5. Что рассказывают ваши дедушки и бабушки о происхождении записанных вами названий?

Материалы, полученные по любому из этих вопросников, выписываются на карточки и включаются в общую картотеку, а в процессе дальнейшей обработки дополняются по данным текстовых и картографических источников.

 

Вопросы о событиях страны: Великая Отечественная война, тыл в годы войны, колхозы и др. составить самим для конкретного человека, группы людей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: