Тема 2. Основные категории педагогики. Ценностные основы реализации педагогических категорий




Модуль I

Тема 1. Педагогика как наука об образовании человека

Задание 1

В учебниках по педагогике предметом педагогической науки называют, как правило, воспитание. Ниже, в таблице 3, представлены различные позиции в определении предмета педагогики.

Версия 1
Предмет педа­гогики — это воспитание как функция человеческого общества пе­редавать но­вым поколе­ниям знания, мораль, опыт как в органи­зованных фор­мах (система образования), так и в резуль­тате межпоко­ленных взаи­модействий и влияния сре­ды. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996. — С. 7.
Версия 2
Предмет педа­гогики — это «воспитание человека чело­веком». Педагогика /СП. Баранов, Л.Р. Бопотина, Т.В. Беликова, ВА Спасгенин. — М., 1981.—С. 20.
Предмет педагогики – это «Воспитатель­ная деятель­ность, осуще­ствляемая в учебно-воспи­тательных уч­реждениях». Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). — М., 1977. — С. 21.
Версия 3
Предмет педа­гогики — это воспитание как «созна­тельно и целе­направленно организуемый процесс». . Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. — С. 9. " Педагогика /Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского. - М., 1984. - С. 98.
Предмет педагогики – это область спе­циально орга­низованного воспитания14. См.: Харламов И.Ф. Педагогика. — Минск, 1979.— С. 11. См.: Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических тео­рий. — М., 1986. — С. 35
Версия 4
«Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования челове­ческой личности и оп­ределение на этой ос­нове теории и методи­ки воспитания как спе­циально организован­ного процесса».  
Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1990. — С. 23.

Комментарии к Версии 1

Воспитание человека как функция общества - сложное, многофакторное, объективное явление - исследуется многими науками: философией, социологией, этикой, историей, психологией и др. Следовательно, в приведенном определении отражен объект, но не конкретизирован предмет педагогической науки.

Комментарии к Версии 2

Если бы педагогика была ориентирована только (или главным образом) на воспитательную деятельность педагога (Версия 2), то задачи науки были бы невольно сведе­ны к разработке педагогической рецептуры, собрания «правил воспитательной деятельности». А это уже функция не науки, а некоей теории искусства деятельности. Кроме того, определения «воспитание человека человеком», «воспитательная деятельность» ориентируют пре­имущественно на субъектно-объектные отношения в процессе воспитания, справедливо отвергаемые современной педагогикой.

Комментарии к Версии 3

Педагогика изучает процесс воспитания, преследуя при этом конкретную цель - обеспечение его эффективного функционирования на основе исследования закономерных связей, выработки и систематизации знаний о его состоянии и перспективах развития. Отсюда можно сделать вывод: определяя в качестве предмета педагогики воспитательный процесс в целом, авторы, чьи мнения представлены в Версии 3, объект идентифицируют с предметом. Между тем в определении предмета науки объективно должны быть отражены ее основные задачи.

Оптимальными представляются суждения, изложенные в Версии 4.

Задание 2

На основе сравнительного анализа текстов (фрагмента из работы В.П. Вахтерова «Основы новой педагогики» и статьи Э.Д. Днепрова «Школа и общество») и своего представления о проблемах современного образования и педагогической науки выделите ключевые идеи (позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и педагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов.

Актуальны ли эти идеи сегодня для современной педагогической теории и образовательной практики?

Таблица.

Ключевые идеи Суждения авторов
  Вахтеоров В.П.   Новая педагогика должна заботиться о том, чтобы ребенок хотел научиться.   1. Старая педагогика, рассматривает ребенка лишь как материал для развития, заботилась только об одном: научить.
  Днепров Э.Д.   «Идея развития –... узловой момент идеологии новой школы. Три основные грани этой идеи: постоянное развитие образования, превращение его в механизм развития личности и в действенный фактор развития общества... 1)Первый аспект идеи развития – постоянно развивающаяся школа. 2)Второй аспект идеи развития – решающая роль школы в становлении и развитии личности ребенка. 3)Третий аспект идеи развития – нацеленность школы как социокультурного института не на воспроизведение закосневших форм общественного бытия, а на развитие общества.   2. Зоны развития ребенка еще более сужаются из-за искусственного школоцентризма детской жизни, из-за стремления охватить всю жизнь ребенка рамками школы...  

Актуальны ли идеи сегодня для современной педагогической и образовательной практики? Я думаю, да! В мое время, когда я училась в школе, к нам (ученикам) не хотели прислушиваться. Учителя давали материал, который мы должны были учить. Они ставили нас в рамки, которые мы должны были соблюдать. И никто не хотел даже думать о том- понимаем мы данный предмет и представленный материал или нет. Сейчас же многое изменилось. Учителя стараются найти подход к каждому ученику. Стараются дать материал так, чтобы каждый смог не только выучить предмет, но и понимать его.

 

Задание 3

«Каждый решает по-своему»

Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». В чем, по-вашему, смысл данного утверждения? Принижается или возвеличивается им достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния.

Тесная взаимосвязь психологии и педагогики сформировалась очень давно. Практически все великие педагоги осознавали, что обучение не построить без понимания человеческой природы, сущности человека, его потребностей и возможностей. Я.А. Коменский, основатель педагогики, писал об этом ещё три столетия тому назад. Психологические знания о ребенке служат основой для педагогического процесса.

Прежде чем начать воспитывать человека, педагог должен узнать его психологические особенности. Без знания о психических процессах, об основных этапах становления личности невозможно эффективно управлять деятельностью ученика, его гармоничным развитием.

Эти две науки тесно переплетаются друг с другом. О наличии взаимосвязи педагогики и психологии говорят их общие базовые понятия, например, такие, как личность, развитие, взаимодействие, активно используемые обеими науками (конечно, эти термины в педагогике и психологии наполнены несколько разным смыслом). Пока у педагогики было недостаточно собственного научного опыта, она использовала в качестве теории психологию.

И сегодня в педагогической деятельности находят применение психологические методики, тесты, анкеты. На основе взаимосвязи психологии и педагогики возникла такая наука как педагогическая психология или психология образования. Педагогика и психология объединены в учебной дисциплине «Педагогика и психология», по которой выпущен ряд учебников.

Например, психология и педагогика решают задачи:

раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

изучение психологических основ деятельности педагога;

определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;

разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

 

Задание 4

Выделите и обоснуйте 10 основных положений гуманной педагогики (по Конвенции о правах ребенка).

В Конвенции закреплены достаточно новые для традиционной системы воспитания принципы:

1. Концептуальной основой Конвенции является положение, признающее равные права детей на существование, развитие. самореализацию в современном мире.

2. Ряд статей подтверждают право ребенкасвободно выражать собственные взгляды,искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.

3. Конвенция требует пересмотра взаимоотношений педагогов и учащихся в духе ненасилия (требует от учителей качеств, обеспечивающих терпимость, самоконтроль, эмпатию).

Педагогика должна перерасти из науки предписаний в науку и искусство отношений личностей — равноправных субъектов права ( законодательного).

4. В статье 5-й провозглашается право ребенка на свободу ассоциаций, то есть различных объединений, на свободу мирных собраний.

В связи с этим каждому педагогу нужно хорошо ориентироваться в широком спектре общественных детских и молодежных объединений, знать их воспитательные возможности.

5. Конвенция регулирует право ребенка на свободу мысли, совести и религии, обеспечивает его право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, то есть регулирует семейные отношения, определяет обязанности родителей или лиц, их замещающих, по воспитанию детей (в связи с этим педагог обязан овладеть методикой работы с семьями детей по пропаганде этики отношения к ребенку).

6. В документе признается право неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на ведение полноценной и достойной жизни в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ряд статей Конвенции посвящен правам ребенка на пользование услугами системы здравоохранения (страны-участницы договора обязаны принимать необходимые меры для снижения уровней детской смертности, для борьбы с болезнями и недоеданием детей, предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовый и послеродовый периоды, развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и т.д.).

8. Большое внимание уделено в Конвенции правам ребенка на образование, отдых и досуг, защите и охране детей от насилия, сексуальных посягательств, эксплуатации и т.д.

9. В статье 40-й указано, что государства-участники обязаны признавать право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство. Такие дети имеют право на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других людей и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его интеграции и выполнению им полезной роли в обществе.

10. Одним из требований международного документа является широкое ознакомление с правами ребенка не только взрослых членов общества, но и самих детей. Необходимость этого обусловлена двумя моментами:

— дети в повседневной жизни должны знать, на что они имеют право;

— усваивая содержание Конвенции, они имеют возможность, став взрослыми, вести себя по отношению к собственным детям в соответствии с осознанными в детстве принципами и нормами.

Для будущих учителей и ныне действующих педагогов очень важна профессиональная позиция, основанная на знании и понимании, личном принятии вышеназванных принципов. Эта позиция определяет готовность педагога следовать “не букве, но духу” законов, определенных Конвенцией. Однако существует проблема, суть которой заключается в том, что наличие прав у ребенка, причем не декларативных, а реальных, противоречит сложившимся авторитарным устоям нашего общества. Все это восходит к глубинным особенностям менталитета нашего народа, у которого в числе первых литературно-педагогических памятников числится “Домострой” (см. начало лекции) — воплощение диктата старших, подавляющих стремление к инакомыслию у младших по возрасту или социальному положению.

В соответствии же с принципами Конвенции важнейшей задачей учебно-воспитательной работы педагога является именно воспитание ребенка, учащегося в духе свободы с опорой на чувство собственного достоинства. Возникающее противоречие разрешимо только при условии осознания учителем самоценности личности ребенка.

Учителю нужно также отдавать себе отчет в том, что чрезмерный акцент на самоценности детской личности может привести у школьников к формированию эгоцентрической установки по типу — “обеспечьте все, что мне лично требуется, так как я имею право”. Поэтому одновременно с привитием чувства собственного достоинства, с разъяснением ребенку его прав, важно донести до него такую особенность реализации прав человека, как равноправие. Эта особенность в реальной жизни выражается формулой: права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Стремление к личной свободе должно сопровождаться чувством ответственности перед другими людьми, основываться на взаимном уважении, миролюбии терпимости.

Кроме того, педагог должен объяснить ученикам, доводя до них конвенционные права, что прав без обязанностей не существует даже в самой демократической стране и в самой свободной школе. Ни в чем нельзя добиться результата без соблюдения порядка. Правда, некоторые педагоги считают, что дети должны сначала усвоить обязанности, а уж затем — права. Процесс познания, осознания того и другого должен быть параллельным. Главным в работе учителя в данном направлении остается — не смотреть на учеников сверху вниз, но, сформировав свой профессиональный авторитет, поднявшись на вершины профессионально-педагогического мастерства, на равных обсуждать с ними их проблемы, проблемы взрослых людей, развивать личностное достоинство своих воспитанников.

Гуманизация – это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов. Это создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это – ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика.

 

Тема 2. Основные категории педагогики. Ценностные основы реализации педагогических категорий

Задание 1

Разработайте и заполните таблицу по основным категориям педагогики: «воспитание», «обучение» и «образование» (основные критерии для таблицы: существенные признаки понятия, совпадающие и несовпадающие признаки).

 

Определение понятия «воспитание» Признаки понятия Совпадающие Несовпадающие  
«Воспитание… это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения на земле» Целенаправленное взаимодействие. Ребенок самостоятельно достигает цели воспитания.     Во всех определениях понятия воспитание подразумевается целенаправленное взаимодействие с ребенком.   Ребенок самостоятельно достигает цели воспитания.      
«Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют В.в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом и в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и «наблюдений» Целенаправленное взаимодействие. Создание условий для развития личности ребенка.   Создание условий для развития личности ребенка.    
«Воспитание – это деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании нравственного образа». Целенаправленное взаимодействие. Педагогическая поддержка в ходе которой и происходит развитие личности ребенка. Педагогическая поддержка в ходе которой и происходит развитие личности ребенка.      
«Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры...» Целенаправленное взаимодействие. Профессиональная деятельность педагога для развития личности ребенка. Профессиональная деятельность педагога для развития личности ребенка.  
Взаимодействии динамических смыслов и способов бытия ребенка, актуализирующих его человеческое качество»  
«Воспитание – это целенаправленное порождение в педагогическом взаимодействии динамических смыслов и способов бытия ребенка, актуализирующих его человеческое качество» Целенаправленное взаимодействие. Взаимодействии динамических смыслов и способов бытия ребенка, актуализирующих его человеческое качество»  
Определение понятия «обучение» Признаки понятия Совпадающие Несовпадающие  
«Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» Передача опыта и знаний ребенку в процессе взаимодействия со взрослым.   Процесс передачи опыта ребенку от взрослого. Передача опыта и знаний ребенку в процессе взаимодействия со взрослым.  
Специфический процесс познания, управляемый педагогом»    
«Обучение – специфический процесс познания, управляемый педагогом» Специфический процесс познания, управляемый педагогом  
Процесс передачи опыта ребенку от взрослого, с целью развития личности ребенка.    
«Обучение – процесс передачи педагогом и освоения учащимися знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности в их непосредственном взаимодействии с целью развития личности и формирования ее готовности к деятельности» Процесс передачи опыта ребенку от взрослого, с целью развития личности ребенка.  
Процесс передачи опыта ребенку от взрослого как диалог между учеником и учителем.  
«Обучение (передача знаний, опыта познания) – диалог между деятельностями научения (осуществляемой учителем) и учения (осуществляемой учеником), направленный на формирование опыта понимания научных и человеческих (гуманных) ценностей и явлений окружающего мира». Процесс передачи опыта ребенку от взрослого как диалог между учеником и учителем.  
Определение понятия «образование» Признаки понятия Совпадающие Несовпадающие  
Образование рассматривается как общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой ‹…› становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности Процесс передачи опыта для социализации личности.   Общественный процесс формирования личности ребенка.     Цель социализация личности  
Результат овладения опытом Соединение поколений    
«Образование – процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками, развития мировоззрения ‹…› » Процесс и результат овладения опытом  
   
Образование – целостное единство обучения, воспитания, развития и саморазвития личности; сохранение культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры; создание условий для полноценной реализации внутреннего потенциала и его становления в качестве интегрированного члена общества, выполняя функцию соединения поколений в общем со-бытийном пространстве Передача опыта ребенку для эффективной реализации ребенка в обществе. Соединение поколений  
Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны Единый процесс физического и духовного формирования личности   единый процесс физического и духовного формирования личности  

Задание 2

Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение», «воспитание», «развитие личности». Составьте схему, отражающую эти взаимосвязи. Напишите свои пояснения к этой схеме.

Образование — это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: