Дорожный центр управления перевозок




Введение

 

Российские железные дороги, вот уже более полувека являются одним из важнейших элементов экономики страны, а также важнейшим звеном транспортной системы государства, на долю которого приходится около 40% грузовых и свыше 35% пассажирских перевозок от общего объема транспортных операций в России. В перспективе железнодорожный транспорт должен стать лидирующим видом транспорта, что будет достигнуто, благодаря росту основных показателей, а именно: экономической эффективности, качества услуг, и экологической безопасности при транспортировке массовых грузов и в пассажирских перевозках.

Для повышения эффективности управления перевозочным процессом в ОАО «РЖД» создана дирекция управления движением, состоящая из центрального диспетчерского аппарата и региональных подразделений.

Основными задачами Дирекции являются:

· организация и управление перевозочным процессом, коммерческой работой в сфере грузовых перевозок с целью обеспечения перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа;

· оптимизация технологии управления вагонными парками в условиях реализации Целевой модели рынка грузовых перевозок;

· оптимизация использования пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры, технических средств и прогрессивных технологий в целях снижения себестоимости перевозок, обеспечения их эффективности;

· формирование и проведение единой технической политики в области организации перевозок грузов и пассажиров, коммерческой работы в сфере грузовых перевозок;

· обеспечение безопасности движения, выполнение законодательства Российской Федерации об охране труда, пожарной безопасности и защите окружающей природной среды.

Дирекция выполняет следующие основные функции:

· централизованное диспетчерское управление перевозочным процессом;

· разработка и организация выполнения нормативного графика движения и плана формирования поездов;

· разработка и организация выполнения технических планов эксплуатационной работы;

· организация рационального использования локомотивного парка и рабочего времени локомотивных бригад, совершенствование технологии управления тяговыми ресурсами;

· организация разработки и выполнение графика предоставления "окон" для проведения строительно-ремонтных работ;

· организация коммерческой работы в сфере грузовых перевозок;

· организация оптимального использования пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры;

· обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы.

 

 

Дорожный центр управления перевозок

 

В настоящее время в организационной структуре хозяйства перевозок ОАО "РЖД" выделено четыре иерархических уровня: сетевой, дорожный, станционный. Между диспетчерами разных уровней существует иерархия, которая проявляется при необходимости принимать решение. Кроме того в центре каждого уровня сложились внутренние уровни, определяемые как масштабом охвата железнодорожной сети каждым диспетчером, так и возложенными на каждого диспетчера функциями. При организации ЦУП была предложена следующая оперативно-диспетчерская структура. На самом верхнем уровне размещается штат диспетчеров логистической направленности, т.е. диспетчеры ЦФТО, которые передают суточный пакет согласованных заявок клиентов на перевозки, главному диспетчеру ЦУПа. Этот диспетчер в системе оперативного управления ЦУПа занимает высший уровень. В его подчинении находятся все диспетчерские профессии. При этом второй уровень занимают те диспетчеры, которые решают более важные вопросы:

-по управлению перевозками приоритетных грузов;

-по экспортно-импортным перевозкам;

-по пограничным переходам;

-по работе с иностранными вагонами;

-по плану формирования поездов;

-по нормированию работы с вагонами.

На третьем уровне структуры размещены диспетчеры, подчинённые второму уровню:

по работе с вагонами (с распределяемыми вагонами и с кольцевыми маршрутами);

породовых перевозок (перевозок наливных грузов, руды, угля и т.п.).

Четвёртый уровень отдан диспетчерам по управлению поездопотоками на сетевых направлениях. Это аналоги поездных диспетчеров, но они движением поездов не командуют, а руководят работой аналогичных профессий на дорогах. На этом же уровне размещены грузовые диспетчеры (по работе с морскими портами, с пограничными станциями и с крупными предприятиями).

На пятом уровне находятся диспетчеры по организации работы локомотивов, а также диспетчеры некоторых хозяйств инфраструктуры (пути, СЦБ и связи, вагонного и пассажирского). На шестом уровне - энергодиспетчер и диспетчер по обслуживанию локомотивов. Такая иерархия определена взаимной зависимостью функций диспетчеров и порядком прохождения информации при принятии решений. Для такой структуры ведётся разработка информационных технологий в рамках проекта КНП1. В ДЦУПе оперативно-диспетчерская структура аналогична структуре ЦУПа. При этом на каждой дороге есть своя специфика, благодаря которой некоторые диспетчерские профессии не востребованы.

Каждая диспетчерская профессия дорожного уровня подчинена такой же профессии ЦУПа. В отличие от ЦУПа ДЦУП имеет профессии поездных диспетчеров.

Организация работы ДНЦ

 

Поездной диспетчер — ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта, который единолично руководит движением поездов на своём участке (диспетчерском круге) и несёт за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станциям, машинистами локомотивов, главными кондукторам сборных поездов и т. д.

Никто, кроме поездного диспетчера, не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов.

Цель работы поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов и местной работы на участке в соответствии с графиком движения поездов и оперативным планом, а также в соблюдении максимального уровня безопасности движения.

При существующей структуре диспетчерского управления рабочее место поездного диспетчера физически находится в здании ЕДЦУП (Единого дорожного центра управления перевозками), при этом его участок фактически может находиться на достаточно удалённом расстоянииДля контактов поездного диспетчера с исполнителями используются различные виды связи. Указания по движению поездов дежурным по станциям передаются по специальной селекторной (избирательной) телефонной связи. Она позволяет вызвать любой включённый в линию пункт отдельно, а также несколько (групповой вызов) или все пункты (циркулярный вызов). Для контактов поездного диспетчера с машинистами движущихся поездов используется радиосвязь, однако на практике, большинство приказов машинистам (например, приказ на нагон или на повышение участковой скорости) передаётся через дежурных по станциям. На многих участках, оборудованных автоблокировкой, рабочее место ДНЦ оснащается устройствами диспетчерского контроля в виде табло, на котором изображена схема участка и промежуточных станций. Специальная световая индикация сигнализирует о показании сигналов и о фактическом занятии поездами блок-участков и путей на станциях.

Приняв смену, ДНЦ регистрируемым циркулярным приказом объявляет всем ДСП своего участка о вступлении на дежурство, наличии поездов на участке — проводит планерное совещание. Далее, дежурные по станциям поочерёдно докладывают о вступлении на дежурство, работе устройств СЦБ и связи, наличии действующих предупреждений и занятии приёмоотправочных путей. О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля. Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58. Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.

Восточно-сибирская железная дорога разделена на 14 диспетчерских участков, или диспетчерских кругов.

Функции поездного диспетчера

Можно разделить на активные и пассивные: Активные функции выражаются в трёх основных элементах:

Текущее планирование — предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определённый период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель — минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии (например, о готовности к отправлению передаточного поезда на одной из станций, или о внезапном нарушении нормальной работы устройств, за чем следует нарушение нормативного графика и т. д.)

Диспетчерское регулирование — своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учётом всех возникающих изменений поездной ситуации, как то:

-Ускорение хода поезда по сравнению с графиковым (ДНЦ договаривается с машинистом поезда об ускоренном следовании по участку, выдаёт ему диспетчерское расписание и, со своей стороны, обязуется предоставить «зелёную улицу»)

-Изменение пунктов скрещения и обгона поездов

-Движение по неправильному пути (для организации безостановочного обгона и форсированного пропуска поездов в одном направлении)

-Сдваивание поездов (для ускорения пропуска вагонопотоков в период предоставления «окон»)

Оценочно-контрольные действия — оценка достигнутого результата по сравнению с запланированным.

Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам, поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперёд поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продлевает на своём графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры

Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.

Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).

 

График движения поездов

 

Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения — это лист формата А1, с нанесённой на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их коды и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним).
Также на графике исполненного движения указываются:

· Номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов

· Время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка

· Данные об использовании локомотивов

· Данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток

· Занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях

· Снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов

· Действующие предупреждения, требующие снижения скорости

· Движение поездов по неправильному пути

· Закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение

Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы — приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ». На особо напряжённых кругах вводится дополнительная штатная единица — графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.

 

 

Работа отдела планирования и предоставления «окон»

 

Отдел планирования и предоставления окон занимается составлением планов путевых работ в «окно», правкой, согласованием и утверждением заявок на «окна». В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог, глава 8, для выполнения работ по текущему содержанию и ремонту постоянных устройств, а также для производства строительномонтажных работ устанавливается следующий порядок подачи заявок и планирования «окон».

-Ежегодное планирование.

-Ежемесячное планирование.

-Заявки на предоставление «окон».

-Ежесуточное планирование.

В конце каждого дня на следующие сутки для каждого диспетчерского круга составляется план-список запланированных «окон» на этом участке. Список подается поездному диспетчеру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: