Тема 1. Образование как ценность — общественная и личностная. Ценности образования. Образование как многоаспектный феномен




 

Задание 1

П.Ф. Каптерев

В данном случае я согласна с мнением автора, педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.

 

К.Д. Ушинский

Принцип народности является одним из важнейших составляющих структуры образования школьников, так как он формирует в них чувство патриотизма, любовь к Родине и истории своей страны, правильный взгляд на различные идеи и ситуации в бытовой, политической и других ситуациях.

В современных принципах воспитания принципу народности созвучен принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принци­па является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса между ценностями различных культур и субкультур.

 

Н.И. Кареев

В данном случае я согласна с автором.

Как социально–историческая категория, свободное время характеризуется тремя основными параметрами: величиной, структурой и содержанием. Величина свободного времени зависит, в первую очередь, от величины рабочего времени. Огрубляя можно сказать, что свободное время – это время не связанное с добыванием человеком себе и своим близким «хлеба насущного».

Научно-технический прогресс способствует резкому увеличению производительности труда человека, т.е. создаёт реальные возможности для значительного сокращения рабочего времени и, следовательно, для увеличения времени свободного. Но, зачастую, этого не происходит по разным причинам, в том числе и по социально-экономическим.

Общество должно больше беспокоить увеличение времени, используемого на некоторые т.н. непреложные затраты внерабочего времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Неконтролируемая чрезмерная урбанизация, мало развитая социально-бытовая инфраструктура, непомерная бюрократизация управления и прочие причины изымают из свободного времени достаточно большую порцию. Поэтому перед обществом и государством стоит задача постоянного развития и совершенствования служб быта, транспортных и коммуникационных систем, систем управления государством и обществом.

человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

Принцип персонификации требует отношения к воспитаннику как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный принцип предполагает, чтобы и сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и так же расценивал каждого из окружающих людей. И педагоги, и воспитанники должны относиться к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

Персонификация — это и персонализация (процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности) педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «оснащения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ровесниками, старшими и младшими (культура общения, поведения, культура семейных отношений).

Принцип дифференциации предполагает решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам воспитанников. Этот принцип занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Принцип дифференциации позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребенка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определенной категории учащихся.

М.И. Демков

Все законы остаются актуальными и в настоящее время.

Каждое педагогическое правило имеет ценность только тогда, когда оно применяется в оптимальном сочетании с другими правилами, подчиненными некоторому педагогическому принципу или системе педагогических принципов. Например, для реализации принципа сознательности и активности учитель должен следовать таким правилам:

1) разъяснять цели и задачи предстоящей работы (важность, значение, перспективы);

2) опираться на интересы учащихся и формировать мотивы учения;

3) обращаться к жизненному опыту, интуиции обучающихся;

4) иллюстрировать новые понятия на наглядных моделях;

5) обеспечивать понимание каждого слова, понятия;

6) включать обучающихся в процесс поиска решения научных и практических проблем и т. д

В статьях авторы размышляют на тему образования в России сейчас, о ценностях ранее и сейчас, сравнивают разные определения различных понятия у разных авторов будущего и прошлого.

Образование в данный период имеет размытые и неточные формулировки своей цели. Да, педагог должен воспитывать у своих учеников ценности. Но какие? В наше время происходит переходный период от одних «старых» взглядов к «новым», то есть нет конкретности.

Согласна с авторами. И правда, сейчас любые изменения в законах и норма образования не имеют четкой формулировки и процесс обучения и воспитания во многом стал зависеть от взглядов самого педагога. Получается в разных учреждениях, разные учителя по разному строят процесс обучения. Такое не единство образования не может дань реальный, положительный результат. Но вносить точность сейчас, думаю, не стоит. В ходе своего развития общество само определит чему и как обучать подрастающее поколение.

 

Задание 2

На мой взгляд, вторая схема отражает педагогический процесс. В первой схеме учитель влияет на ученика, но не получает обратной связи. Во второй схеме идет взаимодействие ученика и педагога, то есть педагог не просто обучает ученика новым знаниям, он общается с ним за счет чего процесс становиться более эффективным.

Задание 3

 

Принцип педагогического процесса Правила
Принцип гуманизации Педагог должен быть на равных с учеником.
Принцип демократизации Педагог должен быть справедлив и быть в равных отношениях со всеми учениками
Принцип природосообразности Педагог долен развивать природные способности и таланты ученика.
Принцип культуросообразности Педагог должен обучать ученика культуре и нормам общества.
Принцип научности Педагог должен давать ученику объективные знания.
Принцип доступности Знания должны быть доступны для понимания ученика
Принцип наглядности Для лучшего усвоения знаний учеником, педагог должен использовать в процессе обучения наглядность.
Принцип систематичности и последовательности Для эффективности обучения роцесс обучения должен быть последователен и систематичен, то есть должны быть программа занятия.
Принцип сознательности и активности Ученик должен принимать активное участие в процессе обучения и понимать, осознавать полученные знания.
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания и обучения Он предусматривает необходимость осознания полученных знаний, ориентирует на формирование действенных знаний, умений, навыков и способов поведения.
Связи теории с жизнью и практикой Ученик должен знать и уметь применять полученные знания.
Принцип субъектности Индивидуальный подход оценки работы ученика с учетом его возможностей.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: