Тревожность у испытуемых определялась при помощи шкалы тревоги Спилберга.
Шкала состоит из двух субшкал, раздельно оценивающих тревожность как состояние (пункты 1 -.20) и тревожность как устойчивую характеристику данного человека (пункты 21 - 40).
Пункты первой субшкалы ориентируют человека на описание своего состояния в данный момент, а пункты второй - на описание привычного самоощущения. Ответы «вовсе нет», «пожалуй, так», «верно» и «совершенно верно» кодируются соответственно как 1, 2, 3 и 4. По каждой из субшкал имеются «прямые» пункты (более высокий балл по этим пунктам отражает более высокий уровень тревожности) и «обратные» (более высокий балл по этим пунктам отражает более низкий уровень тревожности). Подсчет баллов производится раздельно для оценки тревоги как состояния (ТС) и тревоги как черты личности (ЛТ). Для этого предпринимаются следующие шаги.
1. Подсчитывается сумма баллов Е1 для «прямых» пунктов (пункты 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 по субшкале ТС и пункты 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34,35, 37, 38, 40 по субшкале ЛТ).
2. подсчитываем сумму баллов Е2 для «обратных» пунктов (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 по субшкале ТС и пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39 по субшкале ЛТ).
3. Из суммы Е1 вычитается сумма Е2 и к полученной разности прибавляется постоянная величина (для субшкалы ТС + 50, для субшкалы ЛТ + 35).
ТС = Е1 -Е2 + 50,
где Е1 - сумма обведенных цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Е2 - сумма обведенных цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
ЛТ = Е1 - Е2 + 35,
где Е1 - сумма обведенных цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;Е2 -сумма обведенных цифр по пунктам 2 1, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
По каждой из субшкал итоговый балл может варьировать от 20 до 80. нормативный показатель рассчитывают эмпирически. Существуют следующие подходы к интерпретации результатов по каждой из субшкал: итоговый балл до 30 - низкая тревожность; 3 1 - 45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.
|
Бланк теста:
Реактивная тревога | |||||
№ п/п | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, да | Верно | Совершенно верно |
Я спокоен | |||||
Мне ничто не угрожает | |||||
Я нахожусь в напряжении | |||||
Я внутренне скован | |||||
Я чувствую себя свободно | |||||
Я расстроен | |||||
Меня волнуют возможные неудачи | 2 | ||||
Я ощущаю душевный покой | 2 | ||||
Я встревожен | |||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 3, | ||||
Я уверен в себе | |||||
Я нервничаю | |||||
Я не нахожу себе места | |||||
Я взвинчен | |||||
Я не чувствую скованности, напряжения | |||||
Я доволен | |||||
Я озабочен | |||||
Я слишком возбужден и мне не по себе | |||||
Мне радостно | |||||
Мне приятно | |||||
Личная тревожность | |||||
У меня бывает приподнятое настроение | |||||
Я бываю раздражительным | |||||
Я легко расстраиваюсь | |||||
Я хотел бы быть таким же удачливым как и другие | |||||
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | |||||
Я чувствую прилив сил и желание работать | |||||
Я спокоен,хладнокровен и собран | |||||
Меня тревожат возможные трудности | |||||
Я слишком переживаю из-за пустяков | |||||
Я бываю вполне счастлив | |||||
Я все принимаю близко к сердцу | |||||
Мне не хватает уверенности в себе | |||||
Я чувствую себя беззащитным | |||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | |||||
У меня бывает хандра | |||||
Я бываю доволен | |||||
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | |||||
Бывает что я чувствую себя неудачником | |||||
Я уравновешенный человек | |||||
40. | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
|
Зрительная кратковременная память (буквы и числа).
Исследование кратковременной памяти. Память - одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительное время хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения. Память включает четыре характеристики: запоминание (усвоение) информации, ее сохранение, извлечение и воспроизведение. У человека существует не менее трех различных видов памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная память. Запоминание информации тесно связано с повторением, что позволяет сохранять ее в памяти более длительное время Накопление и хранение информации в памяти обеспечивается за счет электрических и химических процессов, происходящих в мозге и обусловливающих структурные изменения нейронов.
|
Запоминание буквенных рядов. В тесте применяется зрительный способ предъявления запоминаемого материала. Испытуемому предъявляется набор из 7 рядов гласных букв, содержащих последовательно от 4-х до 10-ти элементов. Исследование начинается с предъявления самого малого ряда (из 4-х элементов). Время зрительного предъявления одного ряда - 10 с. Задача испытуемого - после предъявления ряда воспроизвести его элементы в том же порядке, в каком они были в ряду. Независимо от результатов воспроизведения первых рядов предъявляются все 7 рядов, так как испытуемые иногда успешнее справляются с более длинным рядом, чем с более коротким (результат создания установки).
Стимульный материал для определения объема зрительной кратковременной памяти:
Вариант 1
1 ряд: у е а ы
2 ряд: о и ю а е
3 ряд: и э о я у а
4 ряд: э а у и е ю о
5 ряд: у е о а я э ы е
6 ряд: и у я е а ю ы е о
7 ряд: е я ы э а е у ю и о
Вариант 2
1 ряд: и э а ю
2 ряд: у и о ы я
3 ряд: а ю е э и о
4 ряд: э а и я у ы е
5 ряд: я о а е и ю у э
6 ряд: ы а ю е я о е у и
7 ряд: э о у а е я ы и е ю
Обработка результатов по каждому ряду состоит в подсчете количества букв, воспроизведенных в правильной последовательности.
Числовые таблицы.Задание заключается в том, что испытуемому экспонируется в течение 20 с таблица с 12 двузначными числами (табл. 1), которые нужно запомнить и затем в течение 1 мин записать на бланк Порядок записи чисел при воспроизведении значения не имеет.
Стимульный материал к тесту «Числовые таблицы» (время экспозиции 20 с)
Таблица 1
Таблица 2
Оценка объема кратковременной зрительной памяти на числа производится по количеству правильно воспроизведенных чисел в соответствии с таблицей.
Оценка результатов теста «Числовые таблицы»
Баллы | ||||
Количество правильно воспроизведенных чисел | 1-4 | 5-6 | 7-8 | 9-12 |
Исследование особенностей внимания
Под вниманием понимается состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью ответить на стимул и выражающееся в направленности психической деятельности на определенный объект. Выделяют два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание – первичный врожденный процесс, который осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов. Произвольное внимание – опосредованный процесс, представляющий собой продукт социального развития, выражающийся в целенаправленной мобилизации психической активности человека.
Регуляция бодрствования, уровня внимания обеспечивается деятельностью ретикулярной формации ствола, неспецифической таламической системы, ассоциативных областей коры больших полушарий и других мозговых структур.
Цель работы: оценить основные показатели произвольного внимания.
Ход работы