Цветовой тест.
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный и волнительный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей.
Я предлагаю Вам выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать свой выбор.
На столах лежат:
- черная полоска – сильное беспокойство;
- синяя полоска – умеренное беспокойство;
- красная полоска – ощущение радости, чувство уверенности.
От кого или от чего зависит улучшение самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Высказывания родителей).
Факторы успешной подготовки и адаптации к школе.
Обратите внимание – на листах – информация о факторах успешной подготовки и адаптации к школе. Выберите три самых главных, на Ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости. (Желательно объединить на две команды родителей, у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению).
- Физическое здоровье ребенка.
- Развитый интеллект ребенка.
- Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.
- Выносливость и работоспособность.
- Умение ребенка считать и читать.
- Аккуратность и дисциплинированность.
- Хорошая память и внимание.
- Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Информация о «психологической готовности к школе».
А вот что говорят психологи.
Существует такое понятие «психологическая готовность к школе», которая предполагает следующие компоненты:
1) Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня;
2)У него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.
3) Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение;
4) И еще важен один важный компонент психологической готовности к школе, который не указан в списке факторов. Может быть, Вы догадались, какой? (высказывания родителей).
Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии - мотивация к обучению;
Сложно заставить человека что-либо делать, если нет желания. Поэтому мотивация – очень важное условие школьного обучения. Сначала детей привлекают школьные атрибуты – портфель, тетради, ручки. Но постепенно эта внешняя мотивация должна перерасти в желание узнавать новое, в стремление к знаниям, т.е. во внутреннюю мотивацию. Но перерастет ли внешняя мотивация во внутреннюю во многом зависит от сформированности познавательных интересов. Задайте себе вопрос: любит ли ваш ребенок задавать вопросы, слушать, когда читают, заниматься умственной деятельностью.
Нередко приходится сталкиваться с тем, что дети испытывают страх перед школой, бояться, что будут ругать, ставить двойки. Часто эти страхи связаны с тем, что в семье есть старшие дети, которые имеют проблемы в школе или с неуверенностью ребенка в своих силах.
Работа с фразами.
К страху перед школой, и даже неврозу могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.
Я предлагаю Вам прочитать фразы, довольно часто используемые взрослыми (слева на листах) и внушающий эффект этих фраз (справа) и предугадать, какие чувства и переживания вызывают эти фразы. Соедините линиями фразы и вызываемый ими эффект.
«Вот пойдешь в школу, там тебе…», «Как же ты учиться-то будешь?» | Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу. |
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!..» | Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу. |
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» | Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе |
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать? А вести себя тихо и спокойно?» | У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности. |
«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» | Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана. |
Как видите, такие невольно оброненные фразы могут сформировать у ребенка неуверенность в своих силах, тревожность и как следствие низкую школьную мотивацию.
Нередко трудности многих неуспевающих учеников связаны не с их умственным отставанием, а с низкой самооценкой. Обратите внимание на высказывания ребенка «Я не могу», «У меня не получится» и т.п.
От родителей, во - многом, зависит формирование здоровой адекватной самооценки.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими.
2. Обратите внимание на свои высказывания: «Какой ты неумеха, ленивый, и т.п.»
3. Не настраивайте на высокие достижения во всем и всегда. Ни один человек не может быть успешен во всем. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи, ошибки.
4. Приучайте к самостоятельности. Чем больше ребенок может сделать самостоятельно, тем более компетентным он себя ощущает, а значит, растет его самооценка.
Поговорите с ребенком о школе, выясните, нет ли у него страха перед школой, объясните, что для успешного обучения нужно приложить терпение, старание. Убедите, что будете помогать. Можно попробовать поиграть в школу, пусть ребенок побудет и в роли ученика, и в роли учителя.
И главное, чтобы адаптационный период и дальнейшее обучение в школе были успешными ребенок должен постоянно чувствовать ваше внимание и поддержку.
Ведущий: