ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ




Новым в экономике России конца XVII в. было появление мануфактур. Необходимость ускоренного промышленного развития для оснащения армии артиллерией, ружьями, боеприпасами, обмундированием, для строительства флота ясно понималась правительством. Возвращение выхода к ближайшему, Балтийскому, морю было немыслимо без вооруженного столкновения с Швецией, являвшейся в то время могущественной военной и морской державой, овладевшей побережьем Балтийского моря. Поэтому забота о создании мощной металлургии, судостроения, артиллерийских, ружейных и патронных заводов, суконных фабрик стояла в центре внимания. Возникшая в начале XVIII в. затяжная война с Щвецией, поражения, понесенные русской армией в начале войны, властно потребовали немедленной реорганизации армии, создания военного флота, перестройки государственного аппарата, развития науки и просвещения, укрепления государственных финансов. Были проведены коренные реформы, завершившие оформление абсолютизма.
Все эти преобразования способствовали не только возвышению господствующего класса помещиков, но и развитию нарождающегося класса буржуазии.
Хотя большинство возникавших в первой четверти XVIII в. мануфактур базировалось на принудительном труде крепостных крестьян, их развитие расширяло товарные отношения в стране, способствовало подготовке условий для возникновения капиталистического уклада.
Достигнутые успехи основывались на усилении эксплуатации крестьянства, на плечи которого дополнительно пали работы на мануфактурах, возведение городов и строительство верфей. Все это не могло не вызвать усиления сопротивления крестьян, вылившегося в восстание под руководством Булавина.
Правительство не жалело средств на организацию мануфактур. Предприниматели получали привилегии, которые заключались в праве беспошлинной продажи выработанных товаров, в освобождении от налогов. В некоторых случаях владельцам мануфактур предоставлялась монополия. Правительство передавало владельцам мануфактур земли и строения, выдавало субсидии и ссуды, обеспечивало предприятия рабочей силой путем приписки к фабрикам и заводам казенных и монастырских крестьян. На работу в мануфактуры правительство направляло рекрутов, принудительно набранных ремесленников, осужденных.
Необходимость всемерного содействия промышленности побудила правительство перестроить таможенную политику. Если Новоторговый устав 1667 года устанавливал одинаковые по размеру пошлины на сырье и промышленные товары, то в новых условиях были выработаны тарифы, которые облегчали ввоз нужного отечественной промышленности сырья и затрудняли ввоз изделий, производство которых существовало в России. Вместе с тем были установлены незначительные по размеру пошлины для изделий русской промышленности (некоторые товары были вовсе освобождены от пошлины), высокие пошлины для сырья, вывозимого из страны.
С течением времени капиталистические отношения приобретали все большее распространение. К концу века начался процесс разложения феодального строя.
Развитие сельского хозяйства в XVIII в. характеризовалось распашкой и заселением новых обширных территорий на юге и востоке страны, так как в некоторых центральных районах уже ощущался недостаток пахотных земель. Увеличение численности городского населения и потребности в продовольствии приводило к тому, что в хлебородных районах стало развиваться производство зерна на продажу. В ряде нечерноземных районов крестьяне порывали связь с земледелием и занимались исключительно ремеслом. Так, в селе Павлове Нижегородской губернии, известном производством металлических изделий, насчитывалось в конце XVIII в. более 3 тыс. душ мужского пола, целиком посвятивших себя ремеслу. Распространился отход на заработки в города и в промышленные районы.
Интенсивно развивались мануфактуры. При Петре I их было около 200. В 60-х годах XVIII в. количество мануфактур превысило 600, а к концу века вместе с горными заводами их насчитывалось более 1200. Это свидетельствует о том, что реформы, осуществленные при Петре I в области промышленности, не представляли собой, как утверждают многие буржуазные историки, «искусственного насаждения», а были обусловлены историческими условиями.
Достаточно отметить, что продукция металлургических заводов уже во второй четверти XVIII в. увеличилась на 250 процентов, число текстильных мануфактур с 41 в 1725 году возросло к 1750 году до 103, появились новые отрасли промышленности, например, фарфоровая.
Различались три вида мануфактур: 1) государственные (казенные), 2) дворянские, 3) купеческие. Удельный вес каждого из них значительно изменился: дворянские и казенные мануфактуры, пользовавшиеся почти исключительно трудом крепостных крестьян, уступали свое значение купеческим мануфактурам, на которых широко применялся наемный труд. Например, по некоторым, хотя и неполным, данным, в 1774 году в 151 купеческой мануфактуре из 351 применялся исключительно наемный труд.
Казенные мануфактуры, за исключением крупных, вырабатывавших изделия для военных нужд, были переданы частным владельцам.
Несмотря на то, что увеличивалась численность крепостных крестьян, работавших в дворянских мануфактурах, рост этих мануфактур отставал от купеческих предприятий, которых становилось все больше и больше. Например, из 162 текстильных мануфактур только 27 принадлежало дворянам, а остальные купцам, причем некоторые из дворянских мануфактур лишь номинально были собственностью помещиков, а фактическими их владельцами являлись разбогатевшие крепостные крестьяне.
Развитие промышленности сопровождалось, естественно, увеличением потребности в рабочей силе. Однако в связи с тем, что в условиях феодального строя основная масса населения состояла из закрепощенных крестьян, привлечение по вольному найму рабочей силы в купеческие мануфактуры было затруднено. Феодальный строй становился тормозом в развитии производительных сил.
Рост производства товаров сопровождался расширением внутренней торговли.
Вместе с внутренней торговлей расширилась и внешняя, причем вывоз превышал ввоз (1). Россия вывозила, главным образом, хлеб, лес, пеньку, лен, меха, холсты, кожи, железо и железные изделия. Ввозились в Россию красильные вещества, сахар, шелк, кофе, чай, фрукты и другие товары, потреблявшиеся почти исключительно дворянами и богатыми купцами.
Внутренние таможенные сборы сдерживали развитие торговли, что диктовало необходимость их отмены. В 1753 году был издан новый Таможенный устав, согласно которому купцам, приехавшим в другой город, разрешалось торговать оптом беспошлинно. Розничную же
---------------------------
1. В 1726 году вывоз составил 4,2 млн. руб. и ввоз 2,1 млн. руб.; в 1749 году соответственно — 6,8 млн. руб. и 5,7 млн. руб.; в 1762 году — 12 млн. руб. и 8 млн. руб.; к 1795 году вывоз достиг 43 млн. руб., а ввоз около 30 млн. руб.
----------------------------
торговлю должны были производить местные купцы — «врозь на чужих городах отнюдь не торговать». Правительство отменило внутренние торговые сборы и несколько повысило внешнеторговые.
Несмотря на развитие промышленности и торговли, состояние государственных финансов было катастрофическим. Огромные средства расходовались на содержание государственного аппарата (48,1 процента всего расходного бюджета), армии (40,7 процента), а также на роскошную жизнь императорского двора (11,2 процента). Во время царствования Екатерины II, с 1762 по 1791 гг., расходы возросли с 17 до 85 млн. руб.
Хотя основной прямой налог (подушная подать) за это же время повысился в 4,5 раза, платежи государственных крестьян увеличились почти в 4 раза, возросли косвенные налоги, доходная часть государственного бюджета не могла покрыть огромных расходов.
Более увеличивать налоги было уже невозможно, так как и установленные размеры совершенно не соответствовали платежеспособности населения. Как ни свирепствовала администрация, выколачивая недоимки, к 1793 году их набралось около 20 млн. руб., то есть около трети всей приходной части бюджета.
Тяжелое состояние государственных финансов привело к возникновению государственного долга, которого Россия при Петре I еще не знала. Основной формой такого долга явился выпуск ассигнаций.
Помимо внутреннего долга, правительство в постоянных поисках денег обратилось к внешним займам, размер которых к середине 90-х годов достиг 33 млн. руб.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Крестьяне. Основную массу населения России, насчитывавшего к началу XVIII в. почти 10 млн. человек, составляли крестьяне (около 96 процентов).
По данным ревизий общая численность крестьян с 40-х годов XVIII в. к 80-м годам того же века возросла почти в два раза: с 6,5 млн. душ мужского пола до 12,1 млн. Увеличение произошло не только в силу естественного прироста населения, но и за счет жителей новых территорий, включенных в состав Русской империи. Сельское население таких территорий раздавалось на крепостном праве помещикам или причислялось к государственным крестьянам. Например, указом от 3 мая 1723 г. оформлено закрепощение крестьян Левобережной Украины.
В начале XVIII в. положение крестьянства значительно ухудшилось. Неизмеримо возросли государственные подати, обусловленные войнами, строительством, расходами на содержание огромного государственного аппарата. Подати по своим размерам совершенно не соответствовали платежеспособности населения, вследствие чего накапливались недоимки. Взыскание недоимок производилось с исключительной жестокостью, главным образом при помощи воинских команд, содержание которых ложилось тяжелым дополнительным бременем на крестьян. Крестьяне несли также личные повинности, подвергались непрерывным мобилизациям в армию, на строительство, в промышленность. С 1699 по 1714 гг. в армию было набрано более 330 тыс. рекрутов для пожизненной службы. На содержание военного флота, каналов, городов сгонялись десятки тысяч крестьян и мелких ремесленников. Еще более изнурительными были крепостные обязанности, к выполнению которых помещики принуждали крестьян с неменьшей жестокостью.
Введение подушной подати (1718 г.) повлекло за собой более четкую организацию крестьянского сословия, а вместе с тем и ликвидацию промежуточных групп: холопов (полных, кабальных, жилых), церковных и монастырских служек, так называемых гулящих людей. Часть вольницы была набрана в армию и военный флот, а оставшаяся часть закрепощена. В результате реформы все крестьянское население разделилось на государственных крестьян, лично свободных и плативших дополнительные подати, и крепостных людей, в число которых входили помещичьи и монастырские крестьяне, а также те, кто был приписан к фабрикам и заводам.
После секуляризации по указу от 26 февраля 1764 г. (на Украине — в 1786 году) церковных и монастырских имуществ число государственных крестьян увеличилось за счет включения в их состав особого разряда экономических крестьян, которых насчитывалось около 1 млн. душ мужского пола. Экономические крестьяне получили для обработки церковные и монастырские земли, за что должны были уплачивать государству значительный денежный оброк.
Дворцовые крестьяне также были переведены на денежный оброк. В 1797 году для управления ими было создано специальное ведомство — департамент уделов, по названию которого дворцовые крестьяне стали именоваться удельными.
В связи с развитием промышленности возрастало число крестьян, приписанных к фабрикам и заводам. В 1762 году их насчитывалось 142,5 тыс. душ мужского пола, а в 90-х годах XVIII в. — более 312 тыс. Приписные крестьяне работали в самых тяжелых условиях от зари до зари. По указу 1731 года велено было «крестьян ни в откупы, ни в подряды не допускать, кроме найму подвод и судов и каких-либо работ». В 1761 году крестьяне были лишены права обязываться по векселям и быть поручителями, Указом от 22 августа 1767 г. крестьянам под страхом тяжких телесных наказаний и ссылки в каторжные работы запрещалось жаловаться на своих помещиков.
Страшным бедствием для крестьян было право помещиков торговать своими людьми, разлучая родителей с детьми, братьев с сестрами. В те поры существовали целые рынки для продажи людей.
Положение крестьян было ярко и верно охарактеризовано А. Н. Радищевым: «Помещик, — писал он, — в отношении крестьянина есть законодатель, судья, исполнитель своего решения».
В условиях нещадной эксплуатации трудящихся масс неизбежно обострялась классовая борьба, находившая свое выражение в побегах крестьян от помещиков, в городских и крестьянских восстаниях. Кроме крупнейших астраханского восстания (1705—1706 гг.) и восстания на Дону (1707—1708 гг.), в первой четверти XVIII в. было множество мелких.
Усиление крепостнической эксплуатации вызывало еще большую ненависть угнетенных к своим угнетателям. Во второй половине XVIII в. борьба крепостного крестьянства и рабочих с феодально-крепостническим строем приняла характер массового движения.
В 1762 году волнения охватили крестьян семи уездов центральных губерний, куда для усмирения были посланы воинские отряды с артиллерией. В 1763 году опять началось движение в четырех уездах, что послужило поводом для разработки в 1763 году Военной коллегией специальной инструкции начальникам воинских команд о подавлении крестьянских волнений.
В продолжение 60-х и 70-х гг. почти беспрерывно вспыхивали восстания крестьян и работных людей. Сама Екатерина II писала, что в начале ее царствования «заводские и монастырские крестьяне почти все были в явном неповиновении, и к ним начинали присоединяться и помещичьи». Так, нарастая, народное движение привело к Крестьянской войне 1773—1775 гг.
Крестьянская война, хотя и закончилась победой дворянства, жестокой расправой над Пугачевым и его соратниками, все же нанесла могучий удар по феодально-крепостническому строю. Русская империя всеми доступными ей средствами пыталась сохранить свои позиции, подрываемые экономическим развитием.
Дворянство. Господствующим классом в тогдашнем русском обществе были крупные землевладельцы-феодалы как светские, так и духовные. По сведениям, относящимся к 1700 году, 300 тыс. крестьянских дворов принадлежали 15 тыс. светских владельцев, 120 тыс. дворов — церквам и монастырям, 100 тыс. дворов — царскому дворцу.
Земельные владения распределялись неравномерно. Незначительной части знатнейших родов принадлежала почти половина всех крестьянских дворов.
Укрепление сословия дворян происходило за счет значительного расширения находящегося в их владении земельного фонда, объединения всех землевладельцев в единое привилегированное дворянское сословие.
Процесс расширения дворянского землевладения шел путем пожалования дворянам земель из государственного фонда, освоения окраинных территорий и захвата земель свободных и ясачных крестьян. За период с 1682 по 1710 гг. из дворцовых владений было роздано 43 тыс. крестьянских дворов. За время царствования Петра I всего было таким образом превращено в крепостных крестьян более 175 тыс. «душ» мужского пола.
Численно дворянское сословие увеличивалось за счет приема в русское подданство иностранцев, вливавшихся в состав русского дворянства, роднившихся с ним, поступавших на русскую службу (грузинские, кабардинские, картлийские князья, молдавские дворяне во главе с молдавским господарем Кантемиром, сербские дворяне и др.). Оно росло также за счет пожалования дворянского звания выходцам из других сословий, отличившимся на государственной службе. Это приняло широкий размах и систематический характер с введением в жизнь Табели о рангах (1722 год).
Петр I энергично перестраивал прежнюю организацию землевладельцев, положив в основу принцип службы, а не древности родословной. Естественным следствием превращения светских феодалов в единое дворянское служилое сословие, названное на польский лад шляхетством, было слияние поместий и вотчин. По указу о единонаследии от 23 марта 1714 г. родовые, выслуженные, купленные вотчины и поместья рассматривались под общим наименованием «недвижимых вещей», причем порядок их наследования уравнивался.
Реформы, осуществленные при Петре I, вызывали недовольство некоторой части родовитого дворянства, к которому примыкала и часть духовенства. Эти элементы, не понимавшие общеклассовых задач господствующего класса, противодействовали государственным мероприятиям, организовывали заговоры, из которых самым значительным был заговор с участием царевича Алексея. Петр I вел жестокую борьбу со своими противниками, опираясь на большинство дворянства, отстаивавшего свои интересы в новых условиях общественного развития.
Дробление имений среди увеличивающегося по численности дворянства было задержано указом 1714 года о единонаследии. Указ, имевший целью заставить дворян идти на государственную службу ради заработка, вызвал среди них большое недовольство. Они добились, что в 1730 году указ был отменен, хотя оставалось уравнение вотчин с поместьями.
Дворяне вели упорную борьбу за отмену обязательной для них пожизненной военной службы с нижних чинов, установленной при Петре I. Правительство вынуждено было идти на уступки господствующему сословию. Сначала, по указу от 24 февраля 1727 г., было разрешено отпускать часть офицеров и солдат из дворян с военной службы в свои деревни для ведения хозяйства. Затем (1731 год) было создано специальное военное учебное заведение (шляхетский корпус) для дворян, по окончании которого они получали офицерский чин и таким образом освобождались от обязанности служить в нижних чинах. В 1736 году вместо пожизненной военной службы была установлена срочная — в течение 25 лет, а один из сыновей вовсе освобождался от военной службы «для содержания экономии». В то же время укрепился обычай записывать дворян в полки с детского возраста (7—10 лет) и, хотя дети оставались дома при родителях, они считались проходящими службу и получали чины. Наконец, 18 февраля 1762 г. был издан манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне в невоенное время совершенно освобождались от обязательной военной службы.
Таким образом, дворяне из служилого сословия, которому поместья давались за службу, стали землевладельцами и душевладельцами только в силу сословных преимуществ.
Одновременно шел процесс расширения власти помещика над крепостными крестьянами. В 1760 году помещики получили право ссылать своих крестьян в Сибирь на поселение за «вред, разорение, убытки и беспокойства». По указу 1765 года помещики могли отдавать крестьян в каторжные работы «на толикое время, на сколько помещики похотят».
Привилегии дворян были окончательно закреплены в Грамоте на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства, изданной 21 апреля 1785 г. Она подтвердила освобождение дворян от обязательной службы, платежа податей, постойной повинности, телесного наказания. За ними утверждалось монопольное право владения землей и крепостными душами. Были созданы уездные и губернские дворянские собрания, защищавшие сословные интересы дворянства.
Дворянство было разделено на шесть разрядов в зависимости от способа получения дворянского звания. Титулованное дворянство и древние роды были выделены в особые разряды (5-й и 6-й). Для захудалого дворянства вводилось некоторое правовое ограничение: при отсутствии деревень или при доходе с них менее 100 руб. они лишались права избирать в органы дворянского самоуправления; избранными могли быть лишь те, кто имел обер-офицерский чин. Дворянское собрание вправе было исключить из своей среды дворянина, не только опороченного по суду, но даже лишь подозреваемого в «пороках», что давало возможность вести борьбу с нежелательными элементами в дворянской среде.
Духовенство. Духовенство, разделявшееся на черное (монашествующее) и белое (приходское), эксплуатировало крестьян наравне со светскими землевладельцами. Оно представляло собой не только серьезную экономическую, но и политическую силу, поддерживало феодально-абсолютистский строй. Переоценивая свое значение, церковь иногда пыталась противопоставить себя государственной власти (патриарх Никон). При Петре I были осуществлены мероприятия, имевшие целью ограничить влияние церкви на государственные дела, превратить духовенство в разряд служилых людей, находящихся в ведении государственного учреждения — Духовной коллегии. В Духовном регламенте подчеркивалось, что коллегия «от монарха установлена» и поэтому всякий епископ «ведал бы меру чести своей и невысоко бы о ней мыслил». В одном из указов 1721 года было сказано: «Иеромонахи не властительствовать с повелением призваны суть, но токмо духовные дела править».
Петр I не видел непосредственной государственной пользы в существовании многочисленного монашества, считал монахов тунеядцами, возлагал на монастыри государственные повинности и, наконец, в 1723 году совершенно запретил доступ в монашество. В 1762 году был издан указ о секуляризации церковных земель, лишивший духовенство права владеть населенными землями.
Городское население. В то время в недрах русского феодального общества еще только зарождался класс буржуазии. Он впитывал в себя городских и посадских жителей, производящих товары на рынок, а также выходцев из крестьян, занимавшихся ремеслом и торговлей. Наемный труд при феодально-крепостном строе не мог получить широкого распространения. Незначительная часть наемных рабочих в частных мануфактурах состояла в основном из оброчных крепостных. Капиталистические производственные отношения еще только начинали складываться.
В начале XVIII в. количество жителей городов и посадов не превышало 300 тыс. человек. Они, как и крестьяне, несли тяжелые государственные повинности — платежи и службы. По Регламенту Главного магистрата (1721 г.) произведено разграничение городского населения. «Регулярные граждане» разделялись на две гильдии и первой из них предоставлялись «отменные» привилегии и преимущества. К ней относились банкиры, знатные купцы, городские доктора, аптекари и лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, живописцы, иконники. Мелкие торговцы и ремесленники входили во вторую гильдию. «Прочие же все подлые люди, обретающиеся в наймах и черных работах» не причислялись к «регулярным гражданам». Однако деление жителей городов по профессиональному признаку не привилось и практически проводилось по имущественному положению.
Ремесленники объединялись в цехи (цунфты) во главе со старейшинами (алдерманами).
Расслоение городского населения, отделение работных людей и лишение их прав «регулярных граждан» вызывали обострение классовой борьбы в городах.
За 70 лет — с 1724—1728 гг. по 1796 год — численность городского населения увеличилась с 183,5 тыс. душ мужского пола до 650,5 тыс., то есть более чем в три с половиной раза. Рост городов сдерживался феодально-крепостническими отношениями, чрезвычайно затруднявшими переход из крестьянского сословия в городское. Для вступления в посад крестьяне должны были иметь разрешение помещика или его приказчика и получить согласие от посадской общины. Но добиться этого было трудно: переход богатых крестьян в горожане был невыгоден для помещика, переходу же бедняков препятствовала посадская община, опасаясь недоимок в податях.
Посадское население, состоявшее из постоянных жителей городов, платило подушную подать и несло государственные повинности (служба при государственных сборах и т. п.). По манифесту от 17 марта 1775 г. купечество, обладавшее капиталом свыше 500 руб., освобождалось от подушной подати, вместо которой был назначен сбор в размере одного процента от объявленного капитала. Купцы, не обладавшие капиталом в 500 руб., исключались из купеческого сословия и зачислялись в мещане. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апретя 1785 г. размер капитала, необходимого для причисления к купечеству, повысила до 1000 руб.
Этим актом население городов было разделено на шесть разрядов. Первый составляли городовые обыватели, «кои в том городе дом или строение, или место, или землю имеют», независимо от сословной принадлежности. Ко второму относились купцы, разделенные на три гильдии: в зависимости от размера капитала. В третий входили цеховые ремесленники, в четвертый — иностранцы и те, что поселились в городе «ради промысла или работы, или иных мещанских упражнений». К пятому были причислены именитые купцы с капиталом более 50 тыс. рублей, банкиры, оптовые торговцы. Наконец, шестой разряд составляли собственно «посадские», называвшиеся мещанами, к числу которых относились все постоянные жители городов, занимавшиеся мелкой торговлей или ремеслом и не входившие в другие разряды. Для наиболее зажиточной части городского населения были установлены многочисленные льготы и преимущества (освобождение от подушной подати, казенных служб, рекрутской повинности и т. д.).
Согласно Грамоте городам было предоставлено право самоуправления. Органами самоуправления являлись собрание градского общества, общая градская дума и выбиравшаяся ею постоянно действующая шестигласная дума (шестигласная — по числу разрядов городского населения). Правом быть избранными в эти органы пользовались лишь лица, владевшие капиталом не менее 5 тыс. руб.
Органы городского самоуправления были подчинены государственным чиновникам и совершенно бессильны.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Власть императора. В первой четверти XVIII в., при Петре I, получила окончательное оформление и законодательное выражение абсолютная монархия, самодержавие. «Самодержавие (абсолютизм, неограниченная монархия),— писал В. И. Ленин,— есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. Самодержавие есть поэтому самовластие чиновников и полиции и бесправие народа» (1).
Формирование в России абсолютизма проявилось в прекращении созыва Земских соборов, отмене местничества, централизации государственного аппарата, появлении «особого слоя лиц, специализировавшегося на управлении и поставленного в привилегированное положение перед народом» (2). В XVII в. власть государя еще была в некоторой мере связана Боярской думой. При Петре I эта власть полностью стала неограниченной, абсолютной.
Умаление значения Боярской думы началось в конце XVII в. Из сборища родовитых бояр, «думавших» вместе с государем, она стала постепенно превращаться в бюрократическое учреждение, в которое проникали приказные чины. Уезжая в 1697 году за границу, Петр I еще более подорвал значение Боярской думы, подчинив ее своему приближенному — правителю Преображенского приказа князю Ф. Ю. Ромодановскому, не имевшему никакого думного чина. Бояре, составлявшие Думу, обязаны были вместе с начальниками приказов съезжаться к Ромодановскому и «советовать, когда он похочет».
В 1699 году был восстановлен Счетный приказ, или Ближняя канцелярия, на которую возлагался финансовый контроль за деятельностью государственных учреждений. Так как в эту пору важнейшими государственными вопросами были финансовые, Боярская дума срасталась с Ближней канцелярией. Наконец, в 1708 году число присутствовавших в заседании Думы сократилось до 8 человек (руководителей приказов).
Таким образом, в начале XVIII в. во главе Русского государства стал самодержавный монарх, под властью которого находился огромный чиновничье-дворянский аппарат, призванный проводить государеву волю. Церковь, некогда пытавшаяся соперничать с государством, превратилась в одно из его ведомств.
Абсолютизм получил законодательное оформление в толковании к 20-му артикулу Воинского устава, где говорилось, что «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать
--------------------------
1. В. И. Ленин, Соч., т. 4, стр. 242—243
2. В. И. Ленин, Соч., т. 2, стр. 312.
-------------------------
не должен, но силу и власть имеет свое государство и земли, яко христианский государь, по своей воле и благо-мнению управлять». В Духовном регламенте было сказано: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог повелевает». Утверждение новой формы государственной власти сопровождалось изменением титула главы государства. Вместо существовавшего в России с XVI века титула «царь» он получил наименование императора.
Этот титул был поднесен Петру I после победного окончания Северной войны, 22 октября 1721 г. Вслед за этим 5 февраля 1722 г. был издан Указ о наследии престола, согласно которому неограниченная власть монарха распространялась и на выбор преемника на престоле. Перестройка управления государством составляла одну из важнейших частей реформ, осуществленных в России при Петре I. Такое преобразование было осуществлено не сразу и не по заранее намеченному плану. Лучшие формы государственного аппарата отыскивались в процессе его реорганизации, закончившейся лишь к концу первой четверти XVIII века. Во второй четверти XVIII зека в России произошел целый ряд «дворцовых переворотов». В. И. Ленин указывал, что они «...были до смешного легки, пока речь шла о том, чтобы от одной кучки дворян или феодалов отнять власть и отдать другой» (1). Орудием дворцовых переворотов служила своеобразная дворянская сословная организация — гвардия.
Созданный после смерти Петра I Верховный тайный совет стал со временем орудием аристократической верхушки. В 1730 году он возвел на престол племянницу Петра I — Анну Ивановну, вдову герцога Курляндского, которая, не имея никакой опоры в дворянских кругах в России, должна была превратиться в простое орудие в руках кучки аристократов — Долгоруких и Голицыных. Были выработаны так называемые кондиции—условия царствования Анны Ивановны. Ее заставили подписать их перед въездом в Москву. Под страхом лишения короны Анна Ивановна не могла без согласия Верховного тайного совета начинать войну и заключать мир, уста-
---------------------------
В. И. Ленин, Соч., т. 28, стр. 397.
----------------------------
навливать налоги и расходовать государственные средства, раздавать земли и производить в знатные чины, лишать дворян жизни и имущества без суда. Она обязалась даже не вступать в новый брак и не назначать наследника престола.
Затея «верховников» встретила сопротивление широких кругов дворянства, считавших, что оказать влияние на императрицу им будет легче, чем на засевшую в Верховном тайном совете сплоченную группу аристократов. Опираясь на эти круги, на сторону которых стала гвардия, Анна Ивановна по прибытии в Москву порвала кондиции, уничтожила Верховный тайный совет, создала свой особый высший государственный орган — Кабинет, куда назначила собственных ставленников. В дальнейшем, указом от 9 июня 1735 г., было установлено, что акты, подписанные тремя кабинет-министрами, приравниваются к актам, подписанным лично императрицей. Для борьбы со всеми недовольными Анна Ивановна образовала Канцелярию тайных розыскных дел (1731 г.). Опасаясь новых дворянских заговоров, Анна Ивановна окружила себя выходцами из Курляндии, сформировала новый гвардейский Измайловский полк, назначив в него офицерами иностранцев. Иностранцы вершили все дела в государстве. Особенным влиянием пользовался фаворит Анны Ивановны — Бирон.
Засилье иностранцев, сопровождавшееся грабежом населения, произволом, умалением роли русского дворянства, известное в истории под именем «бироновщины», вызвало общий протест дворян, объединило различные дворянские группировки.
Вскоре после смерти Анны Ивановны (1741 г.) был совершен новый дворцовый переворот и на престол возведена дочь Петра I — Елизавета.
Вступив на престол, Елизавета возвела в дворянство всех участников переворота, не принадлежащих к этому сословию, раздала в награду 12 тыс. душ крестьян, уничтожила Кабинет и восстановила права Сената. Впоследствии, однако, в связи с Семилетней войной она создала свой особый высший государственный орган — Конференцию при высочайшем дворе (1756 г.), которая из временного учреждения превратилась в постоянное.
При Елизавете почти полностью обновился состав Сената, были возвышены русские дворяне, а иностранцы отстранены от руководящих должностей в государственном аппарате и в армии.
В декабре 1761 года на престол вступил племянник Елизаветы Петр III. Он упразднил елизаветинскую Конференцию при высочайшем дворе и создал свой Совет при императоре, где главную роль стал играть его дядя герцог Голштинский. Императорский совет подчинил себе Сенат: Сенату было запрещено издавать указы, устанавливающие общие нормы; он был обязан представлять Совету отчетность по государственным доходам и расходам.
За время царствования Петра III группа дворян провела ряд важных государственных актов: указ от 18 февраля 1762 г. о вольности дворянской, указ от 21 марта 1762 г. о секуляризации церковных земель, которой дворянство добивалось еще со времени Петра I. Однако Петр III презирал все русское и преклонялся перед прусским королем Фридрихом II. Такой император не устраивал русское дворянство. В гвардии созревал заговор, имевший целью низложить Петра III и сделать императрицей его жену — Екатерину. Сторонникам Екатерины удалось 28 июня 1762 г. возвести ее на престол, а Петр III был убит.
Естественно, что положение этой ангальтцербстской принцессы, занявшей русский императорский престол, было крайне непрочным. В стране зрели заговоры, делалась ставка на возведение на престол сына Петра III - Павла.
Чтобы в таких условиях удержать корону, Екатерине необходимо было снискать расположение широких слоев дворянства, привлечь на свою сторону набиравшее силы купечество, приобрести более независимое положение относительно этих двух важнейших сил в государстве.
Высшие органы государственного управления. При Петре I был создан высший орган государственного управления — Сенат. В отличие от старой Боярской думы Сенат являлся чисто бюрократическим учреждением. Члены его назначались царем и были ему подотчетны. Указом от 2 марта 1711 г. определялись задачи Сената, состоявшие в осуществлении как судебных, так и административных обязанностей: собирание государственных доходов, контроль за расходами, заботы о расширении торговли, проведение набора дворян на военную и гражданскую службу. Вопросы, связанные с ведением войны и внешними сношениями, не были отнесены к компетенции этого органа. Первоначально Сенат представлял собой лишь временное учреждение «вместо присутствия его величества собственной персоны». С течением времени Сенат стал превращаться в постоянно действующее учреждение.
Порядок ведения дел в Сенате получил окончательное оформление в указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената». Вся деятельность Сената протекала под контролем генерал-прокурора, как «ока государева». Генерал-прокурору подчинялась сенатская канцелярия и система фискалов во главе с обер-фискалом, призванных согласно указу от 2 марта 1711 г. тайно «наблюдать государственный интерес» как в центре, так и на местах. Связь Сената с губерниями осуществлялась через состоящих при нем губернских комиссаров — по два на каждую губернию.
Первым шагом в перестройке центральных органов государственного управления было возложение в 1697 году на Преображенский приказ расследования в масштабах всего государства политических дел, ранее распыленных по нескольким приказам. Преображенский приказ с исключительной жестокостью взялся за расследование дел об участниках народных восстаний, заговоров, о челобитчиках на помещиков, о всех тех лицах, которые выражали недовольство новыми, вводимыми Петром I порядками.
В десятых годах XVIII в. начинается коренная реорганизация центральных органов государственного управления, закончившаяся к 1719 году. Вместо многочисленных приказов, круг деятельности которых был недостаточно ясно очерчен, были образованы коллегии, между которыми более четко разделялись все основные отрасли государственного управления.
В 1720 году был издан Генеральный регламент, установивший общие положения коллежского управления и порядок делопроизводства. Всего было создано 11 коллегий: Военная, Адмиралтейская, Иностранная, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Камер-коллегия, Штате-контора, Ревизион-коллегия, Вотчинная и Юстиц-коллегия. В 1721 <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: