Пузырь, Соломинка и Лапоть
Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки и не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит Пузырю:
— Пузырь, давай на тебе переплывем?
— Нет, Лапоть, пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, а мы
перейдем по ней.
Соломинка перетянулась; Лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а Пузырь хохотал, хохотал... Да и лопнул...
1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Предложите детям вспомнить, какие русские народные сказки они знают. Малыши по очереди называют сказки и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.
2. Знакомство со сказкой. Сообщите тему занятия. Прочитайте или расскажите детям сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», одновременно выставляя
декорации и фигурки персонажей.
-
3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто пошел в лес дрова рубить?
Что им помешало идти дальше?
Что сказал Лапоть Пузырю?
Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?
Как ты думаешь, почему Пузырь не захотел этого сделать?
Что предложил Пузырь?
Согласилась Соломинка? Как ты думаешь почему она согласилась?
Кто первым пошел по Соломинке?
Что случилось с Соломинкой? Почему она переломилась?
Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?
Что случилось с Пузырем, когда он хохотал?
Если бы твои друзья попали в беду, ты бы стал смеяться над ними? А что бы ты сделал?
Как бы ты посоветовал путешественникам перебраться через реку? (Переплыть на Лапте или срубить дерево и сделать мост.)
•
4. Сказочные загадки. Загадайте детям загадки. Попросите их слушать внимательно, а узнав героя сказки, назвать и указать на соответствующую фигурку.
Мылу на заменуВзбили пышно пену. Как подули — посмотри: Полетели... (пузыри).
У любого ты спроси: Летом в полюшке росла—
«Что носили на Руси? » Колос к солнышку несла.
— Из коры плели галошки, А как только пожелтела,
Обували их на ножки. Ей нашлось другое дело.
(Лапти) (Солома)
5.Подвижная игра «Пузырь». Предложите детям сыграть в подвижную игру— показать, как раздувается мыльный пузырь. Для этого встаньте вместе с детьми в круг и возьмитесь за руки и произнесите слова:
™
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой, Да не лопайся.
При этом пятьтесь спиной, расходясь как можно шире и образуя большой круг. Затем остановитесь и длительно произносите звук [с] (пузырь надувается). Затем начинайте сходиться к центру круга и произносите слова:
Пузырь лопнул —
Ой-ой-ой,
А ведь был такой большой.
Подойдя к центру круга, остановитесь и длительно произносите звук [ш] (из пузыря выходит воздух).
Повторите игру несколько раз.
6. Закончи фразу. Предложите детям закончить высказывания. Произнося
фразу, показывайте соответствующие фигурки героев сказки. Если дети не мо
гут подобрать подходящего слова, то после паузы, обозначенной в тексте многоточием, договорите фразу сами, давая малышам образец ответа.
Пузырь толстый., а Соломинка какая? (Тонкая.)
Соломинка высокая, а Лапоть какой? (Низкий.)
Пузырь легкий, а Лапоть... (тяжелый).
Лапоть овальный, а Пузырь... (круглый).
Соломинка смелая, а Пузырь... (трусливый, пугливый).
Лапоть сплели, а Пузырь... (надули, выдули).
Соломинка сломалась, а Пузырь... (лопнул).
Если подбор слов-действий и слов-признаков вызывает у детей затруднение, то проведите игру «Закончи фразу» еще раз. При этом меняйте части сложного предложения местами, например:
Соломинка тонкая, а Пузырь... (толстый).
Лапоть низкий, а Соломинка... (высокая).
Лапоть тяжелый, а Пузырь... (легкий).
Пузырь трусливый, а Соломинка... (смелая).
Пузырь надули, а Лапоть... (сплели).
Пузырь лопнул, а Соломинка... (сломалась).
7. Развитие внимания. Предупредите детей о том, что сейчас вы снова будете
произносить знакомые фразы, но можете допустить ошибки. Попросите слушать
внимательно и подавать вам сигналы. Если фраза сказана правильно, нужно кивать
головой и говорить: «Да, да, да», а если неверно, то качать головой из стороны в сторону и произносить: «Нет, нет, нет».
Соломинка тонкая, а Пузырь толстый. (Да, да, да.)
Лапоть легкий, а Пузырь тяжелый. (Нет, нет, нет.)
Соломинка низкая, а Пузырь высокий. (Нет, нет, нет.)
Пузырь трусливый, а Соломинка смелая. (Да, да, да.)
Пузырь сплели, а Лапоть надули. (Нет, нет, нет.)
Соломинка сломалась, а Пузырь лопнул. (Да, да, да.)
3; Пантомима. После окончания спектакля предложите всем детям превратиться в героев сказки и изобразить перед зеркалом каждого из них с помощью мимики и артикуляции. (Для этого дети встают в ряд перед настенным зеркалом или получают индивидуальные зеркала.) Продемонстрируйте детям артикуляционные позы:
— Пузырь — надуть щеки;
— Соломинка — втянуть щеки;
— Лапоть — открыть рот, сложить губы воронкой, как при длительном произнесении звука [о].
Когда дети разучат артикуляционные позы, следует забрать у них индивидуальные зеркала.
Затем усложните игру и к артикуляционным добавьте общие движения:
— изображая Пузыря, предложите детям не только надуть щеки, но и поста
вить руки на пояс;
— показывая Соломинку — вытянуться всем телом, для этого встать на цыпочки и поднять руки вверх;
— демонстрируя Лаптя, следует опустить руки вниз и переплести пальцы обеих рук.
Когда дети научатся изображать персонажей сказки, предложите малышам показать каждого из них в следующем порядке: Пузырь, Лапоть, Соломинка, Лапоть, Пузырь, Соломинка, Лапоть.
После выполнения пантомимы предложите детям сесть за стол.
4. Сосчитай. Выдайте каждому ребенку по листу бумаги с математическим заданием (рис. 2, с. 21) и красный карандаш. Спросите: «Сколько путешественников
отправилось в путь? » Предложите детям нарисовать столько же палочек в рамке.
После этого предложите детям выбрать и обвести соответствующую цифру.
5. Узнай по контуру. Выдайте каждому ребенку по листу бумаги с графическим заданием «Узнай по контуру» (рис. 3, с. 22). Предложите детям обвести фигуры и спросите, кого из героев сказки напоминает каждая из них. Уточните названия фигур: круг, прямая линия, овал.
2. «Карандаши-спасатели». Объявите тему занятия. Скажите детям, что «карандаши-спасатели» пришли в трудную минуту на помощь героям сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Предложите детям помочь «волшебным» карандашам спасти незадачливых путешественников.
Дайте детям картинку «Незаконченное изображение Соломинки» (рис. 6, с. 23) и цветные карандаши. Предложите малышам «вылечить» Соломинку— для этого провести карандашом линию так, чтобы соединить две части сломанного туловища Соломинки, а затем раскрасить его, самостоятельно выбрав для этого цвет карандаша. Затем предложите детям показать, где у Соломинки верх, где низ, а где середина. В какой части была сломана Соломинка?
Дайте детям другую картинку—«Незаконченное изображение Пузыря» (рис. 7, с. 23) — и попросите помочь Пузырю, дорисовав картинку так, чтобы он из полукруга превратился в целый круг. А затем раскрасить его в любой понравившийся цвет. Когда рисунки будут закончены, спросите детей, какого цвета и формы получились их Пузыри. Уточните, что форма у всех одинаковая (круглая), а цвет разный (разноцветные).
Покажите детям третью картинку—«Лапоть в реке» (рис. 8, с. 23) — и скажите, что Лапоть упал в воду — он может утонуть, если ему вовремя не помочь. Предложите детям раскрасить картинку так, чтобы Лапоть оказался не под водой, а на воде. (Если раскрасить воду синим цветом, а Лапоть желтым или коричневым, то он окажется не под водой, а на воде и сможет сам доплыть до берега.)
(Данная часть занятия может быть проведена с учетом индивидуальных возможностей или желания детей.В этом случае каждый ребенок получает не по три задания, а лишь одно из них — то, которое ему предложит педагог, или то, которое малыш выберет сам.)
3. Конструирование из счетных палочек. Предложите детям сложить из счетных палочек персонажей сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Поместите на
мольберте (доске) образец изображения Соломинки (прямая линия из четырех
счетных палочек), Лаптя (овал из шести палочек) и Пузыря (круг из восьми пало
чек) (рис. 9, с. 24).
Спросите детей, какие геометрические фигуры им напоминают Пузырь, Лапоть и Соломинка.
Спросите детей, сколько понадобится палочек, чтобы выложить Соломинку, Лаптя, Пузыря. Пусть дети сосчитают и сравнят их количество, употребляя слова «больше на», «меньше на».
Затем выдайте детям по четыре счетные палочки и попросите выложить из них Соломинку, после этого дайте шесть палочек для выкладывания Лаптя и наконец восемь палочек — для изображения Пузыря.
(Данная часть занятия может быть проведена с учетом индивидуальных возможностей и желания детей.В этом случае каждый ребенок получает не по три задания, а лишь одно из них — то, которое предложит педагог, или то, которое малыш выберет сам.)
5. Рисование по клеткам. Предложите детям нарисовать героев сказки по
клеточкам в соответствии с образцом из счетных палочек. В помощь точками на
бумаге в клетку заранее отметьте начало и конец каждой линии (рис. 10, с. 24).
Когда графические задания будут готовы, предложите детям превратить (дорисовать) каждую геометрическую фигуру в одного из героев сказки, а затем рассказать, из какой фигуры кто получился: «Из круга получился Пузырь, из овала — Лапоть, а из прямой линии — Соломинка».
![]() |
Рис. 2. Математическое задание «Сосчитай».
![]() |
Рис. 3. Графическое задание «Узнай по контуру»
![]() | |||
![]() |
Рис. 9. Образец изображения Пузыря, Соломинки и Лаптя из счетных палочек.
![]() |
Рис. 10. Рисование сказочных персонажей по клеткам.