Разработка и выполнение производственной программы




 

Производственная программа представляет собой систему планов по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества. Основанием для формирования производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилированием предприятия, его подразделений и их развитием.

Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости, определяемой содержанием договоров с заказчиками, с установлением конкретных сроков выполнения заказов.

Гарантированность выполнения производственной программыобеспечивается ее всесторонним обоснованием, прежде всего, по трем направлениям:

• наличием производственных мощностей, необходимых для обеспечения предусмотренного объема производства, выполнения всех производственных процессов, технологических операций;

• наличием материальных ресурсов, полностью отвечающих потребностям производства, или договоров с надежными поставщиками-предприятиями или посредническими организациями;

• наличием квалифицированных специалистов всех уровней, а при необходимости — договоров со сторонними организациями по выполнению отдельных работ и услуг.

При разработке производственной программы большое значение имеет правильный выбор способа выражения и единицы измерения заданного объема работ. Для этих целей используются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т.д.) обеспечивают возможность получения количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей и служат исходными величинами для определения потребности предприятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании, производственных площадях. Однако при применении натуральных измерителей невозможно обобщить различные по характеру натуральные показатели.

Для расширения сферы применения натуральных измерителей используются условно-натуральные измерители (например, условные тонны угля). Они применяются в случае планирования производства однородной, однотипной или одноименной продукции. При этом за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все ocтальные приравнивают к нему по трудоемкости, материалоемкости или по какому-либо другому признаку.

Трудовые измерители применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель — трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется показатель станко-часы.

Стоимостные измерители производственной программы носят обобщающий характер и являются универсальными при взаимоувязке всех разделов плана предприятия. В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и валовая продукция, чистая и условно-чистая продукция, нормативно-чистая продукция, валовой и внутрипроизводственный оборот, нормативная стоимость обработки.

Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства, выпускающих продукцию.

Объем продаж — это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.

Объем реализованной продукции (РП) является одним из основных показателей, по которому оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он рассчитывается по формуле

РП = ТП + (Онп – Окп), (10.1)

где ТП — объем товарной продукции за определенный период (месяц, квартал, год);

Онп, Окп — стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец того же периода соответственно.

Товарная продукция — стоимость той части производимой предприятием продукции, которая предназначается для реализации. В объем товарной продукции включаются:

• стоимость готовых изделий;

• стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону;

• стоимость полуфабрикатов и продукции для поставки своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;

• стоимость нестандартного оборудования, приспособлений и тому подобное общего назначения своего производства, зачисляемых в основные средства предприятия или реализуемых на сторону;

• стоимость услуг и работ промышленного характера по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включающих работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Валовая продукция характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год). В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство. Валовая продукция (ВП) рассчитывается по заводскому методу двумя способами.

Во-первых, как разница между валовым и внутризаводским оборотом:

ВП = ВО – Вн, (10.2)

где ВО — валовой оборот;

Вн — внутризаводской оборот.

Валовой оборот — это стоимость всего объема продукции, произведенного за определенный период всеми цехами предприятия независимо от того, использовалась ли данная продукция внутри предприятия для дальнейшей переработки или была реализована на сторону.

Внутризаводской оборот — это стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами в течение одного и того же периода времени.

 

Во-вторых, объем валовой продукции (ВП) определяется по формуле

ВП = ТП + (НПкп – НПнп), (10.3)

гдеНПкп, НПнп — стоимость незавершенного производства на конец и начало периода соответственно.

Чистая продукция — это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят оплата труда, выданная в виде заработной платы, оплата труда невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационные отчисления с основных фондов):

Чистая продукция = Объем продаж – Материальные затраты – Амортизация.

Чистая продукция на макроэкономическом уровне воплощается в аналогичный по содержанию показатель — национальный доход.

Условно-чистая продукция — это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений:

Условно-чистая продукция = Объем продаж – Материальные затраты.

Показатели чистой и условно-чистой продукции используются для анализа структуры стоимости продукции (работ, услуг), планирования фонда оплаты труда. Норматив чистой продукции представляет собой часть цены изделия, включающую основную и дополнительную заработную плату персонала с отчислениями на социальные нужды и нормативную прибыль.

Нормативная стоимость обработки включает заработную плату производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Для оценки всех вышеперечисленных стоимостных показателей применяются оптовые цены, которые в свою очередь подразделяются на действующие и сопоставимые. Действующие цены используются для текущих расчетов между производителями и покупателями, а сопоставимые (неизменные, фиксированные) — для определения динамики.

Разработанные плановые задания должны быть реализованы качественно и в намеченные сроки. Для этого осуществляется оперативное управление производством. Оно включает разработку оперативно-календарных планов (графиков запуска-выпуска изделий), сменно-суточных заданий на уровне цехов, участков (бригад) и рабочих мест и контроля сроков их выполнения. В процессе оперативного управления производством достигается четкое взаимодействие органов управления на всех стадиях производственного процесса — от получения сырья, материально-технических ресурсов до реализации продукции с целью комплексного и своевременного выполнения плана поставок продукции при наилучшем использовании располагаемых ресурсов.

Таким образом, оперативное управление производством осуществляется на основе непрерывного (повседневного) слежения за ходом производства, оказывая целенаправленное воздействие на коллективы цехов, участков (бригад), рабочих для обеспечения безусловного выполнения утвержденной производственной программы. Это достигается:

• строгим распределением работ на короткие периоды времени (декада, неделя, сутки, смена) в цехах, на производственных участках (бригадах), рабочих местах;

• четкой организацией сбора и обработки информации о ходе производства;

• комплексным использованием средств вычислительной техники для подготовки вариантов управленческих решений;

• повседневным анализом и владением управленческим персоналом производственной ситуацией в каждом звене предприятия;

• своевременным принятием решений и организацией работы по предупреждению нарушений в ходе производства или для быстрого его восстановления в случае отклонений от запланированной траектории движения.

Пример 1. Определите размер валовой, товарной и реализованной продукции на основе следующих данных.

 

В отчетном периоде предприятие выпустило изделий Х в количестве

500 ед., изделий Y — 800 ед. Цена изделия Х — 2,5 тыс. руб., Y — 3,2 тыс. руб. Стоимость услуг непромышленного характера, оказанных сторонними организациями, 50 тыс. руб. Остаток незавершенного производства на начало года 65 тыс. руб., на конец года — 45 тыс. руб. Остатки готовой продукции на складах на начало периода 75 тыс. руб., на конец периода — 125 тыс. руб.

Решение. Определим объем товарной продукции:

ТП = (500 ∙ 2,5 + 800 ∙ 3,2) + 50 = 3860 тыс. руб.

Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода:

ВП = 3860 +45 – 65 = 3840 тыс. руб.

Объем реализованной продукции определим по формуле (10.1):

РП = 3860 + 75 – 125 = 3810 тыс. руб.


 

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: